Урок-экскурсия Писатели Геленджика. 9-й класс


Цель:

познакомить учащихся с литературным путеводителем г. Геленджика

Задачи:

  • углубить знания учащихся о культурном наследии писателей, посетивших г.
    Геленджик
  • привлечь внимание детей к историческому и культурному наследию г.
    Геленджика
  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности
  • воспитывать у ребят бережное отношение к культурным памятникам
    Геленджика
  • воспитывать чувство гордости и любви к малой Родине

Оборудование:

интерактивная доска;

  • запись песен: «Геленджикский вальс» К.Ярцевой, «Кабардинка-республика
    детства» Л.Гагариной;
  • интерактивная карта литературного путеводителя г. Геленджика;
  • Презентация.
  • стихи М.Лермонтова. Н.Бяковой-Смоленской, С.Масликовой, ученицы СОШ№7
    Степанченко М.


  • План урока:

    1. Сценка «Знакомство с новой ученицей».
    2. Вступительное слово учителя о работе над проектом « Литературный путеводитель
    г. Геленджика».
    3. Сообщения учащихся о писателях, побывавших в Геленджике в разные годы:

    • А.Бестужеве-Марлинском
    • М.Лермонтове (чтение стихов поэта о Кавказе)
    • М.Горьком
    • В.Короленко
    • К.Паустовском
    • М.Шагинян
    • В.Маяковском
    • А.Гайдаре, рассказ о библиотеке им. А.Гайдара, о Всероссийском
      конкурсе-фестивале детского литературно-художественного творчества «Дети и
      книга», рассказ об учениках СОШ №7– победителях конкурса

    4. Рассказ учителя о литературных объединениях современного Геленджика

    • чтение стихов Н.Бяковой-Смоленской
    • Чтение стихотворения С.Масликовой «Кабардинка»
    • Чтение стихотворенияМ. Степанченко «Мой Геленджик»

    5. Заключительное слово учителя

    Ход урока

    1. Сценка «Знакомство с новой ученицей»

    Учитель:

    Ребята, у нас новенькая, ее зовут Марта. Знакомьтесь.

    Марта:

    Здравствуйте, я приехала из далекого северного города
    Нижневартовска. Это город, где живут люди, добывающие нефть и газ. В этом крае
    долгая суровая зима и очень короткое лето.

    1 ученица.

    Твои одноклассники, наверное, считают, что тебе повезло: ты
    переехала на юг.

    Марта:

    Ну, что из этого? Ну, море, пляжи, набережная. Это же не Египет,
    не Арабские Эмираты, не Греция, где все дышит историей.

    Ученик:

    Был я в Египте. Да, пирамиды, сфинксы, Красное море. Но наша
    земля ничуть не хуже.

    2 ученица:

    Ты знаешь, сколько знаменитых писателей побывало в Геленджике?



    Марта:

    Я этого не знала.

    1 ученик:

    Если хочешь, мы тебя познакомим с удивительными местами и
    событиями города Геленджика.

    Марта:

    Я очень хочу, но как вы это сделаете, не выходя из класса?

    Учитель:

    Сегодня у нас урок-экскурсия по литературному путеводителю
    города Геленджика, над которым работали ученики нашей школы. Перед вами
    интерактивная карта.

    (Звучит «Геленджикский вальс» на слова К.Ярцевой)

    Ученик-экскурсовод подходит к интерактивной карте, дотрагивается до нужных
    обозначений и рассказывает свой материал экскурсии.

    2. Сообщения учащихся о писателях, побывавших в Геленджике

    (см.
    Приложение 1, Приложение 2,
    Приложение 3
    )

    Ученица читает стихотворение Н.Бяковой-Смоленской о Геленджике:

    Город мой, небольшой и уютный,
    Ты у моря подковой лежишь.
    Город мой, ты и древний и юный,
    Тихий солнечный мой Геленджик!
    Символ счастья недаром подарен
    От рожденья природой тебе:
    Как отцу, от души благодарен
    За все лучшее в жизни-судьбе.
    Я хочу знаменитым курортом
    Тебя видеть, родной Геленджик,
    Славен будь карнавалом и спортом,
    Пусть всегда бьет здоровья родник!
    Город мой, небольшой и уютный,
    Ты в чарующем месте лежишь,
    Как невеста, прекрасный и юный…
    Я люблю тебя, мой Геленджик!

    Ученица читает стихотворение С.Масликовой «Кабардинка»

    Я раскрою окно утром ранним
    В птичий звон заплетусь, как в канву,
    И на сердце так радостно станет:
    Я в родной Кабардинке живу!
    Ты мое деревенское счастье
    И моя городская мечта.
    Ты прекрасна в любое ненастье
    И по-детски наивна, чиста.
    Солнце заревом горы украсит,
    Чайки вновь заснуют над волной,
    Корабли свои свечи погасят,
    Звезды сгинут в пучине морской.
    Кабардинка моя, Кабардинка,
    Стала ты для меня маяком,
    Тихой гаванью, сказкой и гимном,
    Кабардинка – причал мой и дом.

    Ученица читает стихотворение ученицы 8 класса Степанченко М.

    В Краснодарском теплом крае
    Между длинных гор цепей
    Есть такой чудесный город,
    Город солнца и огней.
    В тихой бухте Геленджикской,
    В кронах сосен, тополей,
    Утопает словно в грезах,
    Во снах, которых нет милей!
    Воздух чистый и прозрачный,
    Парят чайки в высоте,
    Восхищаясь этим чудом,
    Преклоняясь красоте.
    И нельзя не восхититься
    Видом величавых гор,
    Воспарили гордо к звездам,
    Покорив высот простор.
    Можжевельником душистым
    Веет тихий ветерок.
    Вдохновением наполнен
    Наш уютный городок!



    6. Прослушивание записи песни Л.Гагариной «Кабардинка-республика детства»


    в исполнении учащихся школы №7

    7. Заключительное слово учителя:

    Учитель:

    Марта, тебе понравилась наша экскурсия по литературному
    путеводителю?

    Марта:

    Мне экскурсия понравилась и надолго запомнится. Я даже не ожидала,
    что здесь на юге столько талантливых людей. Я узнала много интересного об
    истории Геленджика. Об том я обязательно напишу своим одноклассникам.

    Учитель:

    Да, наши земляки – талантливые удивительные люди. Мы все любим
    свой край и хотим, чтобы он стал еще краше. Я надеюсь, что вы, ребята, сделаете
    нашу Геленджикскую землю еще лучше.




    Следующий: