Урок-диспут Взаимосвязь между рассказами Л. Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире

Даны задания на:

  • развитие ассоциативного мышления;
  • беседа-диспут;
  • речевая деятельность;
  • выполнение групповой, индивидуальной
    исследовательской работы;
  • самостоятельное формирование вывода по
    проблематике жизнедеятельности человека через
    восприятие рассказов Толстого Л.Н;
  • обсуждение центральной проблемы – проблемы
    гуманного отношения к страдающим людям, попавшим
    в беду, представление о гуманном отношении к
    человеку, обсуждение проблемы последствий
    неосторожности и их предостережении;
  • продолжить развитие навыков сравнения
    тематически близких текстов, а также навыков
    анализа системы персонажей;

На уроке руководствовались принципом
гуманности и беспристрастности. Каждый человек
должен оказать всем без исключения помощь.

Перед вами 2 листочка. На обоих значимые,
ключевые слова “Надо знать”, “Должны уметь и
знать”.

Надо уметь.

  • Предвидеть и распознавать опасности и по
    возможности избегать их.

Надо знать.

  • Об окружающих нас опасностях и собственных
    возможностях.
  • Надо действовать. Грамотно.

Надо желать.

  • Совершенствовать свои физические и психические
    возможности, чтобы противостоять опасностям.

Должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло,
    выразительно;
  • выделять главную мысль предложения;
  • давать характеристику главным героям;
  • высказывать своё отношение к героям и их
    поступкам;
  • пересказывать содержание произведения;

Должны знать.

  • наизусть несколько стихотворений
  • и два прозаических произведения.

Основные правила поведения при переезде:

  • внимательным надо быть на всём протяжении
    железнодорожного полотна и особенно при его
    переходе.
  • переходя пути, всегда посмотрите, нет ли идущего
    поезда пусть вам не кажется, что он ещё далеко;
  • не гуляйте по путям – поезда не подчиняются
    правилам правостороннего движения, к которым вы
    привыкли, и могут появиться из-за спины;

Основные правила поведения на воде.

  • купаться только в разрешённых, хорошо известных
    местах.
  • нельзя играть, перегонять друг друга в воде,
    находясь далеко от берега;
  • нельзя прыгать в воду в незнакомых местах,
  • проводить игры в воде, связанные с захватами;

Правила поведения при пожаре:

  • не паниковать;
  • вызвать пожарных спасателей по телефону….01.
  • закрыть все окна и двери;
  • найти и вывести маленьких детей,

Входят мальчик и девочка. Они одеты в простую
крестьянскую одежду.

Девочка держит в руках интересную книгу,
которая сейчас пользуется большой популярностью
“Основы безопасности жизнедеятельности”.

Её основная цель – обеспечить безопасность
человека, исключить причинение вреда его
существованию.

Учитель:- Л.Н.Толстой в рассказах предостерегал,
помогал, учил как себя вести в экстренных
ситуациях, конечно же он это делал с
художественной точки зрения, описывая ситуацию,
он не даёт как надо вести себя, а описывая
художественно эпизод, он просто вызывает
сочувствие к героям и нашу читательскую точку
зрения на эпизод.

Учитель:- В рассказах разные описываются
ситуации и эпизоды, где мы с замиранием сердца
следим за героями.

Учитель: – Скажите, пожалуйста, на каком из этих
листочков эти значимые слова относятся к
жизнедеятельности человека, к его безопасности,
к предостережению от несчастья?

Учитель: – Скажите, а какие относятся к учебной
деятельности?

Учитель: – А что их объединяет?

Дети: — То, что то и другое должен выполнять
человек. И подойти к этому серьёзно и
ответственно.

Учитель: – Если мы будем выполнять требования,
которые определены в учебнике чтения, т.е. бегло
читать, хорошо мыслить и рассуждать, то мы сможем
быстро и правильно сориентироваться в трудной
ситуации и правильно её разрешить.

Учитель: — Какой вы читали рассказ, где Л.Н.
Толстой рассказывает о чрезвычайной ситуации
при пожаре?

Дети:- “Пожарные собаки”

Учитель:- В каком городе происходит действие?

Дети:- Лондон.

Учитель:- Какая это страна?

Дети:- Англия.

Учитель:- Кто принимал участие в спасении людей?

Дети:- Собаки.

Учитель:- Какой эпизод в рассказе говорит о
хорошей службе собак?

Дети:- Собака вынесла из пожара куклу.

Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот
рассказ?

Дети:- Сочувствие, сострадание, боль.

Учитель:- А чтобы этого не произошло, какие
правила безопасности нужно предпринять?

Учитель:- Читаем памятку о правилах
предосторожности при пожаре.

2 табличка – переход через железнодорожный
переезд.

Учитель:- Какой рассказ соответствует данной
табличке?

Дети:- “Девочка и грибы”.

Учитель:- Почему не послушала своей старшей
сестры младшая сестра?

Дети:- Она не слышала гула машины.

Учитель:- Как она вела себя при переходе
железнодорожного полотна?

Учитель:- На столах у вас памятки, где написаны
правила поведения при переходе через
железнодорожный переезд.

Прочитаем его.

Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот
рассказ?

Дети:- Переживание, боль.

Учитель:- Нужно быть предельно внимательным при
переходе и соблюдать правила безопасности.

3 табличка – основные правила поведения на воде

Учитель:- какой рассказ соответствует данной
табличке?

Дети:- “Акула”

Учитель:- Где путешествовал корабль? Какая была
погода?

Какую команду дал капитан? Почему матросы на
воду спустили парус и устроили там купальню?

Всем было хорошо, а кому в этом паруснике было
тесно?

Как они вышли из положения?

Дети:- Они вздумали плавать на перегонки в
открытом море.

Учитель:- Правильно сделали мальчики или вы их
не поддерживаете? Почему?

Учитель:- К чему привело их непослушание?

Учитель:- Кто отреагировал быстро на опасную
ситуацию?

Дети:- Отец одного из мальчиков. Какое он
предпринял действие?

Учитель:- Как себя вели мальчики? Была ли у них
паника?

Сделать пересказ.

Учитель:- Какое чувство вызывает этот рассказ?

Дети:- Переживание, боль.

Учитель:- Это художественные произведения и
исход событий зависит от автора, а мы можем
только домыслить и высказать своё предположение,
дать оценку данным поступкам героев.

Учитель:- Но в большинстве случаев люди сами не
придают должного значения скрытой опасности и
поступают себе во вред. И здесь возникает вопрос:
зная об опасностях, зная как применить правила
безопасности, мы, к сожалению, часто ведём себя
неразумно.

Девочка с книгой: Чтобы предотвратить
несчастье, необходимо знать опасности, причины
их проявления и желать их избежать.

Следующий: