Урок-дискуссия. М. Горький Старуха Изергиль

Цель:

  1. Знакомство с особенностями уроков-дискуссий;
  2. Вырабатывать умение отстаивать свою
    точку зрения;
  3. Воспитывать активное отношение к жизни.

Тип урока: дискуссия

Ход урока

  1. Оргмомен
  2. Слово учителя

  1. Творчество молодого Горького
    проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции).
    В горьковской романтике отразилась вера
    в будущую победу. Романтический и
    реалистический циклы очень близки. В
    ранних рассказах писатель даёт
    увлекательное решение проблемы. Каким
    должен быть человек.

В рассказе «Старуха Изергиль», написанном
в 1894 году и отосланном в газету В.Г.
Короленко «Русские ведомости», главной
темой является тема назначения человека,
его нравственные принципы.

  1. Словарная работа

Нравственность

– правила,
определяющие поведение, духовные и
душевные качества, необходимые человеку в
обществе

  1. Чтение вслух первой и третьей части
    рассказа Горького «Старуха Изергиль»
  2. Беседа по содержанию:

- Какие поступки во имя самоутверждения
совершает Лара? Что означает имя этого
героя?

- Какие поступки во имя спасения людей
совершает Данко?

- Сравните суд отчаявшихся людей над Данко
с судом старейшин над Ларой.

- Назовите отличительные качества
характера Данко и Лары.

- Где грань между гордостью и эгоизмом

  1. Словарная работа.

Гордость

– чувство собственного
достоинства, самоуважения.

Гордыня

– непомерная гордость,
эгоизм.

  1. Дискуссия.

Класс делится на две группы, которые потом
будут меняться местами, рассаживаются в два
круга – внутренний и внешний, ведущий – в
центре. Дискуссию ведет только внутренний
круг, внешний не вмешивается в работу
внутреннего круга. Ведущий (учитель) Мы
должны решить важную проблему: Красивые и
гордые, как говорит старуха Изергиль,
всегда сильные и смелые?

Лист оценивания для внешнего круга:

№ группы

Охват материала

Оригинальность идей

Дополнение

Поведение

Умение сотрудничать

Общий балл

Две последние колонки оценивает учитель:
в пятой колонке ставятся только плюсы – это
поощрительные баллы.

При индивидуальном оценивании детей
используется такая схема:

Список детей

Выдвижение детей

Вовлечение товарищей в работу

Оригинальность

Задавание вопросов

Умение Отвечать На вопросы

Активное слушание

Общий балл

Внутренний круг разделим на две группы:
одна подгруппа должна отстоять точку
зрения: Красивые и гордые, как говорит
старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.

Вторая подгруппа должна доказать точку
зрения: Красивые и гордые не могут( или не
всегда могут) быть сильными и смелыми.



Внешний круг в это время оценивает работу
внутреннего круга.

Правила для внешнего круга.

  1. Я критикую идеи, а не людей.
  2. Моя цель – прийти к наилучшему решению,
    а не победить.
  3. Я побуждаю участников к тому, чтобы
    участвовать в обсуждении и усваивать всю
    нужную информацию.
  4. Я выслушиваю соображения участников,
    даже если я с ними не сог8ласен.
  5. Я переспрашиваю то, что мне не совсем
    ясно.
  6. Я сначала выясняю все идеи и факты,
    относящиеся к обеим позициям, а затем
    пытаюсь совместить их так, чтобы это
    совмещение давало новое понимание
    проблемы.
  7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба
    взгляда на проблему.
  8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты
    дают на то ясное основание.

Далее внутренний круг становится
наблюдателем, получая программу наблюдения,
а внешний круг становится внутренним и две
подгруппы получают задание.

Общая проблема: Совместимы ли
гордость с уступчивостью, твердость с
добротой, требовательность со
снисходительностью?

Первая подгруппа: Гордость совместима
с уступчивостью, твердость с добротой, а
требовательность со снисходительностью

Вторая подгруппа: Гордость
несовместима с уступчивостью, твердость — с
добротой, а требовательность — со
снисходительностью.

Дается пять – восемь минут на подготовку,
а потом заслушивается мнения учащихся.

Решение последнего проблемного вопроса:
Можно ли, любя, оставаться свободным и
независимым?

Заслушиваются высказывания всех членов
групп.

Вступает в работу внешний круг.

  1. Итог дискуссии.

- Дайте оценку гордости как человеческому
качеству.

Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой
«Гордые»

Гордые

Гордым легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран.
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста…
Это правда –
Гордым в жизни легче;
Только гордым сделаться –
Не просто.

И в заключении необходимо сказать, что
проблемы рассказа, поставленные Горьким
глубоко волнуют и сейчас. А в 1902 году по
этому рассказу была написана неизвестным
автором музыкальная драма. Это говорит о
важности поднятых проблем.

Д/з. Прочитать пьесу Горького «На дне».
Назвать философов дна. Определить их
жизненные позиции.

Приложение (Презентация)




Следующий: