Урок физической культуры с элементами фольклора

Цели и задачи урока:

создание праздничной атмосферы на уроке; формирование ценностного отношения к здоровью; воспитание потребности в увеличении физкультурно-оздоровительной активности;

закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков в базовых двигательных действиях, их вариативное использование в подвижных играх;

активизация творческого участия каждого ребёнка и включение его в массовое действие на основе русских народных традиций и фольклора (костюмирование участников, коллективная импровизация, спортивное состязание)

Инвентарь:     гимнастическая скамейка, эстафетные палочки, санки, кубы для постройки крепости, самодельные «снежки» с корзиной, цветные ленты, два шарфа.


Части урока

Основное содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I.

ВВОДНАЯ

4-5′

Звучит ритмичная народная музыка.


Приветствие


1-я девочка:

– Батюшки, никак кума Федосъя! Не мало ли вас, не надо ли нас?


2-я девочка:

– Здорово, Настасъюшка! Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте!


Ведущая:

– Чем хвастать-то будете? Силой? Ловкостью?

Дети вбегают в зал с разных сторон и останавливаются на средней линии зала. Форма одежды – спортивная короткая, с элементами фольклора (у девочек ленты на голове, у мальчиков – кушаки на поясе). Уч-ся разделены на две команды, этим составом они участвуют во всех играх.

«Застрельщики» – две девочки из команд-соперниц становятся друг против друга, руки в бока. Произносят слова приветствия.

Игра «Плетень»

Играющие строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 метров. Скрестив руки перед собой, соединить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую с правой рукой соседа справа. По первому сигналу ребята разбегаются, по второму возвращаются на свои места и сплетают руки.

1-2′

Кто вперёд построит плетень, тот докажет сплоченность команды. Проследить, чтобы плетень была правильной, и никто из детей не выпал из неё.

Подведение итогов игры.

Игра «Воробьи»


Первый:

– Разохочусь петь, плясать

Я на посиделочках!

Хоть бы в гости пригласили

Ещё куда, девочки!


Второй:

– Может, там робят поболе,

Может, там они смелей,

Может там сыщу я долю,

Ещё будет веселей!


Рисунок 1.

2-3′

Команды называются: «воробьи» и «вороны». Выполняя комплекс общеразвивающих упражнений, решаются следующие задачи:

  • ускорить вхождение организма в активную работу,
  • воспитывать правильную осанку,
  • координацию движений,
  • чувство ритма,
  • эстетическое восприятие движений.

Дети стоят в шеренгах напротив команды – соперницы, по сигналу учителя: «Во-ро-бьи!» – названная команда убегает в свой дом за черту. Команда «Вороны» догоняет и осаливает игроков. Все играющие возвращаются на прежнее место, игра начинается вновь. Побеждает та команда, которая больше игроков осалит.

Подведение итогов игры.

II.

ОСНОВНАЯ

25-30′

Ведущий:

– Да, какой же поединок без богатырской силы.

Соревнования-поединки


Игра «Ловкачи»

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук вдоль линии. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочерёдно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням противника. Можно уклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой – проигрывает.

1-2′

Ведущий приглашает всех поучаствовать в единоборствах.

Игра проводится до тех пор, пока все пары не решат, кто ловчее. На чьей стороне больше выбывших, та команда и проиграла.

Подведение итогов игры.

Игра «Толкачи»

Играющие садятся на линию спиной друг к другу, сцепляются руками. По сигналу каждый, упираясь пятками в пол, старается как можно дальше отодвинуть соперника.

1-2′

Выигрывает та команда, которая отодвинет от линии больше игроков-соперников.

Подведение итогов игры.

Игра «Подсечки»

Играющие располагаются лицом друг к другу в положении «упор лёжа» на вытянутых руках. По сигналу каждый пытается сделать подсечку другому, задев за руку. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие первым.

1-2′

Для игры можно использовать гимнастические маты, чтобы избежать травм. Выигрывает команда в которой меньше «подсеченных»

Подведение итогов игры.

Игра «Петушиный бой»

Ведущая:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

Не сторож, а всех будит…

Рисунок 2

2-3′

Игра проводится в круге диаметром 2 метра.

Мальчики из противоположных команд (петухи), становятся парами. Одну ногу, согнутую в колене, подвязывают. Руки за спину. Прыгая в таком положении на носках, стараются вытолкнуть друг друга плечом из круга.

Тот, кто не удержит равновесия, проигрывает.

Подведение итогов игры.

Игра «Горелки»

(«Столб», «Огарники», «Разбежки», «Разлуки»,«Парочки», Расколушки»)

Ведущая:

«Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!»

Рисунок 3

3-4′

Все играющие делятся парами по желанию и становятся друг за другом. Голящий становится спиной к общему строю, держа высоко в руке шапку или ленту. По сигналу последняя пара разъединяется и бежит наперегонки. Кто первый выхватит ленту или шапку, тот и победил. Игра продолжается пока не пройдут все пары.

Подведение итогов игры.

Игра «Зоря»

(«Палочка-выручалочка», «Палочка-стукалка», «Выручалки», «Краденая палочка», «Чур, у палочки», «Застукалки»)

2-3′ Выбрать водящего. По сигналу дети разбегаются по залу, водящий догоняет и касается палочкой, игрок замирает.

Подведение итогов игры.

Игра «Лиса в норку»


Девочка:

«Говорили мне подружки:

- Не пляши, а только пой.

Не могу стоять на месте,

Темперамент не такой»

Девочка выбирает водящего, накладывает лисий воротник на шею. Кого лиса осалит, передаёт воротник лисы, и другой водит.

3-4′ Лиса находится в домике за скамейкой, это её логово. Все игроки дразнят лису, близко подходя к дому. Лиса пускается вдогонку за ними.

Расколдовать игрока можно любым выбранным способом:

  • пролезть под ногами
  • обхватить за плечи
  • хлопнуть в ладоши и др. способом

Подведение итогов игры.

Игра «Жмурки Маша и Яша»

Девочка:

– Сидит, сидит Яша
В ореховой чаще.

Грызёт, грызёт Яша
Кедровые орехи.
Яша, Яша, Яша,
Хочешь ли жениться?
Выбирай невесту
Из любых любую,
И ту, молодую.

3-4′

Водящие становятся в круг, им завязывают глаза. Их раскручивают, чтобы было труднее искать. Яша ловит невесту Машу. Игра продолжается до тех пор, пока пара не встретится.

Если один коснулся другого рукой, то считается, что пара встретилась. Выбирается другая пара.

Круг делают дети, взявшись за руки, не выпуская пару наружу.

Подведение итогов игры.

Ведущая:

– Какое гуляние без прибауток?

Первый:

– Федул, что губы надул?

Второй:

– Кафтан прожёг.

Первый:

– Можно Зашить?

Второй:

– Да иглы нет.

Первый:

– А велика ли дыра-то?

Второй:

– Да один ворот остался!

Ведущая:

– А какие поговорки вы знаете про зиму?

2-3′

Дети садятся в круг как у костра, это перерыв на отдых. Называют пословицы и поговорки русского народа о зиме.

Игра «Вестовые»

Ведущая:

Какое прекрасное время года – зима! И как должно быть трудно доставлялась почта.

3-4′

Две команды садятся «паровозиком» на линии старта. Игра-эстафета. По сигналу трогаются с места. Им надо без помощи рук добраться до санок. Где лежит конверт с поздравлением.

Подведение итогов игры.

Игра «Взятие снежного городка»

Рисунок 4

3-4′

Две команды становятся по обе стороны городка, сделанного из кубов. Каждая команда получает «снежки», равное количество. По сигналу атакуют соперников. «Стоп!» – подсчитывается количество снежков. Та команда, на чьей стороне их больше – проигравшая. И так 3 раза.

Подведение итогов игры.

III.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

5′

Ведущая:

— Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Каких только песен, сказок, преданий, былин не создали они. Но главное в из народной жизни – лад! Это стремление к совершенству, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях.

— А у нас есть лад?!

Дети:

– Да, есть!

Построить учащихся в одну шеренгу на боковой линии площадки.

Ведущая:

– Вам – сказки, а нам – пироги да сласти

Подведение итогов урока.

Звучит народная музыка. Организованный уход с урока.

Приготовить угощение и раздать всем детям баранки и конфеты.

Домашнее задание:

Подготовить другие русские народные игры и забавы для проведения на уроке.

Катание на санках и коньках.

Следующий: