Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: Человек — революция — война 4 часа

Цель урока

: дать представление о
сложности и многообразии жизни, в которой все
приходится каждый раз решать заново и за все
отвечать самому…

Задача:

обогащать
нравственно-эстетическое сознание учащихся теми
художественными открытиями, которые сделали
писатели в поисках ответов на извечные и
неразрешимые вопросы…

Методические приемы:

сопроводительное
слово учителя; подготовленные заранее
выступления — сообщения учащихся; работа группы
арбитров, занимающихся поиском решения спорных
вопросов.

Проблемы, обсуждаемые в ходе
дискуссии:

1. “Ушла в туман его Россия…

Прости…прекрасная Россия”

Россия и революция в осмыслении
поэтов, творческая судьба которых
сформировалась до 1927 года: А. Блок, З.Гиппиус, Д.
Мережковский, А.Ахматова, М. Цветаева.

2. “Нелучшие” страницы нашей истории:

а) Особенности изображения массового
сознания и отдельного человека в рассказах И.
Бабеля (“Конармия”).

б) “Масса” и “вожак” у
А.Фадеева (“Разгром”).

в) Любовь (вечная человеческая
ценность) в “напополам треснутом мире”.
Изображение человека в процессе
социально-противоречивого существования
(Б.Лавренев “Сорок первый”)

г) Поиск нового героя эпохи (“Голый
год” Б. Пильняка).

3. История:

свободное стремление
жизни или ее выпрямление ради идеи? (И. Головнина
“Побежденные”)

“Канва” дискуссии.

1. Слово учителя.

“Ураган времени — революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…” -

так, с одной стороны, невольно
воскрешая образы библейского потопа,
апокалиптической катастрофы, а с другой стороны,
картину сотворения мира, рождения света из тьмы и
тверди посреди воды, написал летописец этих дней
Алексей Николаевич Толстой в 1922 году.

Что это – предисловие, громкий эпиграф
к эпохе, сложное нравственное обязательство?…

Трудно сказать. Но образ революции –
корабля, впечатляющая картина неизведанного
мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева
племени”, бездн оказались не просто
символическими, но и пророческими.

Мы так долго говорили о “светлом
будущем”, о ясности пути…Но на этом пути –
свирепые разрушительства вечных ценностей
культуры, беспамятство…

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь… (Николай
Гумилев)

Революция без промедления перенесла
многих художников из одного времени –
пространства, где мир осознавался через знаки
культуры, — во “время — пространство” всеобщей
ломки, катастрофы, беды…

Как осознать это новое “время –
пространство”? Новый отрезок истории с
незнакомым народом?

Для поэтов, чье творчество
сформировалось до 1917 год, этот отрезок стал
кораблекрушением культуры.

Одним из самых ярких выразителей
переходного времени, когда решались судьбы
России, был Александр Блок-“трагический тенор
эпохи”(Анна Ахматова).

2. Сообщение ученика основывается на
материалах “Дневника” Александра Блока:

“В
эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие
стремления души поэта также преисполняются
бурей и тревогой…”.

3. Слово учителя.

“Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне бросаться в многопенный вал…” — в
предчувствии революции писал А.Блок в
стихотворении “вдали я вижу – море, море”,
посвященном Зинаиде Гиппиус. Она же в своем
первом стихотворении, “являющим” плоский образ
эпохи, созданном в ночь с 28 на 29 октября 1917 года
заявила, что ее “Душа на ключе // на тяжком
запоре”…

4. Сообщение ученика

на тему
“Искусственный плетень” от революции З.Н.
Гиппиус: “Окно мое высоко над землей…”.

5. Слово учителя.

Есть радость в том, чтобы люди
ненавидели,
Добро считали злом,
И мимо шли и слез твоих не видели,
Назвав тебя врагом.

“Большевистскую революцию” не принял
и Дмитрий Мережковский….

6. Сообщение ученика

.

Трагизм мироощущения Дмитрия
Мережковского.

7. Слово учителя.

Небывалая осень построила купол
высокий,
Был приказ облакам этот купол
собой не темнить…

Какой высокий и прекрасный слог и как
он переменился, когда вихрь революции ворвался в
судьбу Анны Ахматовой!

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…

8. Сообщение ученика

.

Анна Ахматова: “ Не с теми я, кто предал
землю…”.

9. Слово учителя

.

Историки, часто минуя область
культуры, избегая интерпретаций истории через
культуру, будут измельчать природу чудо –
истории, обращаться то к одним свидетельствам, то
к другим. Даже “Несвоевременные мысли” Максима
Горького очень быстро стали казаться им чересчур
отвлеченными, а интерпретации Б. Пастернака,
М.Цветаевой, А.Белого, апокалиптические картины
И.А. Бунина или И.С. Шмелева вообще
“вненаучными”. Ощутить трагическую информацию
о времени, о себе, заключенную в самих ритмах
поэзии утрат, поэзии скорби М.И. Цветаевой они, к
сожалению, не могли:

Переберите все мое добро,
Скажите — разве я ослепла?
Где золото мое, где серебро?
В моей руке лишь горстка пепла…

10. Аудиозапись

. Т.Лебединская.
“Эмигрантка” (в исполнении Юлиана).

11. Слово учителя

.

Возвращение открытой и суровой
истории (вместо былой закрытой, “улучшенной”,
ритуальной и абсурдной лжеистории) – главное,
вероятно, завоевание нашего сложного времени.
История сейчас как бы возобновлена. Подобно
кораблю она снята с застойной мели.

Прекрасно понимая, что развитие
литературы совершается не только ценою
приобретений, но и ценою тяжких утрат,
заблуждений, обманутых иллюзий, что издержки
неизбежны, все же спросим минувшее о том, какова
была степень исторической проницательности
прозаиков? Причем прозаиков, оказавшихся по
разные стороны идеологии в понимании событий
революции и гражданской войны.

Что же происходило в истории без
легенд, в водовороте разных потоков, в
столкновениях свободы и несвободы?

Может на этот вопрос ответят
неполитизированные, “злые” (как их называл
советский критик Ф.Степун) произведения?

Следует отметить

, что истинную
многомерность истории, диалектическую сложность
народной души передают именно такие
произведения.

Исаак Бабель шел в зарево гражданской
войны с открытыми глазами: заранее дав себе слово
ничему не ужасаться (выпить чашу до дна)! И что же
тут удивительного, если страницы его
произведений горьки на вкус?

12. Сообщение ученика

.

И.Бабель. Русский народ в революции и
гражданской войне – объект пристального
изучения.

13. Слово учителя

.

Великая и суровая эпоха переплавляла
человека.

Характеризуя свои произведения
Александр Фадеев говорил: “Основные мысли
романа “Разгром”? Я могу их определить так.
Первая и основная мысль: в гражданской войне
происходит отбор человеческого материала…И в
такой огромнейшей переделке “отсеивается”
“вожак”, все остальное “сметается” в
“массу””.

14. Сообщение ученика.

А. Фадеев “Разгром” “Отбор
человеческого материала” ведет сама война.

15. Слово учителя.

“…Мы хотели, чтобы в новом мире
нашлось место и для некоторых очень старых вещей
– для любви, для красоты…”. На страницах
произведения Бориса Лавренева “Сорок первый”
вы столкнулись с удивительным умением автора
видеть в своем герое, на каких бы классовых
позициях он не стоял, человека. Человека во всем
противоречии его индивидуальности,
неповторимости его натуры, человека разумного и
все то, чем наградила его природа.

16. Сообщение ученика.

Борис Лавренев. “Октябрь на некоторое
время выбил меня из колеи. Собственно, не сам
Октябрь, а то, что за ним последовало… “Сорок
первый” — художественное свидетельство этому…”

17. Слово учителя.

Борис Пильняк, оказавшись на
перепутье, среди модернистов первым откликнулся
на революцию. А первым быть трудно.

18. Сообщение ученика

.

В историю русской литературы Б.Пильняк
вошел своим романом “Голый год”. Роман вызвал
оживленную дискуссию и сделал имя писателя
известным.

19. Интервью – дискуссия

:

а) бывают ли “безгрешные” и
“непорочные” революции?

б) история: свободное стремление жизни
или ее выпрямление ради идеи? (по страницам
романа И. Головниной “Побежденные”)

!

каждый учащийся высказывает и
аргументирует свое мнение.

!

группа арбитров решает спорные
вопросы, дает аргументированное разъяснение
(следует отметить, что данная группа состоит из
учителей)

20. Заключительное слово учителя.

Целью урока было не нравоучение и
наставление с какого героя надо брать пример или
наоборот, кого следует “гневно осуждать”, а -
представление о сложности и многообразии жизни,
в которой все приходится каждый раз решать
заново и за все отвечать самому.

При подготовке к уроку, а также в его
ходе использованы неподвластные времени шедевры
“золотой серии русской классики”. Считаю, что
наличие в каждом томе подробных комментариев
делает книги данной серии незаменимыми при
изучении школьного курса литературы в старших
классах.

P.S. Следующий урок был проведен в
библиотеке Искусств на тему ““Музыка” и
“цвет” революций”.

Следующий: