Урок физики по теме Гармонические колебания. 11-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,06 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока

: урок формирования новых знаний

Технологии

: фронтальный опрос,
индивидуальная работа, работа в команде,
объяснение, здоровьесберегающие технологии.

Методы:

беседа, самостоятельная работа, аналитический
метод, метод самоконтроля.

Приемы:

использование ИКТ (для более
продуктивной работы, концентрации внимания
учащихся), игра (для разрядки, позитивного
настроя на дальнейшую работу).

Цель урока

: Освоение учащимися знаний о
гармонических колебаний на основе межпредметных
связей естественно-научного и математического
циклов предметов.

Задачи урока

:

  • Формирование исследовательского умения через
    извлечение информации из графика и уравнений
    зависимостей координаты, скорости и ускорения от
    времени.
  • Способствовать развитию умения анализировать,
    обобщать, делать выводы, развитию логического
    мышления;
  • Продолжить формирование научного
    мировоззрения, способности к организации
    индивидуальной и коллективной учебной работы.

Дидактические материалы и средства обучения

:
презентация к уроку, компьютер, проектор и экран,
карточки с заданиями для игры «Один за всех и все
за одного» и карточки для выполнения
практического домашнего задания-исследования.

Подготовка к уроку:

На предыдущем уроки физики «Свободные
механические колебания» были даны определения
колебательного процесса, амплитуды, периода,
частоты и циклической частоты, фазы колебаний,
рассмотрены основные колебательные системы. На
дом было задано выучить эти определения, так как
они лежат в основе материала урока
«Гармонические колебания».

Накануне урока учитель математики провел урок,
на котором были повторены формулы нахождения
производных основных функций, физический смысл
производной, построение косинусоиды и синусоиды,
формулы приведения.

Этапы урока:

1. Организационные моменты (приветствие,
мотивация, целеполагание)

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

3. Формирование знаний и умений.

4. Закрепление знаний в форме игры.

5. Формирование знаний и умений.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока


Этапы урока Слайды
1. Организационные моменты (приветствие,
мотивация, целеполагание)

Учитель напоминает о
том, что на прошлом уроке были сформулированы
основные определения по теме «Механические
колебания», но не было аналитического и
графического описания колебательного процесса.
Поэтому формулируется цель урока: научиться
получать уравнения зависимости проекций
скорости и ускорения на ось Ох от времени и
строить графики полученных функций.

Учитель обращает внимание на то, что каждый
правильный ответ отмечается баллом, который
будет учитываться при выставлении оценок за
работу на уроке.

Рисунок 1

2. Актуализация опорных знаний и их
коррекция.

Учитель задает вопрос: «Что
называется колебаниями?» После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ.

Учитель дает задание: «Приведите примеры
колебательных процессов» и дает возможность
высказаться разным учащимся. Затем на экране
появляются несколько примеров колебательных
система.

Рисунок 2

Учитель задает вопрос: «Что называется
амплитудой колебаний?» После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ.

Учитель дает задание:
«Определите амплитуду колебаний по графику
зависимости координаты от времени». После того,
как один из учащихся отвечает, на экране
появляется правильный ответ.

Рисунок 3

Учитель задает вопрос: «Что называется
периодом колебаний?» После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ.

Учитель дает задание:
«Определите период колебаний по графику
зависимости координаты от времени». После того,
как один из учащихся отвечает, на экране
появляется правильный ответ

Рисунок 4

Учитель задает вопрос: «Что называется
частой колебаний?» После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ.

Учитель дает задание:
«Определите частоту колебаний по графику
зависимости координаты от времени». После того,
как один из учащихся отвечает, на экране
появляется правильный ответ.

Рисунок 5

Учитель задает вопрос: «Что называется
циклической частой колебаний?» После того, как
один из учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ.

Учитель дает задание:
«Определите циклическую частоту колебаний по
графику зависимости координаты от времени».
После того, как один из учащихся отвечает, на
экране появляется правильный ответ.

Рисунок 6

Учитель дает задание: «Определите
начальные фазы колебаний для каждого из четырех
рисунков». После того, как один из учащихся
отвечает, на экране появляется правильный ответ.
Рисунок 7

3. Формирование знаний и умений.

Учитель

  • формулирует определение гармонических
    колебаний;
  • напоминает, что в природе не существует таких
    свободных колебаний;
  • уточняет, что в тех случаях, когда трение мало,
    свободные колебания можно считать
    гармоническими;
  • показывает уравнение гармонических колебаний;
Рисунок 8

4. Закрепление знаний в форме игры

Учащимся,
сидящим за первой партой, выдается карточка с
пустыми окошками для записи ответов. Каждый
учащийся пишет ответ в первое окошко и передает
карточку на вторую парту ученику, сидящему за
ним. Учащийся, сидящий за второй партой, пишет
ответ во второе окошко и передает карточку
дальше и т.д. Если учащихся в ряду меньше шести
человек, то ученик с первой парты переходит в
конец ряда и пишет ответ в нужное окошко.

Карточки для учащихся находятся в приложении к
уроку (Приложение 2).

Рисунок 9

Тем учащимся, которые первые
заканчивают заполнение карточки, дается
дополнительный балл.
Рисунок 10

5. Формирование знаний и умений.

Учитель
на доске показывает, как найти производную х(t) и
получает уравнение зависимости проекции
скорости на ось ОХ от времени.

Один из учащихся выходит к доске, находит
производную vх(t), тем самым получает
уравнение зависимости проекции ускорения на ось
ОХ от времен.

6. Подведение итогов урока.

Учитель
проводит анализ каждого из графиков (периоды,
частота и циклическая частота колебаний
одинаковые, амплитуда скорости , амплитуда ускорения , график скорости сдвинут на /2 относительно
графика координаты, график ускорения сдвинут на /2
относительно графика скорости и на относительно графика
координаты.

Рисунок 11

7. Домашнее задание.

Выдается домашнее
задание — исследование графика зависимости
координаты от времени (у каждого ученика свой
график) и даются пояснения по его выполнению.

Задание представлено в приложении к
уроку (Приложение 2)

Следующий: