Урок физики по теме Законы сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Цели урока

Образовательные:

  • выяснить физическое содержание закона сохранения энергии;
  • добиться усвоения учащимися понимания универсальности закона сохранения энергии на примере механических и тепловых процессов;
  • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений при решении задач с использованием научного калькулятора.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения анализировать и делать выводы;
  • продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.

Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету «физика»;
  • продолжить формирование стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний через решение задач.

Дидактический тип урока: комбинированный (изучения нового материала и закрепление).

Демонстрации:

  1. Падение теннисного шарика.
  2. Колебание груза.
  3. Падение металлического шарика.

Оборудование: калькуляторы CASIO fs-82, теннисный мяч, металлический мяч, груз на нити.

Учебник: Физика-8, А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2008 г. Сборник задач по физике, В. И. Лукашек, Е. В. Иванова. М.: «Просвещение», 2007 г.

Ход урока

Задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

1. Приветствие и настрой на урок.

2. Постановка темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

1. Вопросы 1-4 параграфа 10

2. Почему дом выгоднее отапливать, используя уголь, природный газ или жидкое топливо, чем дерево или солому?

3. Почему теплота сгорания сырых дров меньше теплоты сгорания сухих той же породы?

Проверка решения домашних задач.

3 ученика на доске решают домашние задачи упр.5.
Учащиеся отвечают с места.

Сверяют с записями в тетради.

3. Актуализация знаний.

1. В каком случае о телах говорят, что они обладают механической энергией?

2. Какие виды механической энергии различают?

3. Какие тела обладают кинетической энергией и от чего она зависит?

4. По какой формуле можно рассчитать кинетическую энергию?

(Записывает на доске).

5. От чего зависит потенциальная энергия?

6. По какой формуле можно рассчитать потенциальную энергию поднятого тела? (записывает на доске).

Учащиеся отвечают с места.

4. Изучение нового материала.

1. Демонстрация: подбрасывание теннисного мячика, его падение, «отскакивание» вверх.

Наблюдают.

2.Какие превращения энергии происходят при подъеме шарика и при его падении?

Делают вывод.

3.Формулировка темы урока, постановка целей и задач урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

4. Почему шарик не поднимается до первоначальной высоты?

Высказывают предположения, обсуждают, делают вывод.

Читают вслух формулировку закона (учебник стр. 28), записывают в тетрадь:

Е = Екин.пот. = постоянно (при Fтр. = 0).

5. Решим задачу: Теннисный шарик падает с высоты 0,9 м. Найти его скорость в момент удара о стол.

Записывают краткое условие задачи и решение:

mgh = mV2:2 ,



V2 = 2gh = 2 * 10 * 0,9 = 18 (м22)

V = 4,24 (м/с)

6. Приведите другие примеры превращения механической энергии в механическую.

Приводят примеры.

7. Демонстрация: падение металлического шарика на металлическую плиту.

Наблюдают, делают вывод: при ударе изменяется кинетическая и потенциальная энергия молекул шара. Следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю.

8. Решим задачи:

1. Стальной шар падает с высоты 0,9 м. на стальную плиту. На сколько температура шара после удара превышает начальную, если 50% механической энергии переходит во внутреннюю энергию шара?

А может ли быть повышение температуры существенным?

Записывают краткое условие задачи и решение:

0,5mgh = cm∆t

∆t = (0,5mgh) : (cm)

∆t = (0,5 * 10 * 0,9) : 460 = 0,0098 С

2. С какой высоты должна падать вода, чтобы при ударе о землю она закипала? На нагрев воды идет 50% расходуемой механической энергии, начальная температура воды 20 С ?

Записывают краткое условие задачи и решение:

0,5mgh = mc∆t

h = (mc∆t) : (0,5mg)

h = (4200 * 80) : (10 * 0,5) = 70*102 м

Как связаны механическая и внутренняя энергии?

Формулируют вывод.
Находят вывод в тексте параграфа.
Читают вслух. Записывают.

9.Приведите другие примеры превращения механической энергии во внутреннюю.

Приводят примеры.

10. Вопрос: А может ли внутренняя энергия превращаться в механическую?

Отвечают.

11. Приведите примеры.

Приводят примеры.

12. Решим задачи:

1. Какую работу произвел реактивный двигатель самолета, если в нем сгорело 200 кг керосина, а КПД двигателя равен 42 %? Удельная теплота сгорания керосина составляет 4,6*107 Дж/кг.

2. На примусе с кпд 40% необходимо вскипятить 4 л воды, начальная температура которой 20 С, в алюминиевой кастрюле массой 2 кг. Определите расход керосина на нагревание воды и кастрюли.

Записывают краткое условие задачи и решение:

η = (Ап : Аз)*100%

Аз = Q = mkq

Ап = Аз* η : 100% = mk*q* η : 100%

Ап = (200 * 4,6 * 107 * 42) : 100 = 219047610 : 100 = 2190476,1 = = 2 (МДж)

Записывают краткое условие задачи и решение:

ηmkq = cвρV(t2 – t1) + cаmа (t2 –t1)

ma = ((cвρV + cаmа)*( t2 –t1)) : ηq

ma = ((4200*1000*0,004+900*2)*(100-20)) : (0,4*43000000) = 0,0865 (кг)

13.Вспомним лабораторную работу № 1. Какой вывод мы сделали, выполнив ее?

Формулируют вывод.

14. Из приведенных примеров, рассмотренных демонстраций и решенных задач какой общий вывод мы можем сделать о сохранении и превращении энергии?

Высказывают предположения.

Формулируют вывод.

Зачитывают вслух формулировку из учебника. Записывают.

Зачитывают вслух последние 4 абзаца параграфа №11.

5. Подведение
итогов урока.

Выставление оценок за урок.

Самооценка в достижении целей урока.

6. Домашнее задание.

§ 11- уметь отвечать устно на вопросы в конце параграфа.

Упражнение 6 – устно.

Сб. задач — № 1051 – письменно.

Запись в дневниках.




Следующий: