Урок физики по теме Второй закон Ньютона

Цель урока:

вывести формулу второго закона Ньютона.

  • Образовательные задачи

: повторить первый закона Ньютона и явление
инерции, уметь объяснять на их основе природные явления, выяснить причину
появления у тела ускорения, вывести формулу второго закона Ньютона.

  • Развивающие задачи
  • : развитие логического мышления, речи.

  • Воспитательные задачи
  • : воспитание умения проводить рефлексию, умения
    работать в группе, слушать других и высказывать свое мнение, воспитание
    бережного отношения к оборудованию, к аккуратному ведению записи в тетради,
    воспитание правильного поведения на дороге.

    Оборудование:

    • блюдце с водой, магнит, скрепка, “плот” из пробки, бумага А4, фломастер
      (данное оборудование рассчитано на 1 группу);
    • бумага, копировальная бумага (для каждого ученика).

    Ход урока

    Учащиеся рассаживаются за парты как обычно на уроках. Перед каждым учеником
    лежат два небольших листочка и копирка. На интерактивной доске появляются слайды
    подготовленной к уроку презентации.

    1. Повторение ранее изученного материала.

    Решение качественных задач. Игра “Верю – не верю”. Дети записывают да
    или нет, используя 2 листочка и копирку.

    1. Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад?
      Ответ: Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления
      инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся.
    2. А когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему?
      Ответ: Тело человека по инерции еще движется, а ноги уже
      остановились.
    3. Почему при выбивании пыль вылетает из ковра?
      Ответ: Пыль движется за выбивающей палкой.
    4. В чем основная причина разрушений при землетрясениях?
      Ответ: Земная кора колеблется, нижняя и верхняя часть зданий начинают
      двигаться в противоположные стороны.
    5. Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом?
      Ответ: Любой транспорт не может остановиться мгновенно и некоторое
      время движется по инерции.
    6. На столе лежит брусок. Правильно ли изображены силы, действующие на
      него?
    7. Парашютист опускается, двигаясь равномерно и прямолинейно, т.к. на него
      действует только сила тяжести.

    Дети сдают одну копию ответов учителю, другую оставляют у себя.
    Осуществляется самопроверка.

    2. Изучение нового материала

    .

    Учитель:

    – Ребята, у вас на столах находится скрепка на “плоту”, который лежит на
    поверхности воды, налитой в блюдце. В каком состоянии находится скрепка? (Ответ:
    В покое.
    )

    – Почему? (Действия всех сил скомпенсированы.)

    – Поднесите магнит к скрепке и скажите, что вы наблюдаете? (Скрепка
    движется.
    )

    – Сегодня на уроке нам предстоит выяснить причину ее движения. Почему скрепка
    начала двигаться? Поработаем над решением данного вопроса в группах.

    Группы формируются по четыре ученика, из двух соседних парт. Каждая группа
    обсуждает вопрос, записывает свои гипотезы на листе бумаги. Представитель каждой
    группы выходит к доске, вывешивает лист с гипотезой и отчитывается о работе
    группы, т.е. отвечает на вопрос, почему скрепка пришла в движение?

    (Ответ в большинстве случаев: На скрепку подействовали силой магнита).

    – У большинства групп такое мнение: причиной изменения скорости у скрепки
    явилась сила магнита. Скрепка пришла в движение, значит получила ускорение. Что
    же является причиной ускорения скрепки? (Ответ: Сила.)

    Продолжается работа в группах. Вопросы к группам:

    – От чего будет зависеть значение ускорения скрепки, когда она будет
    двигаться быстрее, медленнее?

    Ответы вновь записываются на листах и вывешиваются на доске. У большинства
    ребят получается, что ускорение зависит от величины силы магнита и от массы
    скрепки.

    – А как ускорение зависит от силы? (Ответ: Прямопропорционально).

    – А от массы? (Ответ: обратнопропорционально).

    – Попробуйте данные утверждения представить в виде формулы.

    Каждая группа на своем листе пишет, от чего зависит ускорение скрепки, и
    получает формулу ускорения. Представители от групп предоставляют отчет.

    Таким образом, получили: ускорение прямопропорционально силе и
    обратнопропорционально массе тела. Данное утверждение можно представить в виде
    следующего соотношения: a = F/m. Это соотношение выражает Второй закон
    Ньютона
    .

    Работа в тетрадях.

    1. Запишем тему урока “Второй закон Ньютона”.
    2. Причиной изменения скорости у тела является действие силы на это тело.
    3. Формулировка второго закона Ньютона: “Ускорение, которое приобретает
      тело в результате взаимодействия, прямопропорционально действующей на это
      тело силе и обратнопропорционально его массе”.
    4. Запишем формулу закона. a = F/m.

    3. Закрепление изученного материала.

    Решение задач в тетради.

    1. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т,
      если сила тяги двигателей 90 кН? (а = 1,5 м/с2)
    2. Определить массу футбольного мяча, если после удара он приобрел
      ускорение 500 м/с2, а сила удара 420 Н? (m = 0,84 кг)

    Работа устно

    (задания на слайдах). Вставь пропущенные слова.

    1. Под действием силы тело движется с … .
    2. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение ….
      в ….раз.
    3. Если массу тела уменьшить в 4 раза, то ускорение …. в….раз.
    4. Если силу увеличить в 3 раза, а массу уменьшить в 3 раза, то ускорение….

    Ответы сравниваются с ответами на доске.

    4. Подведение итогов

    и выставление оценок. Домашнее задание.

    Урок сопровождается презентацией, предложенной в Приложении.

    Следующий: