Урок физической культуры Хочу быть здоровым. 1-й класс

Цель:

формировать знания и представления о пользе физических упражнений
для человека.

Задачи:

  • проверка навыков правильной осанки;
  • освоения упражнений на развитие мышц спины и стопы;
  • профилактика плоскостопия;
  • развивать навык общения, навык совместных двигательных действий;
  • развивать качество быстроты, ловкости;
  • формировать интерес к урокам физкультуры;

Ожидаемые результаты:

получение заряда положительных эмоций от
урока, проявление интереса и потребности в занятиях физкультурой, интерес
родителе к здоровью детей.

Перечень использованного оборудования и оснащения:

Оформление зала:

мультимедийный проектор, презентация
(Приложение 1)
, таблицы, показывающие правильную
осанку и ее нарушения, правильную форму стопы и плоскостопие; рисунки на тему
физкультуры, воздушные шарики.

Комплекс упражнений “Тропа здоровья”: гимнастическая скамейка, 6 небольших
ковриков из толстой резины, канат (6 м), перевернутая гимнастическая скамейка.

Конкурс 1. “Рисуем ножкой”: 2 фломастера, 2 больших плотных листа бумаги, на
которых заранее нарисованы в центре два круга, 2 стула.
Конкурс 2. “Собери шарики”: 20–30 бумажных шариков (смятые комочки бумаги), 2
пластмассовых ведерка, 2 обруча.
Конкурс 3. “Передай предмет”: 2 маленьких предмета (игрушки из киндер-яиц).
Конкурс 4. “Красивая осанка”: 2 гимнастические палки, 2 мешочка, наполненных
солью (не тяжелые), 2 флажка (отметки).
Конкурс 5. “Мяч в паре”: 2 мяча, 2 флажка (отметки).

Дети заранее поделены на две команды, у каждого имеется эмблема
(Приложение 2)
.
1-я команда: “Позвонки”
2-я команда: “Ловкая ножка”
Родители (вход по пригласительным билетам, Приложение 3)

Ход урока

Построение. Дети строятся в шеренгу по одному.

Учитель:

Ребята! Знаете ли вы, что такое физическая культура? Ответы
детей.
Это не просто предмет, который вы изучаете в школе, и не просто
веселые упражнения и игры. Это еще и огромная страна. И в ней, как в любой
стране, есть разные области. Например, Область Утренней Зарядки. Или Область
Физкультминуток. Или Область Подвижных Игр. В каждую из них за время учебы вы
совершали, и будете совершать путешествия. Сегодня же наша цель
Область Профилактической Гимнастики. И
приведет нас в нее Тропа Здоровья. Надеюсь, вы хорошо запомните те упражнения,
которые мы будем делать на ней. Их надо повторять много и много раз, и тогда вы
не будете болеть, не будете гнуть спинки и вырастете красивыми, стройными,
здоровыми.

Проходят по “тропе здоровья”, повторяя действия учителя.

Комплекс упражнений “Тропа здоровья”.

Участники поднимаются на гимнастическую скамейку, проходят по ней, держа руки
в стороны. Потом делают с нее соскок с приземлением на две ноги. Проходят по
резиновым коврикам, лежащим на расстоянии 30–50 см друг от друга (как с кочки на
кочку), потом по канату, который лежит “змейкой” на полу (ступня передвигается
по канату с опорой пяткой на пол). На счет 1–8 идут на носках; на новый счет 1–8
– на пятках; снова 1–8 – на носках и еще раз 1–8 – на пятках. Подходят к
перевернутой гимнастической скамейке, поднимаются на нее, проходят по узкой
части, соскакивают. Идут в колонне по одному, занимают места каждая команда на
своей скамейке.

Учитель:

Вообще физкультура это
настоящий волшебник. Слабых она делает сильными, вялых бодрыми, неловких
ловкими. А как такими стать – вы уже
догадываетесь? Да-да, если будете следовать советам и предписаниям физкультуры.

А сейчас проведем игру.

Каждой команде предлагается слайд с несколькими изображениями, необходимо
назвать у кого на картинке положение тела стройнее, поза красивее. Слайд 4,
Слайд 5.

Ответы детей…

Правильно. А кто из вас знает, как называется привычное положение тела, когда
человек сидит, стоит или передвигается.
Да. Это осанка.
Вы наверняка обратили внимание на то, что спортсмены, артисты балета, военные
имеют красивую осанку.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на
одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута
вперед.
Примите дома перед зеркалом такую позу – и увидите, какой стройной стала ваша
фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если вы
будите делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то
через некоторое время поддерживать правильную позу вам не составит никакого
труда.

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно
из них выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина
сутулая.
А теперь поговорим о стопе. Посмотрите на эти изображения (показывает слайд 6
со здоровой стопой и с нарушениями).
И скажите, как вы думаете, где след
здорового человека?
Плоскостопия можно избежать, если делать специальные упражнения
например, такие, как мы сегодня с вами
делали. А еще плавать, ходить босиком по песку, поднимать пальцами ноги
различные мелкие предметы, заниматься гимнастикой.
При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность
пружинить и смягчать сотрясение и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается
нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут
появиться боли. Все это ухудшает самочувствие и настроение.
Давайте попробуем сделать упражнения для позвоночника и стопы.
Учитель выходит на середину зала, садится на стул и показывает упражнения.
Дети повторяют за ним. Помощники из числа родителей следят за тем, чтобы дети
правильно выполнили показываемые движения.

Комплекс упражнений для развития гибкости позвоночника, для укрепления мышц
спины и стопы.

  1. Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях, руки опущены. Наклоны
    головы вперед, назад, вправо, влево
    4 раза.
  2. Исходное положение то же. Повороты головой вправо и влево
    4 раза.
  3. Исходное положение то же. Поочередно поднять правое плечо, опустить.
    Левое поднять, опустить 4 раза.
  4. Исходное положение то же. Плечи свести вперед, отвести назад
    4 раза.
  5. Исходное положение то же. Круговые вращения плечами вперед и назад по 4
    раза.
  6. Исходное положение: сидя, руки за головой. Повороты туловища направо,
    налево.
  7. Исходное положение: сидя, руки вверху. Правую руку согнуть за спиной
    локоть над головой, левую завести
    за спину локтем вниз; коснуться пальцами рук, вернуться в исходное
    положение. То же, меняя положение рук,
    4 раза.
  8. Исходное положение: сидя, руки опущены. Поднять носки, вернуться в
    исходное положение, поднять пятки, вернуться в исходное положение – 4 раза.
  9. Исходное положение: развести носки, не отрывая стопы от пола, вернуться
    в исходное положение, развести пятки, вернуться в исходное положение
    4 раза.
  10. Исходное положение: сидя, ноги врозь и приподняты, выпрямлены в коленных
    суставах. Круговые вращения стопами внутрь и наружу – 4 раза.

Учитель:

Молодцы, хорошо делали лечебную гимнастику. Я уверена, что вы
запомнили эти упражнения и будете часто их делать дома. А наш урок продолжается,
и сейчас нас ждет представление команд-участников.

Команды встают для приветствия. Произнося приветствие, они выполняют
несложные физические упражнения.

1-я команда.

Мы команда “Позвонки”
Раз, два, три, четыре.
Грациозны и ловки
Раз, два, три, четыре.
Друг за друга мы стоим
И, конечно, победим!

Под чтение текста приветствия участники выполняют следующие упражнения:
ходьба на месте; два наклона: вправо, влево; ходьба на месте; два наклона:
вправо, влево; кладут руки друг другу на плечи и маршируют на месте.

2-я команда.

Мы назвались “Ловкой ножкой”
Раз, два, три, четыре.
Мы попрыгаем немножко
Раз, два, три, четыре.
На носочках мы пройдем
Все награды соберем!

Под чтение текста приветствия участники выполняют следующие упражнения:
ходьба на месте; прыжки на место; ходьба на носках; делают окружность руками,
как будто обнимают награду.

Учитель:

Наше первое задание –
Художественное стопописание.
Надо вам фломастер взять,
Ножкой солнце нарисовать.

Конкурс 1. “Рисуем ножкой”.

Игроки команд сидят на своих скамейках друг за другом. Перед каждой командой
на расстоянии 10–15 метров стоит стул, рядом положен плотный лист бумаги с
нарисованным в центре кругом и фломастер. По сигналу первый участник бежит к
стулу, садится, босой ножкой зажимает фломастер и пририсовывает лучик, оставляет
фломастер, возвращается к команде, передает эстафету следующему участнику.
Выигрывает команда, первая закончившая задание. И дополнительно оценивается
рисунок получившегося солнышка, количество лучиков должно соответствовать
количеству игроков в команде.

Конкурс 2. “Собери шарики”.

Игроки команд сидят на своих скамейках друг за другом. Перед каждой командой
на расстоянии 10-15 метров лежит обруч, в который кладут бумажные шарики, рядом
стоит ведерко. По сигналу первый участник бежит к обручу, берет шарик ногой и
кладет в ведро, возвращается к команде, передает эстафету следующему участнику.
Выигрывает команда, первая закончившая задание.

Учитель:

Новое задание. На ловкость и внимание: пальцами ноги ты возьми
предмет и, не уронив, передай друзьям.

Конкурс 3. “Передай предмет”.

Участвуют все игроки. Команды встают шеренгами напротив друг друга. По
сигналу ведущего, пальцами ноги держа маленькую игрушку, начинают передавать его
соседним игрокам.

Побеждает та команда, которая быстрее передаст предмет по всей шеренге, ни
разу не уронив его. Если кто-то из игроков роняет предмет, засчитывается
штрафное очко, а передача его продолжается.

Учитель:

Красиво ходить, стоять и сидеть
Каждый ребенок должен уметь.
Ну-ка, посмотрим, как каждый из вас
Сделает это сейчас.

Конкурс 4. “Красивая осанка”.

Участвуют обе команды в полном составе одновременно. По сигналу руководителя
первые игроки проходят дистанцию (4 м), держа под локтями за спиной
гимнастическую палку и на голове мешочек, наполненный солью (положить ее на
голову игроку помогают товарищи). Дойдя до отметки (флажка), они берут мешочек и
палку в руки, возвращаются к команде и передают их следующим участникам.
Побеждает команда, быстрее прошедшая всю дистанцию и не уронившая указанные
предметы.

Учитель:

Новый конкурс наш такой:
Вы, друг к другу встав спиной,
Мяч лопатками держите,
До отметки донесите,
Да не уроните!

Конкурс 5. “Мяч в паре”.

Инвентарь: 2 мяча, 2 флажка (отметки).

Участники команд делятся на пары; соревнуются одновременно. Каждая пара,
встав спиной, друг к другу, придерживает лопатками мяч. По сигналу ведущего
игроки указанным образом доходят до отметки, один из них берет мяч в руки,
стараясь не уронить его; другой помогает ему это сделать. Первые пары
возвращаются к своим командам, а конкурс продолжает следующая пара. Побеждает та
команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию и ни разу не уронит мяча. За
каждую потерю мяча начисляются штрафные очки.

Учитель:

Вот и заканчивается наше путешествие в Область профилактической
гимнастики. И на прощание я хочу услышать от каждой команды советы, что нужно
делать, чтобы быть стройными и красивыми, пользуйтесь подсказками, глядя на
рисунки.

Слайды 7–10.

Возвращение по “Тропе здоровья”, построение в шеренгу, подведение итогов,
вручение грамот, и закладок с рекомендациями


(Приложение 4)
.

Молодцы! Все участники показали свою ловкость и быстроту, знания и умение
поддержать товарищей. Мне остается только наградить участников обоих команд за
посещение Области Профилактической гимнастики и прохождения курса “Хочу быть
здоровым”.


Следующий: