Урок физической культуры Упражнения йоги как средство профилактики коррекции осанки

Тема урока

: Знакомство с системой йоги.
Упражнения йоги, как средство профилактики
заболеваний опорно-двигательного аппарата и
коррекции осанки. (Примечание: на прошлых уроках
ребята узнали, что такое осанка, а также
разбирали основные причины её нарушения). В
течение 4 уроков ребята знакомятся с
упражнениями йоги, на каждом следующем уроке
добавляется 1-2 упражнения. Расчет на
систематическое повторение упражнений, поэтому
на последующих уроках целесообразно включать
самостоятельное выполнение упражнений либо в
разминку, а лучше в заключительную часть урока.

Цель урока

: Приобщение к ЗОЖ, воспитание
чувства ответственности за свое здоровье.

Задачи урока

: Развивать физические
качества. Учить применять на практике ранее
полученные знания, учить самостоятельно
отбирать упражнения, необходимые для развития
того или иного физического качества. Дать
представление о строении позвоночника.
Ознакомить с упражнениями йоги и мотивировать
самостоятельные занятия. Упражнениями йоги
способствовать развитию спокойствия,
концентрации и эмоционального равновесия
у детей. Научить определять нарушения осанки с
помощью ленты лейкопластыря.

Форма:

комбинированный урок (проверка
полученных ранее знаний и умение применять их, а
также новый материал — знакомство с новыми
упражнениями).

Инвентарь: гимнастические скамейки, пазлы с
картинками животных, т. и б/б. мячи, скакалки,
набивные мячи, ленточные эспандеры, картинки
йоги, коврики, шнуры и корзины с кубиками, лента
лейкопластыря.


Ход урока

1. Вводная часть. 5* (На стенде фото цирковых
артистов и дрессированных зверей).

После приветствия, ребятам предлагается
поехать в путешествие с цирком. Но вот незадача:
животные убежали из клеток, просят ребят помочь
их найти. “Поисковая операция”. Ребята собирают
пазлы, спрятанные предварительно в разных частях
зала, и складывают из них картинки животных.
Чтобы найти пазлы, им приходится наклоняться,
залезать на шведскую стенку, перешагивать через
скамейки и т.д. После того, как собраны все
картинки, (они могут быть различными), в данном
случае это: обезьяна, слон, гепард и змея, (каждая
картинка состоит из 4-х крупных частей). Ребятам
предлагается назвать главные физические
качества зверей. Слон – сильный, гепард –
быстрый, обезьяна – ловкая, змея – гибкая.


2. Подготовительная часть. 10*

Итак, звери собраны, и мы отправляемся в Индию.
(На обратной стороне стенда размещены картинки с
изображением Индии, ее жителей, занятий йоги).

В игровой форме: посадка на поезд и проверка
количества пассажиров. Путешествие (несколько
упражнений в беге: “поезд”, “плавание”,
“бурелом”). По “прибытии в Индию, мы
отправляемся в цирк”. Ребятам предложено
выбрать животное и сделать самостоятельно
несколько упражнений, для развития физического
качества, которое преобладает у этого животного.
Имеется необходимый инвентарь: теннисные и б/б.
мячи, скакалки, коврики, резиновые эспандеры,
набивные мячи 1 и 2 кг. Ребята самостоятельно
работают (фото 1). На предыдущих уроках мы
неоднократно выполняли упражнения для развития
основных физических качеств. В данном случае это
проверка уровня усвоения материала по развитию
физических качеств. Сила – упражнения с
набивными мячами, сгибание разгибание рук в
упоре, упражнения с эспандером. Скорость –
челночный бег и скоростные прыжки на скакалке.
Гибкость – упражнения возле шведской стенки и на
коврике, в паре или индивидуально. Ловкость –
упражнения с теннисными и баскетбольными мячами.
Учитель помогает в организации и следит за
техникой выполнения упражнений. Сразу после
окончания работы, ребятам предложено рассказать
над каким качеством он работал, а также они
делятся своими наблюдениями.


3. Основная часть. 25*

А теперь путешествуем по стране. Учитель
показывает несколько фото, на которых есть и
занятия йогой. Вопросы: чем занимаются люди, для
чего они это делают? Здоровый позвоночник –
краткие пояснения учителя. ( Здесь каждый волен
пользоваться своим методическим и наглядным
материалом; я использую картинки спортсмена,
балерины и старушки). Посредством опроса выявить
основные причины нарушения осанки (на прошлых
уроках мы говорили об осанке и причинах ее
нарушения). Перестроение в 2 команды. Эстафета с
кубиками (фото 2). Ребята по очереди добегают до
корзины с кубиками, берут один и нанизывают его
на шнур, находящийся рядом (в кубиках просверлено
отверстие). На финише ребята видят результат:
“модель позвоночника”. С помощью собранной
“модели” позвоночника, ребята получают
наглядное представление о необходимости
укреплять мышцы спины и следить за осанкой.

(При показе я использую две рейки, располагая их
по обе стороны от “модели позвоночника”,
имитируя мышцы спины). Знакомство с упражнениями
йоги. Обязательно настроить детей на выполнение
упражнений. Выполнить несколько дыхательных
упражнений. Под спокойную восточную музыку, на
ковриках ребята выполняют с учителем упражнения
йоги: поза “горы”, “дерева” (фото 3, 4), “первая
поза воина” (фото 5), “поза змеи” (фото 6), “вторая
поза воина” и поза “треугольника” или “третья
поза воина”. Остальные упражнения добавляются
на следующих уроках. Учитель выполняет
упражнения с ребятами, второй раз – они пробуют
выполнить самостоятельно, а учитель вносит
необходимые коррективы. После всем предлагается
лечь, расслабиться, принять позу “трупа” (фото 7).
Спокойная речь учителя сопровождает
расслабление: “Закройте глаза, постарайтесь
расслабить все мышцы, начиная с мышц лица.
Расслабьте мышцы лба, скулы. Представьте, что вы
легкое перышко, вас подхватывает ветерок, и вы
парите, парите…Дыхание ровное и спокойное
(можете добавить, что считаете нужным). Ветерок
проносит нас над океаном, и мы медленно
опускаемся на землю. Открываем глаза и медленно
поднимаемся. Вот мы и дома”.


4. Заключительная часть. 5*

Методика определения нарушения осанки с
помощью ленты лейкопластыря (фото 8). Определяем у
человека нижние края лопаток, приклеиваем под
них ленту лейкопластыря. Просим человека
расслабиться и медленно наклоняться вниз. В
положении “круглой спины” смотрим, изменилось
ли горизонтальное положение ленты (иногда, уже в
положении стоя, видно, что один край приподнят).
Делаем вывод – есть ли правостороннее или
левостороннее искривление.

Построение. Подведение итогов, повтор основных
моментов урока, самых интересных моментов.
Домашнее задание: проверить осанку у любого из
членов семьи, сделать вывод.

Целенаправленно работая с детьми, я добиваюсь
того, что эти занятия становятся для них чем-то
вроде таблицы умножения. Занятия сопровождаются
интересными фактами, историями, играми; мы
повторяем комплексы йоги в различных частях
урока, в зависимости от темы и задач. К сожалению,
мало кто из родителей делает зарядку с детьми, а
вот в занятиях йогой многие заинтересованы
(может опять в дань моде). Мы выполняли упражнения
всю вторую четверть. Результаты я уже вижу:
ребята могут самостоятельно делать упражнения,
замечая ошибки и исправляя их. Они могут
сконцентрироваться на упражнении, заметны
изменения в осанке, поведение более спокойное и
дружественное по отношению к другим (раньше
постоянно были стычки); даже некоторые родители
приходили интересоваться – когда и как лучше
делать упражнения. Я считаю это уже достижением.
Размещая свою разработку урока, я надеюсь, кто-то
ей воспользуется (может частично), а это уже
здорово.

(В приложении можно
посмотреть фрагменты урока)

Следующий: