Урок-экскурсия по литературе на тему Героизм и мужество народа в творчестве художников

Цели урока:

  • Образовательные:

  • показать учащимся высокий патриотизм русских
    солдат, их мужество, отвагу и выносливость, их
    высокую сознательную дисциплину и
    организованность; вызвать чувство гордости за
    русский народ, умеющий преодолевать трудности,
    побеждать природу и своих врагов

  • Развивающие:

  • развивать умения работы с различными
    источниками информации;
  • раскрыть художественные достоинства картины,
    учить понимать и показывать историческую и
    культурную ценность произведений искусства.
  • Воспитательные:

  • вызвать у учеников эмоциональный отклик,
    способствовать формированию чувства гордости за
    Россию, имеющую такое богатое культурное
    наследие
  • Вид урока:

    урок-экскурсия с презентацией
    (Презентация прилагается)

    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный
    проектор, фонограммы песен военной тематики

    Это не должно повториться!


    Ход урока


    1. Организационный момент

    Тема урока представлена визуально на
    презентационном экране (слайд № 1)

    2. Вводное слово учителя.

    Погружение в тему (слайд № 2)

    Тема Великой Отечественной войны привлекла
    внимание не только писателей, поэтов,
    композиторов, но и художников, многие из которых
    явились участниками событий, с оружием в руках
    защищая Родину. Другие выезжали на фронт, чтобы
    строить в своем творчестве все увиденное. В
    перерывах между боями они делали зарисовки с
    натуры, много наблюдали и запоминали. Наши
    живописцы показывали героические дела на фронте
    и в тылу. Они старались раскрыть те качества
    советского народа, которые помогли с честью
    выйти из всех тяжелых испытаний и одержать
    всемирно-историческую победу. В дни Великой
    Отечественной войны, когда с небывалой силой
    проявились героизм и мужество советского народа,
    когда простые советские люди совершали
    беспримерные подвиги во имя Отчизны, — сердца
    художников не могли оставаться спокойными.
    Хотелось работать и работать, запечатлеть для
    потомства, для истории образ советского
    человека-победителя, раскрыть его простоту и
    величие, скромность и героизм, волю к победе и
    бесстрашие.

    1941 год. Фашистская Германия вероломно напала на
    нашу Родину. Началась война. Грозное зарево войны
    охватило наши города и села, великий в своем
    гневе стал на защиту своей Родины русский народ.

    Звучит песня “Священная война”

    (Слышатся звуки взрывов, они постепенно
    нарастают и стихают)

    Для проведения урока-экскурсии
    заранее были подготовлены учащиеся –
    экскурсоводы, учитель передает им слово.

    Ученик


    От бескрайней равнины Сибирской
    До Полесских лесов и болот
    Поднимался народ богатырский,
    Наш великий советский народ.
    Выходил он свободный и правый,
    Отвечая войной на войну,
    Постоять за родную державу
    За могучую нашу страну!

    Ученик


    «Над проселочной дорогой
    Пролетали самолеты…
    Мальчуган лежит у стога,
    Точно птенчик желторотый.
    Не успел малыш на крыльях
    Разглядеть кресты паучьи.
    Дали очередь – и взмыли
    Вражьи летчики за тучи…» (Д. Кедрин)

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №3)

    Жизнерадостными были довоенные картины А.А.
    Пластова.
    Но пришла война. Развалины деревень,
    выжженные, истерзанные войной поля – вот какой
    удел крестьянина России. В эти трудные дни для
    Родины создал Пластов одно из лучших своих полотен
    “Фашист пролетел”.
    Есть книги, которые нельзя
    читать без волнения. Читаешь, и на глаза набегают
    слезы. Есть картины тихие, скромные, но при
    взгляде на них сжимается сердце.

    Всмотритесь внимательно. Русская осень.
    Отцветают травы, в золото одеты молодые березки,
    вдали зеленеет озимь. Но тревожна, неспокойна
    природа, листья падают под порывами ветра, никнут
    травы. А среди пожелтевшего луга лежит маленький
    пастушок, расстрелянный из немецкого автомата.
    Медленно выходят из рощи коровы, бредут по
    опушке. Верный пес, друг мальчика, подняв морду
    тоскливо воет. Убили охраняющего стадо мальчика,
    убили жестоко, бессмысленно. Эта картина
    появилась в самые тяжелые дни войны. “Это не
    должно повториться!” – говорила она каждому,
    призывала к отмщению, доходила до каждого сердца.

    Ученик


    Уже промчались многие недели,
    Но этот день никто забыть не мог.
    Здесь даже камни поседели
    Здесь камни плачут у дорог.
    Как позабыть, когда пылали хаты,
    Когда качались мертвецы в петле,
    Когда валялись малые ребята
    Штыками пригвожденные к земле?
    Забыть нельзя! И мы не позабыли
    Убийцам не простили ничего.
    И пусть нам трубы сбора не трубили
    На сбор пришли мы все до одного.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №4)

    Наши художники создали немало исторических
    полотен, посвященных конкретным событиям из
    эпохи Великой Отечественной войны. Такова картина
    Н.П. Толкунова “Бессмерие”,
    раскрывающая
    трагедию и высокий подвиг защитников Брестской
    крепости. Как известно, эта пограничная крепость
    подверглась неожиданному и вероломному
    нападению в первые же дни войны. Несмотря на
    превосходящие силы противника, героический
    гарнизон не сдался, воины стояли насмерть, даже
    раненые не покидали поля боя, проявляя
    беспримерные чудеса героизма. На картине показан
    один воин, стоящий среди развалин. Он остался
    один, вокруг него убитые товарищи. Раненый, но он
    спасается. Крепко зажал он в руке гранату, в его
    взгляде решимость и смертельная ненависть к
    врагам. Несломленная воля, сила духа чувствуется
    во всем облике.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №5)

    А полотно

    А.А.Дейнеки “Оборона
    Севастополя”
    посвящено одной из наиболее
    драматических страниц Великой Отечественной
    войны. Показаны рукопашные бои, в которых
    отважные моряки отбивают очередную атаку до
    зубов вооруженных фашистских полчищ. Силы и
    мужества исполнена фигура раненого матроса, в
    сильном порыве бросающего гранату в гитлеровцев.
    Сопоставление темных фигур фашистов и одетых в
    белую летнюю форму моряков глубоко символично,
    оно как бы говорит о борьбе наших воинов с
    темными силами войны за светлое будущее всего
    человечества.

    Звучит “ Марш Чапаева”

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №6)

    Бурного движения, наступательного порыва полна
    картина П.А.Кривоногова “Советская конница
    в боях под Москвой”
    , передающая
    стремительность атаки, легкость кавалеристов.
    Сплошной лавиной мчится конница на врага, сметая
    все на своем пути. Цветовые контрасты темных
    фигур всадников и коней белого цвета, красных
    башмаков и ярких вспышек пламени на горизонте
    создают драматическую напряженность,
    соответствующую изображаемому моменту. Эта
    картина воскрешает в памяти победу, одержанную
    воинами в боях за столицу нашей Родины – Москву!

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №7)

    Переломному моменту в ходе Великой
    Отечественной Войны, исторической битве на
    Волге, посвящена картина И.А. Лукомского
    “Клятва бойцов”
    . На фоне Волги, где рвутся
    снаряды и пылают городские развалины, изображены
    героические защитники Родины, стойкие,
    мужественные, уверенные в победе. В центре стоят
    под развивающимся красным знаменем воины,
    произнося клятву, молча слушают эти вдохновенные
    слова его боевые товарищи, осознавая, что здесь
    начинается разгром врага, победоносное
    наступление Советской Армии.

    Художник стремится создать обобщенную картину
    героизма нашего народа, мужество советских
    людей, одержавших всемирно-историческую победу.

    Ученик


    Присяга! Священное слово,
    Его не сказать без волнения.
    Недаром так лица суровы
    У юных солдат пополнения.
    Клянусь!
    У стен Сталинграда к любым испытаньям готовы
    Встают нерушимой преградой стальные гвардейцы
    Чуйкова.
    Клянусь!
    И в расстрелянном Бресте герои идут в штыковую.
    Клянусь!
    И безногий Маресьев машину ведет боевую.

    Присяга! Священное слово. Как много в нем смысла
    таится. Клянутся в волнении солдаты на верность
    стране и народу. И верю. И эта работа, чтобы
    выполнить клятву, коль надо. Пройдут сквозь любые
    невзгоды.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №8)

    Мать всегда остается матерью. Гоголь писал о
    матери: “ Одна бедная мать не спала. Она приникла
    к изголовью дорогих своих сыновей…”

    О стойкости духа, о несломленной воле, о
    тревогах и заботах матерей в годы Великой
    Отечественной войны повествует художник Б.М.
    Неменский
    в большой канровой картине
    “Мать”,
    полной глубокого психологизма.

    В крестьянской избе на полу спят солдаты. В
    задумчивости смотрят на них пожилые крестьянки,
    у которых сыновья сражаются на фронте. Сквозь
    занавешенное окно проникает ранний свет. Всю
    ночь заботливо чинила женщина одежду
    постояльцев, а сейчас задумалась о своих
    сыновьях, полная материнской печали и тревоги.

    Ученик


    Мой сын родной. Прильни к земле скорей.
    Услышь слезу и залитое слово.
    Мой сын родной! У матери твоей
    Теперь ни хлеба, ни земли, ни крова.
    Пришли они как черная чума.
    Пришли и кровью нашей умывались
    Угнали скот и подожгли дома,
    Над старыми и малым надругались.
    Услышь, мой сын, и первым будь в бою,-
    Круши, карай неистовую силу! –
    За всех за нас, за Родину свою,
    За эту беззаветную могилу.
    Уничтожай поганое зверье,
    Пали огнем, дави его машиной,
    И в том благословение мое,
    Которые навеки нерушимы. (Наказ сыну
    М.Исаковский)

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №9)

    О мужестве людей, находившихся в тылу врага,
    говорит картина С.В. Герасимова “Мать
    партизана”.
    На ней изображена сцена допроса.
    Картина строится на противопоставлении двух
    образов – тупого, глупого, жестокого изверга и
    спокойной гордой женщины, полной собственного
    достоинства матери партизана. Глядя на эту
    женщину, мы понимаем, что она не дрогнет перед
    пытками и скорее умрет, чем выдаст односельчан. В
    ее уверенной позе, в ее несломленном молчании
    чувствуется неистребимая сила человека,
    отстаивающего правое дело своего Отечества.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №10)

    Запечатлели художники и сцены армейского быта,
    сумев в обычном увидеть значительное и важное,
    глубоко раскрыть характеры людей, рядовых
    участников великих событий, чьими руками
    ковалась победа. Такова широко известная
    картина, одна из лучших работ о Великой
    Отечественной войне, “Отдых после боя” по
    поэме Твардовского “Василий Теркин” – автор
    Ю.М. Непринцев
    . Герой поэмы с оружием в руках
    защищал город, был командиром береговой батареи.

    В мягкий серенький денек на коротком привале в
    лесу отдыхают бойцы. Только что окончился бой: в
    отдалении стоят танки. Разведчики не успели
    снять с себя маскировочные халаты. В центре на
    пушке сидит бравый солдат, неистощимый
    рассказчик, весельчак и балагур Василий Теркин.
    Зритель сразу узнает его. Сила этого образа в том,
    что это невымышленный герой, а живой человек,
    которого можно встретить повсюду. Он не отделим
    от массы, а часть ее, и вместе с тем наделен
    какими-то характерными, ему только присущими
    чертами. Теркин беззаветно предан Родине. Это
    бодрый, никогда не унывающий солдат, крепко
    верящий в правоту своего дела, уверенный в
    победе. Очень выразительны и окружающие его
    солдаты, на картине их не спутаешь.

    Судя по радостному, веселому смеху бойцов, мы
    понимаем, что действие картины происходит в
    период победоносных наступлений наших воинов. В
    своем произведении художник показал дружный
    коллектив людей, живущих одними интересами,
    убедительно раскрыл внутренний мир солдат
    великой армии освободителей.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд № 11)

    Предчувствием победы полна и радостна картина
    А.И. Лактионова “Письмо с фронта”.

    Сюжет ее прост и незамысловат. Раненый
    фронтовик, приехавший на побывку в город, привез
    письмо семье друга. Судя по настроению, мы
    понимаем, что в этом письме хорошие вести, вести о
    наступлении нашей армии, о скорой победе.
    Душевному состоянию людей соответствует яркий
    солнечный свет и открывающийся за распахнутой
    дверью напоенный чистым, прозрачным воздухом
    летний городской пейзаж.

    И вот отгремели последние выстрелы. Война
    закончилась. Наступил долгожданный день победы.

    От Кубани к верховьям Дона
    Мчится ветер, степной непоседа,
    Словно музыка в наших сердцах
    Долгожданное слово “Победа”.
    В этом слове солдатская честь
    Радость встреч после долгой разлуки.
    В этом слове свершенная месть
    За обиды и слезы, и муки.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №12)

    Фронтовики возвращаются домой к своим семьям.
    Такова тема картины украинского художника В.Н.
    Костецкого “Возвращение”.
    Солдат вернулся
    домой. Дверь открыла жена. Наступил волнующий
    момент встречи, о котором мечтали оба много лет.
    Порывисто бросившись друг к другу, они крепко
    обнялись. Художник не показал лица этих людей.
    Солдат стоит лицом к зрителю, заслонив собой лицо
    жены. Видно только ее крепко обвивающиеся руки
    вокруг шеи… В этом сильном объятии и
    передающимся счастье встречи, растворялись все
    горести и тревоги прошедших лет. В этой картине
    Костецкий проявил себя как знаток человеческой
    души. Глубокого драматизма достигает художник
    как сдержанностью самого цвета, так и
    выразительностью поз и жестов изображенных
    людей.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №13)

    О заслуженном возмещении, которое получили
    напавшие на нашу страну фашистские захватчики,
    повествует прославленная картина Кукрыниксов
    “Конец”.

    Изображено логово немецких фашистов,
    охваченных паникой, смятением, предсмертной
    агонией. На пороге стоит сам фюрер с нервно
    выкинутой головой, перекошенным ртом и
    округлившимися глазами. Из-за спины Гитлера в
    темном проеме двери видно испуганное лицо
    Геббельса. Боком к зрителю сидит насмерть
    перепуганный седой генерал, с головой втянутой в
    плечи, побагровевшим лицом. Справа от него нервно
    барабанит пальцами по столу эсэсовец – палач, он
    боялся расплаты, а сосед его забылся в тяжелом
    пьяном сне. Ужас, охвативший врагов, исказившиеся
    картины на стенах, отсутствие нормального
    освещения, свидетельствует о панике, вызванной
    победоносным наступлением Советской Армии, они
    уже совсем близко. Подземелье сотрясается от
    взрыва. Опрокинутый стол, разбросанные по полу
    бумаги, уложенные чемоданы – все это
    свидетельствует о лихорадочном приготовлении к
    бегству, которое не успели осуществить
    гитлеровцы. Глубоко раскрывая звериную сущность
    фашистов, Кукрыниксы показывают неизбежность их
    краха. Большую роль играет свет в картине, идущий
    от аварийной фары. Картина “Конец” проникнута
    глубокой ненавистью к фашизму.

    Сообщение учащегося – экскурсовода
    (слайд №14)

    Художник-воин не может молчать! Пока рука
    держит карандаш, пока глаза видят, а сердце любит
    и ненавидит, надо работать и работать, беспощадно
    и гневно разоблачать войну, опять и опять будить
    в людях память о ней, — не для того, чтобы
    бередить уже заживленные временем раны, а для
    того, чтобы не затихала в людях ненависть к войне,
    чтобы крепла готовность и решимость отстоять
    мир.

    Самая впечатляющая картина Б.И. Пророкова “У
    Бабьего Яра”. Так называлось место в
    окрестностях Киева, где гитлеровцы расстреляли
    170 тысяч советских граждан.
    Пророков изображает трех женщин, идущих на
    смерть. Справа старуха. Она бережно несет свечу,
    охраняя рукой от встречного ветра ее слабое
    трепетное пламя. Видно, нелегкую трудовую жизнь
    прошла она, и сейчас, за несколько минут до
    смерти, не страх, не мольба о пощаде на ее лице, а
    высокое достоинство и безграничная скорбь.
    Зритель не видит лица рядом идущей женщины. В
    отчаянии она закрыла его руками.
    Слева — молодая женщина. Она смотрит прямо перед
    собой остановившимся невидящим взором. В ее
    больших, широка открытых, налитых слезами и мукой
    глазах, в страдальчески опущенных уголках рта не
    только безмерное горе и боль, но и презрение к
    палачам, испепеляющая ненависть к убийцам.
    Эти идущие на смерть беззащитные женщины сильны
    и несгибаемы. Их образы звучат как реквием, как
    завещание живущим — помните о нас — это не
    должно повториться! Эта же мысль звучит во всех
    картинах художников.

    Слайд №15

    Учитель

    Плакаты и картины военных лет отображали то,
    чем живёт народ в годы войны, звали на борьбу с
    врагом. С той поры прошло много лет, выросло новое
    поколение художников, в творчестве которых нашла
    своё достойное отражение военная тематика, но
    произведения искусства, выполненные в годы
    войны, не утратили своего значения, но обрели ещё
    большую историческую ценность, как памятники
    героизму и мужеству великого народа, проявленным
    в годы Великой Отечественной войны.

    Звучит музыка военных лет, ребята еще
    раз обращаются к картинам, внимательно
    рассматривая их.


    Обобщение и анализ проделанной работы
    в форме беседы

    Мы здесь упомянули только о небольшой
    части огромного пласта искусства в годы Великой
    Отечественной войны, совершенно не затронув
    скульптуру, киноискусство, музыку. Но и на этом
    небольшом примере мы видим огромное значение
    искусства в деле патриотического воспитания,
    поддержания морального духа и веры в победу
    бойцов нашей армии и гражданского населения
    страны.

    Учитель обобщает сказанное на уроке,
    делает выводы по теме, выслушиваются отзывы
    ребят об уроке


    Заключительный этап

    Тема нашего сегодняшнего урока “Героизм и
    мужество народа в творчестве художников”.
    Как вы думаете, полностью ли мы раскрыли эту
    тему? (Ответы учащихся.) Да, верно, мы с вами
    увидели лишь “верхушку айсберга” того
    грандиозного наследия, которое оставили нам в
    наследство. Но можем ли мы сделать вывод о мощи и
    духовном наполнении произведений, с которыми мы
    познакомились сегодня? (Ответы учащихся.)

    Инструктаж по домашнему заданию

    У нас сегодня был необычный урок, урок –
    экскурсия, домашнее задание – сочинение.

    Приложение

    Следующий: