Урок: Дифференциация букв в—д в словах

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Прежде чем начать наше занятие давайте,
познакомимся: назовите того, кто сидит справа
(или слева) от вас.

II. Развитие простанственных представлений.

Игра “Окошки в домике”.

На доске вывешиваются изображения
двухэтажных домиков с четырьмя окошками: два — на
первом, два – на втором.

– Посмотрите, дети, на этот домик. В нем два
этажа: нижний и верхний. На каждом этаже по два
окошка. Покажите нижние окна.
– Покажите верхние окна.
– А теперь покажите правые окошки.
– Покажите левые окошки.
– Около окошек садятся: мальчик, девочка, бабушка
и дедушка.

В прорези окошек вставляются фигурки.

– Кто сидит около верхнего правого окошка?…
Около верхнего левого окошка?… Около нижнего
правого окошка?… Около нижнего левого окошка?
– Запомните, кто где сидит?
– Где сидит девочка?… мальчик?… бабушка?…
дедушка?
– Пошли гулять бабушка с дедушкой, мальчик с
девочкой.

Фигуры убираются.

– А потом они пришли с прогулки и сели около
своих окошек.

Фигуры вставляются по-другому.

– Скажите, правильно они сели? (Нет.)
– А как правильно? Где сидела девочка?

После ответа фигурка вставляется в прорезь.

– Где сидела бабушка? Где сидел мальчик? Где
сидел дедушка?

После каждого ответа вставляется фигурка.

III. Отгадывание загадок.

Детям предлагается отгадать следующие
загадки:

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу. (Дятел)

Маленький мальчишка в пиджаке
По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей)

В каждом слове – отгадке определяется первый
звук, который соотносится с буквой. Буквы
записываются на доске мелом различного цвета.

– Сегодня мы будем учиться различать
рукописные буквы д и в.

На доске вывешиваются рисунки дятла и
воробья.


– Посмотрите на рисунок с изображением дятла.
Какая буква видна на рисунке? (д)
– А теперь посмотрите на рисунок воробья. Какая
буква видна на этом рисунке? (в)

IV. Письмо в воздухе рукописных букв в и д.

V. Зрительный анализ букв в и д.

– Посмотрите на букву в. Из каких элементов
состоит эта буква? (Петля и полуовал.)
– Где расположена петля по отношению к
полуовалу? (Вверху и слева.)
– Посмотрите на букву д.Из каких элементов
она состоит? (Из петли и полуовала.)
– Буква д тоже состоит из петли и полуовала,
как и буква в. Но где расположена петля по
отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и
справа.)

– Значит, чем же похожи буквы в и д? (Они
состоят из петли и полуовала.)

– Чем различаются эти буквы? (В букве в петля
сверху и слева, а в букве д петля снизу и справа.)

VI. Конструирование букв из элементов.

Детям даны части букв (петля и полуовал).

– Что за буква: петля внизу и справа? Составьте
из элементов.
– Что за буква: петля вверху и слева? Составьте из
элементов.



VII. Придумывание имен.

– Назовите имена, которые пишутся с буквы В,
затем имена, которые пишутся с буквы Д.

VIII. Вписывание пропущенных букв в и д.

На доске и на карточках в следующих словах
вставить пропущенные буквы:

..аленки, кро..ать, пру..ы , холо..а, о..у..анчик,
поли..ает, за..о..ы, пого..а, за..о..ная, по..о..ок.

IX. Игра “Что лишнее?”

а) На доске картинки: огурец, апельсин,
помидор, свекла, репа.

– Какая картинка лишняя? (Апельсин)

– Как можно назвать одним словом остальные
картинки? (Овощи)

На доске и в тетрадях записывается
графический анализ слова овощи. Выделяется
звук в в слове, записывается буква в в
графической схеме.
___|_в_|___

б) На доске картинки: сковорода, шкаф, чайник,
стакан, кастрюля.

– Какая картинка лишняя? (Шкаф)

– Почему? Как можно назвать одним словом
остальные картинки? (Посуда)

Проводится звуковой анализ слова,
составляется графическая схема слова. В схеме
записывается буква д
.

__|___|_д_

X. Разгадывание ребусов.

После разгадывания ребусов слова
записываются в тетрадях, дети подчеркивают буквы
в, д карандашами разного цвета. (Слива,
ваза, сова, дрова)

XI. Разгадывание кроссворда.

– Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Чтобы
заполнить клеточки кроссворда, надо отгадать
загадки.

1. Она идет среди лесов, полей,
А люди все идут по ней. (Дорога)

– Сколько звуков в слове дорога? (Шесть)

– Какой по счету звук д? Запишем это
слово в вертикальный столбик кроссворда.

1. Кругла, а не месяц,
Желта, а ни масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Дыня)

Слово дыня вписывается в клеточки
кроссворда.

2. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк)

Слово волк анализируется с точки зрения
его звуковой структуры и вписывается в клеточки
кроссворда.

3. Без головы, а в шляпке
Одна нога и то без сапога. (Гвоздь)

– Сколько звуков в слове гвоздь? (Пять)
– Какой по счету звук в? В конце этого
слова слышится ть, а пишется дь.
Можно проверить словом гвозди.
– В этом слове 5 звуков, а сколько букв? (Шесть)
– Куда мы впишем это слово?

4. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Проводится звуковой анализ слова гнездо.
Слово вписывается в клеточки кроссворда.

XII. Добавление пропущенных букв в предложения.

..оло..я заби..ает г..оз..и. Папа принес
холо..ную ..о..у в ..е..ре. ..ети пла..ают в пру..у. По..ул
холо..ный ..етер. В огоро..е ..ыросли поми..оры и
тык..а. По.. ..ере..ом ..ыросла тра..а. ..аша нарисо..ала
..ом ц..етным каран..ашом.

Дети вписывают пропущенные буквы в, д
и подчеркивают их карандашами разного цвета.

XIII. Итоги урока.

– Вам понравился урок?
– Что нового узнали?
– Чему научились на уроке?




Следующий: