Урок-диспут «Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души»

Цели урока: показать мастерство Н.В.Гоголя в
изображении мира человеческих чувств; научить
ребят отстаивать свое мнение, приводя веские
аргументы из текста и из жизни; обратить внимание
на актуальность и вневременную ценность поэмы.

Оформление урока

: выставка книг Н.В.Гоголя;
газеты, планшеты, посвященные творчеству
писателя; портрет Гоголя; плакаты с
высказываниями писателя о России; стенд с
лучшими рефератами о поэме “Мертвые души”.

Оборудование

: компьютер, проектор, телевизор,
DVD-плеер, диск с фильмом “Мертвые души”.

Эпиграфы:

“Я живу весь…в своем народе и
земле, которые носятся неразлучно со мною, и все,
что там ни есть и заключено, ближе и ближе
становится душе моей”.
Н.В.Гоголь

“Мне хочется в этом романе показать хотя бы с
одного боку всю Русь”.
Н.В.Гоголь

Учитель

. Николай Васильевич Гоголь вошел в
русскую литературу как один из великих и
самобытных писателей, сыгравших огромную роль в
развитии отечественной литературы и культуры.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения
Гоголя. Время не властно над творениями великого
писателя и драматурга. На сценах российских
театров идут пьесы Николая Васильевича, книги
писателя продолжают волновать и тревожить
сердца миллионов людей, как и много лет назад. Из
глубины веков звучит голос Гоголя, его крылатые
слова о России.

Ученик

. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая
необгонимая тройка несешься? Дымом дымится по
тобою дорога, гремят мосты, все отстает и
остается позади. Остановился пораженный божьим
чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с
неба? Что значит это наводящее ужас движение? И
что за неведомая сила заключена в сих неведомых
светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли
сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во
всякой вашей жилке? Русь, куда же несешься ты? Дай
ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается
колокольчик; гремит и становится ветром
разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни
есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают
ей дорогу другие народы и государства”.

Учитель

. Ребята, сегодня речь пойдет о поэме
Гоголя “Мертвые души”, в которой он стремился,
прежде всего, разгадать загадку русского
человека. Каков он сейчас? Что может выйти из него
потом? Настоящее и будущее России – в чем оно? Вот
вопросы, ответ на которые и является целью
путешествия автора по своей стране. И в этом
путешествии он все время оказывается рядом с
персонажем, чей внутренний мир, казалось бы,
бесконечно далек от внутреннего мира автора.
Речь идет о Чичикове.

Демонстрация отрывка из фильма “Мертвые
души”.

Почему же своим спутником, ребята, автор избрал
торговца “мертвыми душами”?

Ученик

. Чтобы ответить на этот вопрос, мне
кажется, нужно повнимательнее вглядеться в
Чичикова. Перед нами лицо неординарное, персонаж,
которому автор дает два определения — “подлец” и
“приобретатель”. “Подлец” — потому что
нравственных препятствий для Чичикова почти не
существует. “Приобретатель”- потому что
состояния герой поэмы от родителей не
унаследовал и все вынужден добывать
самостоятельно, начав практически с нуля.

Ученик

. А мне хочется отметить, что от
бездеятельных чиновников губернского города
Чичикова выгодно отличает исключительная сила
воли, упорство в достижении поставленной цели.
Препятствия, которые ему приходится
преодолевать на пути к богатству, многочисленны
и труднопреодолимы. Но Чичиков изобретательно и
упорно идет к своей цели. А цель Чичикова — это
развернуть свое дело, утвердиться как
предприниматель. Разве это плохо? Сейчас очень
много таких людей, которые пытаются заняться
бизнесом, разбогатеть.

Ученик.

Конечно, это неплохо. Но нужно
посмотреть, каким способом пытается Чичиков
добиться благополучия. При его уме и
настойчивости можно было бы стать человеком
дела. Но Чичиков видит вокруг себя, что все, кому
хочется подняться на ступеньку выше или просто
жить богаче, прежде всего, воруют или жульничают.
Таковы, например, чиновники губернского города. И
Павел Иванович Чичиков делает то же самое. Его
вполне предпринимательская затея с “выводом”
крестьян в Херсонскую губернию лишь легенда для
доверчивых приятелей, его подлинное
“предпринимательство” лишь иллюзия настоящего
дела. Чичиков готов при первом же удобном случае
“ободрать” ближнего как липку.

Ученик.

А мне хочется обратить ваше
внимание на то умение, с которым Чичиков
приспосабливается к любой ситуации. Человек,
безусловно знающий, наблюдательный и неглупый,
из своего жизненного опыта вывел одно: хорошо
лишь то, что выгодно. Выгодно быть вежливым –
Чичиков вежлив, резким – резок, разговорчивым –
говорит, молчаливым – умеет сохранить и здесь
нужное выражение лица. И разве мало таких людей и
в наше время?

Учитель.

Трудно с вами не согласиться. Но
почему же тогда именно тройка Чичикова
символизирует в поэме будущее России? Почему
именно Чичикову отдал автор удивительные
размышления о судьбах русского человека?

Ученик.

Мне кажется, дело в том, что автор
верил, что и самый пошлый русский человек
способен переродиться, пробудить в себе
нравственные силы. Тройка Чичикова, летящая в
будущее – это символ надежды. Гоголь верит, что
страна огромных просторов не может не быть
великой страной. И мы, молодое поколение, тоже
должны верить в нравственное возрождение страны
и прилагать все усилия для этого.

Учитель.

Хорошо, а что вы думаете о помещиках,
представленных в поэме? Ведь они тоже являются
частью России. Давайте посмотрим на некоторых из
них.

Демонстрация отрывков из фильма с участием
Манилова, Коробочки, Ноздрева.

Ученик.

К сожалению, они являются не лучшей
частью России, и я хочу выступить в роли
обвинителя. Так, Манилов обвиняется в
бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой
мечтательности; Коробочка — в жадности и
косности; Ноздрев — в бесцельной активности,
хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве;
Собакевич — в грубости и чрезмерном чревоугодии;
Плюшкин — в беспредельной скупости, превратившей
его в “прореху на человечестве”, в том, что он
потерял человеческий облик.

Демонстрация отрывка с Плюшкиным.

Ученик.

С прозвучавшими обвинениями трудно,
конечно, поспорить, ведь сам Гоголь писал: “Один
за другим у меня следуют герои, один пошлее
другого”. В Манилове есть хотя бы что-то
человеческое, например, его беспомощные
“порывы” к духовной жизни. У крепкоголовой
Коробочки нет даже и намека на какую-то духовную
жизнь. У Ноздрева, наглого озорника,
нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью
отсутствуют принципы нравственности. В
Собакевиче в обнаженном виде проступает
жестокое и зверское. И, наконец, перед нами
предстает Плюшкин – помещик, в котором
человеческая личность достигла предела
духовного падения, находится на грани
психического распада.

Ученик.

А мне кажется, что автор слишком
категоричен в изображении помещиков. Ведь
исторические источники дают нам гораздо более
разностороннюю картину русской жизни тридцатых -
сороковых годов прошлого века. От гоголевского
взгляда на Россию нетрудно прийти в отчаяние,
потерять надежду. Его требования к нации и к
отдельному человеку, по-моему, слишком суровы.
Гоголь выступает в поэме в роли судьи, пророка.

Ученик

. Да, но это не значит, что в поэме нет
никакой надежды, никакой веры в возможность
нравственного возрождения России. Необходимо
вспомнить о первоначальном замысле Гоголя.
Показав в первом томе “Мертвых душ”, как
ничтожно настоящее страны, автор намеревался в
следующих томах раскрыть нравственный потенциал
русского человека. Именно с этим связаны
“странности” главного героя поэмы. Ведь, как
говорили выше, приобретатель, ловкач и пройдоха
Чичиков неожиданно проявляет и другие качества.

Ученик.

Хочу заметить, что наше время тоже
порождает своих Коробочек и Плюшкиных. Они копят
деньги, чтобы быть не хуже других; обставляют
дома мебелью, какую принято сейчас ставить;
посещают театры не для того, чтобы проникнуться
игрой актеров, а потому что так надо. Потихоньку
эти люди теряют свою индивидуальность, а
равнодушие, чванство и злоупотребление властью
подрывают корни честных стремлений, опутывая все
ползучим растением, именуемым мещанством.

Учитель.

Хорошо, ребята. Есть ли еще
какие-нибудь мысли по этому поводу?

Ученик.

Гоголь так глубоко исследовал
человеческую психологию, что его герои
продолжают жить поныне. Имена помещиков из
“Мертвых душ” стали нарицательными. И сегодня
праздного фантазера, мечтателя, не умеющего и не
желающего заниматься полезным делом, мы называем
маниловым; лгуна, хвастуна, дебошира – ноздревым;
жадного скрягу – плюшкиным.

Ученик.

Но не ноздревы, маниловы, коробочки –
будущее России, а умный русский народ, которому
Гоголь посвятил самые задушевные слова: “И какой
же русский не любит быстро езды?! Его ли душе,
стремящейся закружиться, загуляться, сказать
иногда: “Черт побери все!” Его ли душе не любить
ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то
восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила
подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и
все летит.

Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать
у бойкого народа ты могла только родиться, в той
земле, что не любит шутить, а ровнегладном
разметнулась на полсвета, да и ступай считать
версты, пока не зарябит тебе в очи…

Не в немецких ботфортах ямщик: борода да
рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да
замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы
в колесах смешались в один гладкий круг, только
дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге
остановившийся пешеход – и вон она понеслась,
понеслась, понеслась!.. И вот уже видно вдали, как
что-то пылит и сверлит воздух”.

Учитель

. Да, конечно, главным героем поэмы
можно назвать русский народ. Каким изображает
его Гоголь?

Ученик.

Гоголь с усмешкой относится к
представителям народа, но в этой усмешке видна
его любовь к нему. Это Россия бедная,
разбросанная и неприютная, рабская,
исковерканная крепостным правом.

Ученик.

Но есть и другая Россия в “Мертвых
душах”, без которой нельзя представить себе
поэтического отношения Гоголя к
действительности. Рядом с пошлым миром “мертвых
душ” здравствует полный жизни мир народа. Между
этими чуждыми друг другу мирами существует
противоестественная, бесчеловеческая связь крепостное
право. Крепостник Собакевич прямо нахваливает
Чичикову своих умерших крестьян. Но за голосом
Собакевича слышится голос самого Гоголя:
крестьянским трудом создается жизнь,
неутомимыми умелыми крестьянскими руками.

Демонстрация отрывка с Собакевичем.

Ученик.

Гоголь показал современный ему мир в
отрицательном виде, а также дремлющие
возможности, таившиеся в русской жизни. Отсюда
возникает вера в прекрасное будущее России,
которая выразилась в “птице-тройке”,
символизирующей Русь. Залог этого будущего
Гоголь видел в талантливости и трудолюбии
русского народа.

Ученик.

Хочу добавить, что за последние годы
громадно вырос вопрос о судьбе сегодняшней
России, о ее предназначении, будущности, о
способности российского народа вновь совершить
исторический рывок. Об этом спорят ученые,
писатели, политики и экономисты. Мы тоже со
временем включимся в эту дискуссию.

Учитель.

Трудно с вами не согласиться, ребята.
Всех нас беспокоит будущее родной страны. Думаю,
что наш сегодняшний диспут поможет вам найти
свое место в жизни, сделать все для процветания
России, той России, о которой и мечтал Гоголь.
Пусть всегда в ваших юных душах как напутствие
звучат гоголевские слова: “Забирайте же с собой
в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте их на
дороге, не подымете потом!”.

Хочется закончить нашу беседу стихотворением,
которое сочинила ваша одноклассница. Оно
посвящено юбилею Н.В.Гоголя.

Вы нам оставили наследство,
Надеюсь: сможем все сберечь.
Вы предоставили нам детство,
В котором ложь нам нужно сжечь.

Да, мы росли на ваших книгах,
Мы все учились жить по ним.
И знаем: все ведь в наших силах,
Заветы ваши сохраним.

Вы – достояние народа,
Вы – гордость и мечта моя.
И пусть летят за годом годы,
Вас будет помнить вся земля!

Следующий: