Урок-экскурсия Формулы вокруг нас


“Предмет математики настолько серьёзен, что
надо не упускать случая, сделать его
занимательным”



Б. Паскаль

Цели урока:

  1. Закрепить и углубить знания, умения учащихся
    применять нужную формулу к решению задач;
  2. Расширить кругозор учащихся при решении
    практических задач;
  3. Воспитание интереса к предмету через умение
    видеть важность знания формул и применение их в
    жизни.

Оборудование:

формулы, рисунки к задачам,
принадлежности милиционера.

Ход урока

Учитель:

На зимних каникулах, ребята, мы с вами побываем
в нашем городе Нижнеудинске. Отправимся мы на
экскурсию на автобусе. Там мы посетим
краеведческий музей, побываем на празднике в
киноконцертном зале “Саяны”, а также примем
участие в зимних аттракционах в сквере.

Попутно мы выполним практическое занятие по
теме “Формулы”.

Чтобы наша экскурсия принесла ползу не только
вашему здоровью, но вашим навыкам в обучении, мы
должны хорошо к ней подготовиться. Вспомнить
формулы, единицы измерения площади, периметра.

Чтобы отправиться на экскурсию, необходимо
купить билет.

Ответив правильно на 10 вопросов, указанных на
билете с обратной стороны, мы сможем этот билет
получить.

Вопросы на билете.



Запись правила с помощью букв (формула)

  • Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  • Равенство, содержащее букву, значение которой
    нужно найти (уравнение)
  • Каким действием узнают во сколько раз одно
    число больше или меньше другого (деление)
  • Площадь квадрата со стороной 100 метров (гектар)
  • Частное от деления пути на время (скорость)
  • Площадь квадрата со стороной 10 метров (ар или
    сотка)
  • Четырёхугольник, у которого углы прямые
    (прямоугольник)
  • Многоугольник с тремя сторонами (треугольник)
  • Прямоугольник, у которого все стороны равны
    (квадрат)
  • Молодцы! Билет мы получили!

    Повторение теоретического материала (формулы)

    Рассмотрим внимательно карту нашего маршрута

    < Приложение 1 – Рисунок 1>

    А теперь, сидя в автобусе, нужно устно
    решить несколько задач.

    Задачи для устного счёта

    : Заполнить таблиц. 2


    Объект Скорость Время Расстояние
    “Волга” 100 км/ ч 5 ч
    “Ока” 60 км/ ч 420 км
    “Москвич” 3 ч 240 км
    Пчела 60 км /ч 180 км
    Стрекоза 2 ч 200 км
    Стриж 100 км/ ч 4 ч
    Меч-рыба 100 км/ ч 300 км
    Земля (вокруг Солнца) 30 км/ ч 24 ч
    Черепаха 6 мин 18 м
    Улитка 7 ч 35 км
    Верблюд 8 км /ч 5 ч
    Почтовый голубь 50 км /ч 150 км

    Самостоятельная работа (по группам)

    1 вариант:

    (1)



    Чебурашка и Крокодил Гена идут навстречу
    друг другу. Сейчас между ними 1 км 950 м. Через
    сколько минут они встретятся, 1 если
    Чебурашка идёт со скоростью 70 м/мин, а Крокодил
    Гена – со скоростью 60 м/мин?

    Решение: 1 950: (70+60)=6 (ч)

    2 вариант:

    Незнайка стал догонять Шпунтика, когда
    расстояние между ними было равно 1км 80 м. Незнайка
    бежал со скоростью 170 м/мин, а Шпунтик шел со
    скоростью 80 м/ мин.

    Через сколько минут Незнайка догонит Шпунтика?

    Приехали! Выходим из автобуса. Теперь нам нужно
    правильно перейти улицу. Пройдём к пешеходному
    переходу.

    Задача дяди Стёпы – милиционера (по
    безопасности движения)

    (2)

    Ширина проезжей части дороги 15 метров,
    зелёный сигнал светофора горит 20 секунд. С какой
    скоростью (наименьшей) можно двигаться, 2 чтобы
    благополучно перейти дорогу?

    Мы подошли к киноконцертному залу (ККЗ)
    “Саяны”.

    < Приложение 1 – Рисунок 2>

    Найти объём воздуха, заполнившего здание ККЗ
    “Саяны”, имеющего форму прямоугольного
    параллелепипеда, зная, что длина 120 метров, ширина
    50 метров, а высота 8 м.

    А теперь мы отправимся в сквер.
    Разделились на 4 группы, каждая группа получает
    задание:

    1 группа: найти периметр и площадь квадратной
    клумбы, сторона которой 6 м

    < Приложение 1 – Рисунок 3>

    2 группа: найти периметр и площадь площадки,
    которую занимает снежная горка.

    < Приложение 1 – Рисунок 4>

    3 группа: найти периметр и площадь, занимаемую
    снежными фигурами.

    < Приложение 1 – Рисунок 5>

    4 группа: найти периметр и площадь площадки,
    которую занимает Дед Мороз и Снегурочка < Приложение 1 – Рисунок 6>

    Дополнительные задания группам:

    1 Используя формулу площади прямоугольника,
    найти сколько понадобится краски, чтобы
    покрасить пол в комнате, длина которой 6 м, а
    ширина 5 м. В первый раз на каждый квадратный метр
    пошло 125 г краски, а во второй – 75 г.

    (1)

    2 Прямоугольный участок земли имеет длину 95 м, а
    ширину 67 м.

    Найти площадь и периметр участка.

    3 Используя формулу периметра прямоугольника,
    найти: сторону a, если P =3дм, b=6см

    4 Сколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м
    поместится на участке земли площадью 3 га?

    Подходим к пешеходному переходу, чтобы перейти
    улицу.

    Задача дяди Стёпы – милиционера

    :

    Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а
    грузового – 15 км/ч.

    Какой автомобиль представляет угрозу
    школьнику, подошедшему к пешеходному переходу?

    Посетив место зимних аттракционов, мы
    отправимся в краеведческий музей, где собран
    богатейший материал о родном крае, о вымирающей
    народности нашего края — тофах, проживающих в
    горах Тофаларии.

    Задачи: 1 Сколько стоит билет в музей? У нас было
    350 рублей, купили 15 билетов, и осталось 35 р

    2 Вычислить площадь занимаемую краеведческим
    музеем

    < Приложение 1 – Рисунок 7>

    Итак, мы побывали, заочно, на экскурсии.

    А сейчас, нужно подвести итоги того, что же вы
    усвоили за время экскурсии.

    Итоговый тест (по вариантам)

    (3)

    1 вариант:

    Найти площадь квадрата, если его сторона равна
    11 см.

    1) 44 см2; 2) 121 см2; 3) 22 см2; 4) 121 см.

    Найти площадь прямоугольника, длина которого
    равна 6 см , а ширина 4 см.

    1) 24 см2; 2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.

    2 вариант:

    Найти площадь квадрата, если его сторона имеет
    длину 9 см..

    1) 18 см2; 8 см2; 3) 81 см; 4) 36 см2.

    Найти площадь прямоугольника, длина которого 3
    см, а ширина 10 см.

    1) 26 см2; 2) 30 см2; 3) 13 см2 4) 30 см.

    Задание на дом

    : В старину площадь земельных
    участков измеряли в десятинах (это площадь
    квадрата со стороной, равной десятой части
    версты) Сравните десятину с 1 га.

    Литература

    :

    1. Н.Я. Виленкин, В.И Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
      Шварцбурд “Математика” Учебник для 5 класса
      общеобразовательных учреждений. М.,
      “Мнемозина”, 2002 г.
    2. З.С. Стромова, О.В. Шварцбурда “Математика 5 кл”
      Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.
      Жохова, АС Чеснокова, СИ Шварцбурга. Волгоград, 2006
      год.
    3. А С Чесноков “Дидактические материалы по
      математике для 5 класса”. М., “Просвещение”, 1990.



    Следующий: