Урок физики по теме Изопроцессы в газах, 10-й класс

Цели урока:

  • образовательная:
  • добиваться усваивания учащимся газовых законов;
  • продолжить формировать умение применять газовые законы для объяснения процессов, протекающих в природе;
  • обобщить и систематизировать знания учеников о свойствах газов;
  • проверить умение решать задачи по данной теме, производить построение и анализ графиков при решении соответствующих задач;
  • продолжить формирование умений производить вычисления при решении задач.
  • воспитательная:
    • продолжить формирование умений работать самостоятельно и в группе;
    • показать связь предмета с реальной действительностью;
    • сформировать убеждение о единстве законов живой и неживой природы;
    • содействовать экологическому воспитанию учащихся;
    • продолжить формировать интерес к физике.
  • развивающая:
    • способствовать расширению знаний учащихся, предлагая задачи, непредусмотренные школьной программой;
    • способствовать развитию творческого мышления, предлагая тестовые нестандартные задания;
    • продолжить формирование умений переключаться с одного вида деятельности на другой при максимальном разнообразии видов деятельности;
    • продолжить формирование образовательных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • способствовать развитию познавательной активности учащихся.

    Оборудование: раздаточный материал (карточки-задания с количественными и графическими задачами, тесты, светофорчики), компьютер, мультимедийный проектор.

    Оформление доски: графики изопроцессов.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений.
    Но без труда талант не в прок.
    Скрестите шпаги ваших мнений,
    Мы вместе проведем урок!
    Мои соавторы и судьи,
    Оценкой Вас не накажу.
    За странный слог не обессудьте,
    А дальше прозой я скажу.

    II. Постановка целей и задач урока

    Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы должны с Вами отработать навыки по решению задач по теме «Изопроцессы в газах». Это нам нужно для того, чтобы мы могли объяснять с научной точки зрения явления, происходящие в окружающем мире и с каждым из нас, а так же чтобы позднее по окончании изучения темы успешно написать контрольную работу.

    Мы с вами сегодня будем работать самостоятельно по карточкам, в группах находить общее решение на поставленный вопрос, решать вместе различные задачи.

    III. Актуализация знаний

    Для того чтобы мы могли перейти к успешному решению задач повторим изученные нами газовые законы. Для этого я вам опишу процесс, происходящий в нашем организме, а вы скажете по какому закону этот процесс происходит и сформулируете его.

    Мы рассмотрим процесс вдоха и выдоха: при вдохе за счет работы межреберных мышц объем грудной клетки увеличивается, поэтому воздух поступает из атмосферы в легкие, затем вследствие расслабления мышц объем грудной клетки уменьшается- происходит выдох. (На экране появляются слайды с формулировками, формулами и графиками изопроцессов)

    IV. Повторение уравнений изопроцессов путем установления соответствия

    Какое из приведенных ниже уравнений соответствует изотермическому процессу, изобарному процессу, изохорному процессу. (Покажите с помощью пальцев на руке)

    1)
    2)
    3) P1V1 = P2V2
    4)
    5)

    V. Индивидуальная работа по карточкам

    Формулы повторили, а теперь вы получите каждый карточки с задачей, по условию вы должны узнать процесс, применить формулу, сделать вычисления и дать ответ (Приложение 1).



    VI. Работа со светофорчиком

    А теперь прежде чем перейти к решению графических задач, поработаем со светофором.

    Красный – изотермический процесс;
    Желтый – изобарный процесс;
    Зеленый – изохорный процесс.

    VII. Работа в группах

    Переходим к работе в группах (4 человека), займите свои места (Приложение 2).

    Домашнее задание по карточкам (Приложение 3).

    VIII. Решение задач повышенного уровня

    А теперь мы решим задачи, которые ранее не решали:

    1) Изобразите графически зависимость плотности определенной массы идеального газа от его давления при Т = const.
    Если PV = const и V = m / ρ, то Pm / ρ = const, т.к. m = const, то P / ρ = const, ρ = P / const, ρ ≈ P.

    2) Изобразите графически зависимость плотности определенной массы газа от температуры при P = const.

    3) По рисунку охарактеризуйте как изменились параметры идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2.

    4) А если график имеет вид: как изменится объем?

    а)

    б) На рисунке изображен процесс, совершаемый с определенной массой идеального газа. Изменится ли при этом процессе температура? Как она изменится?

    IX. Решение задач с использованием графиков изопроцессов

    1. Как изменится температура в процессе, осуществляемом с определенной массой идеального газа и графически изображенном на рисунке.
    2. Как изменилось давление газа во время процесса, изображенного на рисунке?
    3. Состояние идеального газа изменяется по замкнутому циклу, изображенному на рисунке. Указажите, как меняется в этом процессе объем.

    По графику видно, что давление на некоторых участках растет, на некоторых уменьшается. Следует ожидать, что и объем на одних участках уменьшается, а на других возрастает и т. д.

    Проведем две изохоры. 1΄ и 1˝ — соответствуют V1, 2΄ и 2˝ — V2, т.е. V1΄ =V1˝, V2΄=V2˝ т.к. V2 > V1(из таблицы), то V1˝ < V2˝,и V1΄ < V2˝. При переходе 1˝ → 2˝ объем увеличивается, а 2′ → 1′ объем уменьшается.

    Следовательно, есть точки где значение Vmax и Vmin, легко догадаться, что это будут точки, в которых две изохоры касаются окружности графика.
    M – Vmax N — Vmin

    Ответ: M – Vmin , N – Vmax. В процессе перехода от M к N газ расширяется, а от N к М газ сжимается.

    X. Тесты по вариантам с последующей проверкой (Приложение 4)

    Ответы к тестам:

    1 2 3 4
    А В Г Б
    В Б А Д
    Б А Д Г
    В Г Д Б
    Д Д А Б

    XI. Подведение итогов урока

    Молодцы! Справились со всеми заданиями: решили качественные, количественные и графические задачи, дали ответы на тестовые задания.

    XII. Рефлексия.

    У Вас на столе лежат светофорчики. Если Вам урок понравился, было интересно – покажите на светофорчике зеленый цвет, если Вы остались равнодушными, Вам было неуютно – покажите желтый цвет, а если Вам не понравилось на уроке – красный цвет.

    Литература

    1. Дик. Ю.И., Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика 10, под. Ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2001.
    2. Марон А.Е. Марон Е.А.Физика.10 класс: дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2006.
    3. Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1992.
    4. Пайкес В.Г., Ерюткина Е.С., Ерюткина С.Г., Дидактические материалы для физики 10 класса. –М.: АРКТИ, 2001.
    5. Перлин А.З., Малышева Е.С., Малышев М.И., Меркулова С.С., Ясакова С.Р. Физика. Сборник заданий с выбором ответа для тематического контроля. – М.: Дом Педагогики, 1997.
    6. Рымкевич А.Б. Физика. Задачник. 10-11 кл. -Москва.: Дрофа, 2001.
    7. Савченко Н.Е. Решение задач по физике. – Минск, Высшая школа, 1988.



    Следующий: