Урок-дискуссия Вот как человек был наказан за

Цели урока:

  • На примере ранних романтических рассказов М.
    Горького (в частности на основе рассказа
    «Старуха Изергиль») ответить на вопрос, какие
    нравственные качества делают человека
    человеком, а за какие человек был наказан.
  • Познакомиться с особенностями дискуссии.
  • Выработать умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Портрет М. Горького, рисунки
учащихся к рассказу «Старуха Изергиль»,
определения нравственности, романтизма,
гордости, гордыни на листах формата А 4

Ход урока

1. Организационный момент. Запись числа и темы
урока. Цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

- Что такое дискуссия? (Правила дискуссии).

Творчество молодого М. Горького проникнуто
грозовым дыханием эпохи (революции). В
горьковской романтике отразилась вера в будущую
победу. Было очевидно, что ранние рассказы носят
романтические черты.

3. Словарная работа.

    -

    Давайте вспомним, что такое романтизм?

    Романтизм —

    особый тип творчества,
    художественное направление, характерным
    признаком которого является отображение жизни
    вне реальных связей человека с окружающей
    действительностью, изображение исключительной
    личности, часто одинокой и неудовлетворенной
    действительностью, устремленной к далекому
    идеалу и потому находящейся в резком конфликте с
    обществом, с людьми.

    -

    Что такое нравственность? Как вы понимаете
    это слово?

    Нравственность -

    правила определяющие
    поведение, духовные и душевные качества,
    необходимые человеку в обществе.

    - Что такое гордость?

    Гордость —

    чувство собственного
    достоинства, самоуважения.

    -

    Что такое гордыня?

    Гордыня -

    непомерная гордость, эгоизм.

4. Дискуссия.

Класс делится на три группы. Дискуссию ведут
только две группы, а третья внимательно слушает и
подводит итоги по предложенным вопросам.

Задания группы №1

Отстоять точку зрения по вопросам, используя
рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»:

  • Красивые и гордые, как говорит Старуха Изергиль,
    всегда сильные и смелые.
  • Гордость совместима с уступчивостью, твердость
    с добротой, требовательность со
    снисходительностью.
  • Можно, любя, оставаться свободным и независимым.
  • Задания группы №2



    Отстоять точку зрения по вопросам, используя
    рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»:

    Красивые и гордые не могут быть всегда
    сильными и смелыми.

  • Гордость несовместима с уступчивостью,
    твердость с добротой, а требовательность со
    снисходительностью.
  • Нельзя, любя, оставаться свободным и
    независимым.
  • Задания группы №3

    Выслушав точку зрения учащихся 1 и 2 групп,
    используя рассказ М.Горького «Старуха
    Изергиль», подвести итоги дискуссии по вопросам:

  • Как вы считаете, каким должен быть человек, и как
    ему жить среди людей?
  • Дайте оценку гордости как человеческому
    качеству.
  • За что был наказан Ларра?
  • Почему Старуха Изергиль в конце жизни осталась
    одна «на краю чужого гнезда?»
  • (На каждый вопрос ученикам дается время на
    подготовку).

    Итог дискуссии.

    Заслушиваются мнения и
    ответы по предложенным вопросам 1 и 2 групп. Затем
    третья группа подводит итог дискуссии.

    Итоги урока.

    - Ребята, давайте вернемся к теме нашего урока:
    «Вот как человек был наказан за:». Почему наш
    урок имел такое название?

    - За что и кто был наказан?

    В заключение необходимо сказать, что проблемы
    рассказа, поставленные Горьким, глубоко волнуют
    и сейчас.

    Выставление оценок и запись домашнего задания.

    Прочитать пьесу Горького «На дне».

    Рефлексия.

    - Представьте, что у меня в ладони горит огонь,
    передайте это тепло своему соседу со слов «Я
    горжусь, что:». Я начну, а вы продолжите.

    (Учитель говорит ученице: «Я горжусь, что у меня
    есть такая ученица!»)

    - И закончим мы наш урок стихотворением Л.
    Татьяничевой «Гордые».

    Гордым легче.
    Гордые не плачут.
    Ни от ран,
    Ни от душевной боли.
    На чужих дорогах не маячат,
    О любви, как нищие, не молят.
    Широко расправлены их плечи,
    Не гнетет их зависти короста:
    Это правда -
    Гордым в жизни легче;
    Только гордым сделаться -
    Не просто.




    Следующий: