Урок Экологические группы птиц

Цель: познакомить учеников с
причинами разнообразия птиц.

Задачи:

  • ученики должны научиться распознавать
    экологические группы птиц,
  • знать причины разнообразия птиц,
  • знать признаки птиц разных экологических групп,
  • уметь находить информацию из разных источников,
  • уметь обобщать полученную информацию и делать
    выводы
  • уметь работать в группах.

Оборудование:

  • чучела или рисунки птиц разных экологических
    групп,
  • электронная лабораторная работа (Лабораторный
    практикум. Биология 6-11 класс. Учебное
    электронное издание.)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение предыдущего материала.
  3. Постановка проблемы.
  4. Выполнение лабораторной работы.
  5. Вывод.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение предыдущего материала.

Воробьи вспорхнули на забор.
Кошка слышит воробьиный хор,
Только воробьев ей не достать:
Было лень учиться ей летать!

В.Безбородов

Это, конечно, шутка, но автор говорит о главной
особенности птиц. Какой? (умение летать). Какие
приспособления позволяют птицам летать?

Перечислить признаки класса птиц (в результате
фронтального опроса ученики должны назвать
признаки, записать их на доске)

  • Тело покрыто перьями
  • Передние конечности превращены в крылья
  • Клюв без зубов
  • Быстрое пищеварение
  • Облегченный скелет (полости в костях)
  • Теплокровность
  • Особое дыхание (воздушные мешки)
  • Есть киль

Вывод: благодаря этим приспособлениям птицы
способны летать.

- Все ли птицы летают одинаково?

(сообщения, подготовленные учениками):

  • Машущий полет
  • Планирующий полет
  • Бреющий полет

Причины такого разнообразия?

(Обитание в разных условиях, приспособление к
ним.)

Есть ли нелетающие птицы? (чаще ученики
называют:

  • Страус
  • Пингвин)

По каким признакам мы можем определить
способность птицы к полету?

  • Крылья (форма, размер)
  • Оперение (плотное, рыхлое)
  • Размер и масса птицы

3. Постановка проблемы:

Летают ли “нелетающие” птицы?

Если изучить признаки птицы, то можно
определить ее способность к полету.

4. Выполнение лабораторной работы
“Экологические группы птиц”.

По результатам лабораторной работы
заполняется таблица(работа в группах):

Экологическая группа Представители Признаки
Описание крыльев Масса и размер тела Описание оперения
Наземные Страус, дрофа, стрепет, цесарка Крылья не развиты, без маховых перьев, Птицы средних или крупных размеров Перьевой покров рыхлый.
Болотные Цапля, аист, выпь Хорошо развиты, большие, широкие. Мелкие, средние, крупные. Перьевой покров рыхлый, небольшое
количество пуховых перьев.
Водоплавающие Гага, лебедь, баклан, чомга, пингвин,
кряква, гусь
Хорошо развиты. Средние и крупные, но меньше, чем
наземные.
У пингвинов- перья мелкие. Пуховых
перьев нет. У всех перья жесткие, плотные,
налегают друг на друга. Могут смазывать
выделениями копчиковой железы.
Воздушно- водные Чайка, крачка, буревестник Хорошо развиты, относительно большие Мелкие и средние Плотное жесткое
Воздушно- наземные Стриж, ласточка, козодои Относительно большие, узкие. Мелкие Плотное мягкое
Птицы леса Дятел, сова, глухарь Широкие, хорошо развиты Средние и мелкие Разнообразное (жесткое, мягкое, у
совиных — рыхлое)

Страус относится к наземным птицам, которые не
способны летать.

Пингвин относится к водным птицам, по всем
признакам приспособленных к полету.

5. ВЫВОД

: пингвин способен “летать”, но в
водной среде.

6. Домашнее задание: сообщения об
отрядах птиц.

Следующий: