Урок-эпиграф литературы по теме Волшебная сила искусства: приглашение к рассуждению



Тема: Волшебная сила искусства.

Эпиграфы:

Высоких нот приемлю торжество,
Высоких чувств любви и вдохновенья,
Святую веру безвременья
И светлого искусства мастерство.

П.Тихонов.

Звуки скрипки всё живое,
Спящее в тебе разбудят…
Всё — в этой музыке,
Ты только улови.

А.Романов (гр. «Воскресенье»)

Цели урока:

  1. Расширять и углублять читательский опыт учащихся через знакомство с художественными произведениями, осмысление их, развитие способности давать личностную оценку прочитанному и соотносить свою позицию с позицией других людей (музыкантов, художников).
  2. Учить читать и воспринимать художественный текст как произведение искусства.
  3. Через сопоставление влияния произведений различных видов искусства на людей учить понимать и ценить произведения искусства, ощущать на себе силу их влияния.
  4. Приобщать учащихся к художественному миру писателя, вырабатывать умение целостного восприятия и анализа произведения как пути к пониманию авторского замысла.
  5. Формировать положительную мотивацию изучения художественных произведений в учебном году; создать на уроке позитивный эмоционально-психологический климат.

Оборудование:

  1. Иллюстрации церкви Покрова на Нерли, собора Василия Блаженного, статуи Венеры Милосской…
  2. Репродукции картин русских художников: «Портрет А.П. Струйской» художника Ф.С. Рокотова
    «Джоконда» Леонардо да Винчи
  3. Мультимедиа

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступление к уроку.

- Литература — вид искусства, поэтому тему урока-эпиграфа ко всему курсу литературы
10 класса я решила расширить и сегодня хочу предложить вам разговор о «волшебной силе искусства».
- Что означает слово «искусство»? Составим синонимический и ассоциативный ряды.

(На экран выводятся предложенные учащимися синонимический, ассоциативный ряды и значения слова по словарю С.И.Ожегова
искусство, творчество, мастерство, созидание, художественная деятельность;
вдохновение, музыка, театр, скульптура, литература, красота, восторг, восхищение, образность, гармония;
Искусство: 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2.Умение, мастерство, знание дела. 3.Самое дело, требующее такого умения, мастерства.)

— Исходя из записанного, скажите, какое воздействие искусство должно оказывать на человека?

(Искусство радует нас гармонией красоты, вызывает восторженные чувства, потрясает душу, пробуждает вдохновение.)

— В этом году нам предстоит познакомиться с произведениями И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова–Щедрина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, к творчеству которых до сих пор не угас интерес во всём мире. Известны случаи, когда иностранцы учат русский язык, чтобы прочитать в подлиннике поразившие их творения наших мастеров. А студентка Бернского университета в Швейцарии выучила язык, когда увидела на сцене зажигательные русские народные танцы. Наверное, поэтому и стоит говорить о волшебной силе искусства. Попробуем сегодня проверить это утверждение.

III. Работа по теме урока.

1.

- Прослушаем песню «Музыкант» А.Романова, руководителя группы «Воскресенье», в исполнении Константина Никольского. (Текст песни на каждой парте)

- Прошу отметить слова, выражения, которые затронут вас.
(«…звуки скрипки всё живое, спящее в тебя разбудят…»,
«…если ты ещё не слишком пьян…»
«…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…»
«…что творится,
что творилось на твоёй земле, всё в этой музыке – ты только улови…»
«устала скрипка»
«немой футляр»
«мелодия осталась».)

- Какие образы, ассоциации, мысли вызывают эти строки?

(Талантливая музыка, проникновенный голос скрипки, сравнимый с человеческим, может пробудить дремлющие чувства, заставить задуматься не только о собственной судьбе, а обо всём, «что творится на твоей земле», сделать «соработником».
Страшно, если скрипка устанет и замолчит, перестанет «жечь сердца людей». «Немой футляр» укоризненно будет напоминать «сосуд, в котором пустота». Но энергия голоса скрипки по закону физики исчезнуть не может, она лишь не слышна из-за шума людского, суета мешает ощутить человеку её чудесные прикосновения к струнам души.)

- Почему эти образы тревожат, врезаются в память, запоминаются?

(Человек, самый чёрствый, неэмоциональный, создан гармоничным, значит, в душе его должен жить, теплиться огонёк Любви, который, даже тлеющий, можно постараться раздуть, чтобы вернуть теряющим лик, образ и подобие Создателя.)

- А в каких строчках песни сказано самое главное? Какие важные в жизни человека вопросы ставит автор?

(«Зачем явился ты на свет…»
Каждый ли человек способен понимать произведения искусства?
В чём назначение искусства и какова сила его воздействия на людей?
Человек ответственен за то, что происходит вокруг. «Ты только улови»,- призывает автор. Улови — значит старайся услышать главное, не отгораживайся от жизни. Рядом всегда есть те, кто напомнят «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…». Имя им – Мастера.)

- В чём сила таланта скрипача и как она проявляется?
- Каково ваше отношение к музыке?
- Что можно сказать об авторе песни?

2. Обратимся к литературному очерку Г.И. Успенского «Выпрямила», написанному в 1885 году.

(Произведение прочитано учащимися к уроку)

- Кто является героем произведения?

(Героем очерка является «сельский учитель Тяпушкин, смятый «утомительной школьной работой», «массой ничтожных…ежедневных волнений и терзаний», но не лишённый проявлений жаждущей совершенства человеческой души».)[1]

- Каково душевное состояние Тяпушкина? Каков образ его жизни?

(«Всё это продолжалось…», «потрясло меня…», «умышленное заговаривание»,
«ощущение какого-то беспредельного несчастья…».
«Сижу в холодной…», «Поедом съесть…», «Воротившись в свой угол…»,
«подавлен…». «В губернском городе… я изныл душой…».
«Глубоко закручинился…», «Ровно ничего ласкового…».
«Рваный полушубок, самодельная кровать, соломенные подушки…»,
«Несчастье сверлит мозг…»,
«Берлога» (а не комната), «Горе моей жизни…»)

- Что придаёт ему сил, «ободряет», «оживляет»?

(Сон, «что-то хорошее»
Тяпушкин вспоминает, «как 12 лет назад в Париже в Лувре увидел Венеру Милосскую».)[1]

- Какое впечатление произвела на него статуя богини и почему?

( «Что со мной случилось?», «в чём тайна?»
Пришедший сюда «без малейшей нравственной потребности »,
«похожий на скомканную перчатку», он вдруг почувствовал: «…выпрямило меня».)

- Какой он увидел Венеру Милосскую? Соответствует ли его представление о женской красоте красоте богини-женщины?

(…Нет, не соответствует.)

- Почему же впечатление героя не зависело от внешнего несоответствия его идеалу?

(Произведение искусства притягивает чем-то иным.)

- Но ведь случилось так, что он «опять позволил скомкать себя». Значит ли это, что Тяпушкин «сдался», что влияние произведения искусства оказалось кратковременным? Как бы вы ответили на этот вопрос и как отвечает автор?

(Жизнь сложна, заставляя Тяпушкина решать ежедневные актуальные проблемы, она изгладила из памяти героя сильное эмоциональное впечатление. Но даже воспоминание о произведении искусства может изменить человека. Так меняется и мироощущение учителя, он осознаёт свою значимость, нужность людям: «…великое художественное произведение укрепляет меня в моём тогдашнем желании идти в тёмную массу народа… мне по моим силам можно и должно идти туда… Я пойду туда и буду стремиться к тому, чтобы начинающий жить человек — народ не позволил себя унизить».)



- Почему очерк называется «Выпрямила»?

(Именно такое воздействие оказала на героя статуя. Для Тяпушкина страшно «…потерять счастье ощущать себя человеком»,и он уверен, что великое произведение искусства обладает живительной силой, которая очищающее действует на душу и наделяет энергией униженное существо, помогая ему духовно и физически совершенствоваться.)

3. Познакомимся с небольшим по объёму произведением В.Вересаева «Состязание».

(Учитель читает рассказ о состязании двух художников (учителя и его ученика) до эпилога, когда народ выносит своё решение, определяет победителя).

- Какой из двух картин вы отдали бы предпочтение, картине прославленного художника Дважды Венчанного или картине Единорога? Почему?

(Работа в группах. Завершение чтения рассказа и обмен мнениями между группами.)
.
- Как вы думаете, почему отдали предпочтение картине Единорога? Почему ученик победил учителя в споре о красоте?

(Учитель мучился, искал идеал женской красоты, нашёл его и, используя своё непревзойденное мастерство, создал удивительную картину. Она вызывала восторг перед неземной, необыкновенной женщиной. Рядом с этой красотой меркло всё вокруг, казалось несовершенным, низким, ничтожным.
Единорог, казалось, не мог превзойти учителя в мастерстве исполнения, но его совершенно земная «Зорька» была одухотворена любовью. Ученик превзошёл учителя по силе чувств, вложенных в произведение. Его картина позволяла видеть и помнить красоту вокруг себя.)

- О каком важном для автора убеждении свидетельствует такой поворот событий в рассказе?

(Автор показал, что внешняя красота пленит, чарует, но выше красота внутренняя.
Глаза влюблённого человека во всём, что его окружает, видят прелесть и великолепие. Возлюбленная всегда самая прекрасная, лучшая. И сколько бы ни прошло лет, она всегда остаётся ею, хотя меняется внешне.

Вспоминаются слова В.Шекспира:

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать…
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

Картина Единорога освещена любовью. Именно такой свет, похожий на свет яркой звезды на тёмном небосклоне, по-настоящему согревает сердца людей (вспомним старуху и старика в рассказе)

Видимо, среди произведений искусства, сам писатель отдаёт предпочтение тем, которые несут радость, духовное раскрепощение, любовь и свет, «открывают глаза» на красоту мира.)

- Что можно сказать о взаимодействии Творца, художника и личности, познакомившись с рассказом В.Вересаева?

(Зритель является объектом влияния художника, именно на него направлена энергетика художественного произведения, положительная или отрицательная, возвышающая душу или порабощающая её.)

4. Теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Николая Заболоцкого «Любите живопись, поэты…» и портрет А.П. Струйской кисти русского художника Ф.С.Рокотова.

(Тексты размножены на каждую парту, на экране – портрет А.П.Струйской)

-В чём необычность женского образа напортрете?
- Давайте посмотрим, совпадает ли ваше впечатление с мнением поэта Н. Заболоцкого.

( Чтение стихотворения учителем)

- Почему так различно восприятие или о чем говорит сходство восприятия вашего и поэта?

(Работа по вопросам в группах с последующим обсуждением в классе)

а) О каких особенностях языка живописи говорит Н.Заболоцкий?
б) Сколь высоко оценил поэт и его лирический герой творение художника?
в) Только ли о влиянии живописи на человеческую душу можно говорить, читая Н.Заболоцкого? Что можно сказать о поэте?
г) Какие средства выразительности языка, какие приёмы создания образа использует поэт, чтобы передать своё восхищение?
д) Можно ли, опираясь на эти произведения, подтвердить или опровергнуть утверждение, вынесенное в заглавие урока?

(Н.А.Заболоцкий считает, что лишь живописи единственной дана возможность запечатлевать прекрасные мгновения на полотне, улавливать душевные изменения, находить отзыв в сердце зрителя, следовательно, мастерство живописца – волшебство, с помощью которого возможно влияние на человека. Но мы увидели и мастерство поэта, способного передать свои чувства: удивление, восхищение, очарование – от созерцания живописного полотна. Влияние любого шедевра на человеческую душу бесспорно.)

5. В заключение я расскажу вам сказку об Охотнике.

Как-то давным-давно, когда люди ещё одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать её стрелой из своего лука, ни один олень не позволил ему поразить себя копьём. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, какую брань обрушат на него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошёл в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога Леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в этот день убивать кого-нибудь из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрёка, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок сотового мёда и протянул его охотнику.[2]

- Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

(Охотник заслужил свою награду за яркий рассказ. Он не солгал людям. Он поведал им одну из первых сказок. И его накормили именно за сказку. В пещере произошло великое волшебство: люди слышали слова, а перед их глазами возникли целые картины удивительных происшествий, вызвавшие испуг за Охотника. Рассказ Охотника был не просьбой о прощении и не жалобой, а поэзией.)

IV. Подведение итогов.

— В чём же волшебная сила искусства?

Иван Бунин в очерке поэту И.С.Никитину ответил так: «Я не знаю, кто называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердце. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца.»

— А как бы ответили вы?

V. Домашнее задание.

Творческая работа по выбору учащихся:

А) Письменная работа:

1. В чём я вижу волшебную силу искусства?
2. Рассказ (очерк) об испытанных вами однажды чувствах (при просмотре спектакля, фильма), впечатлениях (от увиденной картины, скульптуры, архитектурного сооружения, услышанного музыкального произведения).

Б) Создайте своё произведение искусства (рассказ, стихи, картины, поделки, вышивка, резьба по дереву…)

Список использованной литературы

  1. В.Г.Маранцман. Литература Учебное пособие для 9 класса средней школы (стр.6)
    Москва «Просвещение» 1992.
  2. Литература. 5 класс. Учебное пособие для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев. Авторы-составители М.Б.Ладыгин и Т.Г.Тренина.
    Москва Издательский дом «Дрофа» 1995.





Следующий: