Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой Игого

Цели и задачи: познакомиться с биографией амурской писательницы Галины Тарасовой, повторить правила поведения на перемене, выяснить, что значит быть воспитанным человеком и что надо делать, чтобы не попасть в ситуацию, которая произошла с героем рассказа « Игого».

Ход урока

1. Учитель читает стихотворение.

Все мы любим перемену.
Лезет 5А на стену.
Очень дружно 5Б весь стоит на голове.
Ну, а 5Д и В восседают на трубе.
Мокрые волосы, встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Рома, и Митя, и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них на несчастных пахали?
Или их в пасть крокодилам пихали?
Нет! В перемену они отдыхали!

Я не случайно начала урок с этого шуточного стихотворения. Именно о школьной перемене пойдет речь сегодня на уроке, о том, что совсем не шуточные истории иногда случаются на перемене. Поговорим о таком понятии, как воспитанность. Постараемся выяснить, что приводит к таким ситуациям, которая произошла с героем рассказа амурской писательницы Галины Тарасовой «Игого». А в конце урока попробуем составить свои правила поведения на перемене. Итак, я приглашаю вас на урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого». Ребята, а что такое диалог?

(На экране появляется тема урока и портрет Г. Тарасовой). Приложение.

2. Читали ли вы раньше произведения Г. Тарасовой? Знаете ли что-нибудь о писательнице? Хотели бы узнать? На партах у вас лежат карточки с биографическим материалом четырех цветов, на каждой парте своя. Быстро ознакомьтесь с их содержанием.

Что из прочитанного особенно вас заинтересовало и вы хотели бы рассказать одноклассникам? (Ребята отвечают).

(На экране появляется краткая биографическая справка). Приложение.

Если обобщить все, вами сказанное, то получится то, что вы видите на экране. Вот такая яркая, удивительная амурская писательница Г. Тарасова.

3. Ну, а теперь давайте обратимся непосредственно к ее рассказу.

- Понравился ли вам рассказ?

- Где и когда произошел случай, описанный в рассказе? (в школе, на перемене).

- Предлагаю прослушать запись.

- Что это? (перемена).

- Как вы думаете, в какой школе могли сделать эту запись?

- Могло ли в нашей школе произойти событие, описанное в рассказе «Игого»?

- Давайте поиграем в игру. Какие ассоциации возникают у вас со словом «перемена»? Сидящие на 1 ряду подумайте и скажите, что вы слышите при слове «перемена». На 2 ряду — что вы видите при слове «перемена». На 3 ряду – что вы чувствуете при слове «перемена».

Мы можем только догадываться о том, что слышал, видел шестиклассник Игорь Голубев, но вот какие чувства его переполняли в тексте на это указывается прямо. Найдите и зачитайте. (Чувства полноты ощущения жизни).

- Почему именно так ощущал себя Игорь Голубев?

- К категории каких мальчишек он относился?

- Какой говорящей деталью высвечивается весь образ героя? (Носился молодым жеребцом и ржал по-жеребячьи).

- Какое говорящее прозвище у Игоря Голубева?

- Как оно характеризует героя? Дайте ему характеристику.



(На экране появляется характеристика героя). Приложение.

- Как вели себя на перемене учащиеся младших классов? Зачитайте.

- Как названы они в рассказе? (Мелюзга).

- Может ли их поведение служить примером для других?

- А отличники? Что скажете о них?

Итак, в школе были ученики и с примерным поведением и нарушители дисциплины, главным из которых был Игорь Голубев, ученик 6 класса.

4. Давайте на некоторое время оставим Игоря Голубева и поговорим о пожилой учительнице.

- Какую деталь, характеризующую внешность пожилой учительницы, автор выделяет? (Сдобный, мягкий живот).

- Почему в произведении несколько раз упомянута эта деталь? (Именно в него ударился головой герой).

- Какая ситуация произошла на перемене? Об этом нам расскажет Ира Комарова.

- Как повела себя после случившегося пожилая учительница? (Написала объяснительную для директора, несколько раз по телефону справлялась в приемном покое больницы о состоянии Голубева).

- Были ли предупреждены родители героя о его поведении? Как отреагировал его отец?

- Давайте посмотрим и послушаем примерный диалог, который мог бы состояться между завучем школы и отцом Игоря. Подчеркиваю — примерный, так как диалога в рассказе нет вообще, и ребята его придумали сами.

(Инсценировка).

- Изменилось ли поведение Игоря после разговора завуча с его отцом?

- А как повел себя отец Игоря после случившегося? (Пошел к учительнице домой).

- И что? Зачитайте.

- Понял ли он, что не учительница виновата, а его сын?

- Ну, а что Игорь? Он вернулся после лечения из больницы. И что? Изменилось ли его поведение? (Ровно три дня он ходил по школе неторопливо и важно. На четвертый день стал снова носиться по школе с лошадиным победным ржанием. Только по лестницам Игого вышагивал осторожной походкой индейца, ступающего так, чтобы не треснул под ногой тонкий сухой прутик…)

- А как вы ведете себя на перемене? Не нарушаете ли дисциплину?

- С ребятами из нашего класса могла произойти подобная история?

- Что значит быть воспитанным человеком?

(Быть вежливым, культурно себя вести в общественных местах, не обижать младших, не грубить старшим, не использовать нецензурные слова и т. д.)

- Вам заранее было дано творческое задание – составить памятку «Правила поведения на перемене». Посмотрим, что у вас получилось. Сначала назовите, что нельзя делать на перемене. (Появляется на экране). А что допускается на перемене? (Появляется на экране). Приложение.

Учитель: Мне хочется надеяться, что наш сегодняшний разговор не пройдет даром. Думаю, вы задумаетесь о своем поведении и будете стремиться, чтобы вас называли воспитанными людьми.

5. Рефлексия.

У вас на партах лежат карточки с вопросами. Ответьте на них.

6. Учитель: Галина Тарасова очень рада, что вы обратились к ее рассказу, и дарит вам свои пожелания: «Абсолютно в каждом человеке заложен какой-то талант. Надо его вовремя разбудить. Успехов вам, люди!»

(Слова появляются на экране) Приложение.

Спасибо за урок!




Следующий: