Урок физики по теме Испарение и конденсация

Цели:

  • дать учащимся знания об особенностях
    физических процессов перехода вещества из
    жидкого состояния в газообразное и наоборот,
  • углубить и пополнить знания учащихся об
    агрегатных состояниях вещества; дать понятие
    процессов испарения и конденсации, рассмотрев их
    на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на
    скорость испарения;
  • развивать умения производить наблюдения,
    делать выводы, умение сравнивать; показывать
    связь данной темы с другими науками.
  • воспитать интерес к предмету и позитивное
    отношение к учебе;

Оборудование: графопроектор, плакат
“Круговорот воды в природе”, вода, спирт,
подсолнечное масло, спиртовка, бумажные полоски,
электрическая плитка, стеклянные пластины с
матовой поверхностью и держатели-подставки для
них.

Ход урока

Учитель: Представьте себе, что мы
выльем стакан воды на пол и уйдем. Приходя на
следующий день, увидим, что нет воды, что
случилось с водой?

Ученики: Вода испарилась.

Учитель: Правильно, вода испарилась.
Что же такое пар, как происходит испарение, от
чего зависит скорость испарения – вот наша
сегодняшняя цель урока. Сначала обратимся к
плакату “Круговорот воды в природе”. Учащиеся
дружно вспоминают знания по природоведению,
рассказывают об образовании облаков, об
испарении.

Скажите, пожалуйста, что такое испарение?

Ученики: Испарение это
парообразование с поверхности жидкости.

Учитель: А теперь выясним, от чего
зависит скорость испарения. Для этого сделаем
опыт.

1. Возьмем три различных жидкости (вода, спирт,
подсолнечное масло) и нанесем на матовую
стеклянную поверхность. Через некоторое время
жидкости начнут испаряться: вначале — спирт,
затем — вода, а масло не сможет испаряться. От чего
зависит скорость испарения?

Ученики: От рода жидкости, так как
молекулам жидкости необходимо преодолеть
различные силы межмолекулярного притяжения, в
зависимости от плотности веществ.

2. Возьмём две полоски бумаги, смочим их водой и
одну полоску оставим на столе, а другую
преподносим к электроплитке. Какая из них
высохнет быстрее?

Ученики: Полоска, где температура
больше, высохнет быстрее. Значит, скорость
испарения зависит от температуры.

Учитель: Приведите примеры, когда
скорость испарения зависит от температуры.

Ученики: Лужи летом высыхают быстрее,
чем осенью, выстиранное бельё высыхает быстрее в
жаркую погоду, чем в холодную.

Учитель: Выстиранное бельё в ветреную
погоду высыхает быстрее…

Ученики: Сено в ветреную погоду
высыхает быстрее. Значит, скорость испарения
зависит от ветра.

Учитель: Да, не зря же мы во время
чаепития дуем на чай в блюдце.

3. Возьмем 2 сосуда с разными горлышками, с
одинаковыми объёмами воды. В каком из них вода
испарится быстрее?

Ученики: В сосуде с широким горлышком
вода испарится быстрее. Значит, скорость
испарения зависит от площади свободной
поверхности жидкости.

Учитель: Зависит ли скорость
испарения от массы вещества.

Ученики: Конечно, зависит, ведь для
испарения жидкости большей массы потребуется
больше количества теплоты.

Учитель: Сделайте, пожалуйста, вывод.

Ученики: Скорость испарения зависит
от рода жидкости, от температуры, от площади
свободной поверхности жидкости, от ветра, а так
же от массы жидкости.

Учитель: Сделаем следующий опыт.

4. Поставим на плитку колбу с водой и закроем
сухой крышкой. Через некоторое время на крышке
появляются капельки воды, откуда они появились,
ведь она была сухой?

Ученики: Молекулы воды испарились и на
крышке обратно превратились в воду.

Учитель: Да, этот процесс, т.е. переход
вещества из газообразного состояния в жидкое
состояние называется конденсацией.

Примером конденсации служит выпадение росы,
образование тумана.

А теперь выясним, что происходит с жидкостью
при испарении. После купания мы мерзнем, значит,
наше тело покидают быстрые молекулы с большей
энергией, остаются молекулы с меньшей энергией,
значит, с меньшей температурой. При испарении
энергия поглощается. Например, при растирании
рук эфиром мы почувствуем заметное похолодание.
А при конденсации энергия выделяется. Эту
энергию можно использовать для нагревания воды в
турбинах, что в свою очередь используют для
бытовых нужд.

А теперь посмотрим ещё один опыт:

5. Поставим на плитку колбу с водой и начнём
измерять температуру с определенным промежутком
времени.

t1= 200 t5=800
t2 = 500 t6=1000
t3 = 700 t7=1000
t4 = 800 t8=1000

Какой вывод можно сделать?

Ученики: Во время кипения температура
не меняется.

Учитель: На что тогда расходуется
количество теплоты, подводимое электроплиткой?

Ученики: На парообразование внутри
жидкости.

Учитель: Да, кипение это
парообразование внутри жидкости.

Как можно использовать постоянство
температуры на практике?

Ученики: Нужно уменьшить подводимое
количество теплоты, т.е. установить регулятор на
малый уровень.

Разные жидкости кипят при разных температурах.
(Работа с таблицей №5)

При увеличении давления температура кипения
жидкости увеличивается, а при уменьшении –
уменьшается. Например, высоко в горах, где
давление низкое, вода может кипеть при 700.

Закрепление знаний: Ответы на вопросы.
Решение качественных задач по сборнику задач В.И.
Лукашик №884-901.

Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание: п. 16, 17, 18, задание 3
(с.43)

Следующий: