Урок-диалог по литературе на тему Цена любви по повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза


Запись на доске:



“Был ли выбор у Лизы?”

Цели урока:

  • актуализировать личный опыт учеников при
    изучении повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.
  • определить значение заявленной проблемы в теме
    урока (диалогическая цель).

1. Вступительное слово.

Это второй урок по повести Н.М. Карамзина
“Бедная Лиза”. Фрагмент, который заставил
задуматься и вызвал много споров, был эпизод
гибели Лизы. “Был ли выбор у Лизы?” — на этот
вопрос ученики отвечали письменно и мнения их
разделились. Я анализирую смыслы детей с помощью
их сочинений, вычленяю основные предложения по
поводу предстоящей работы.

Для достижения поставленной цели использую
такой диалогический приём, как: “создание
условий для обнаружения и оформления каждым
учеником своего смысла, сравнение его со
смыслами других и возможное дополнение, и
переоформление личного смысла”.

2. Актуализация знаний учащихся.

Так как финал повести вызвал к жизни разные
версии, предлагаю ученикам в них разобраться. На
доске представлена таблица проявления смыслов
учащихся. Выявляю общие версии, заявленные
сочинениями. Выделяю основные четыре версии,
называя их авторов:



1) “Выбора у Лизы не было”;

2) “Она могла забыть Эраста и со временем
полюбить другого человека”;

3) “Лиза могла остаться жить с матушкой и
заботиться о ней”;

4) “Героиня могла выйти замуж, но всю жизнь
мучиться”.

Для дальнейшего “формирования поля
первичных смыслов в связи с поставленной
проблемой”
предлагаю учащимся написать
вариант аннотации к фильму “Бедная Лиза”,
который может быть помещён на коробке
видеокассеты.

Ученики предлагают свои варианты и приходят к
выводу, что эти аннотации похожи на банальную
малоинтересную сериальную историю, “мыльную
оперу”, но никак не на повесть Н.М. Карамзина
“Бедная Лиза”.

Предлагаю вспомнить примеры культурных
художественных образцов с похожим сюжетом.
Учащиеся говорят об изученных произведениях,
самостоятельно прочитанных книгах,
просмотренных фильмах, где сюжет сводится к
похожей истории: молодой богатый человек
добивается любви бедной девушки, оставляет её и
тайно женится на другой. Всё раскрывается
случайно, и не выдержав обмана, девушка погибает.

Таким образом, происходит использование на
уроке ещё одного диалогического приёма:
“приобщение учащихся к диалогу культур”.

Делаю обобщение по пройденной части урока,
поясняя, что история любви Лизы к Эрасту значима
лишь потому, что мир повести пропущен через
сознание рассказчика.

Ученики делают записи в тетрадях.

3. Работа с текстом произведения.

Предлагаю разобраться в географическом
пространстве повести. Учащиеся представляют
нарисованные дома схемы художественного
пространства повести и сопровождают их своими
объяснениями. В конце этого этапа урока
показываю репродукции картин, нарисованные
художниками, современниками героев и автора. (Г.
Афанасьев “Симонов монастырь”.1823; Неизвестный
художник. “Вид на Москву от Симонова монастыря”.
Вторая половина XIX века; Неизвестный художник.
“Москва. Пресненские пруды”. 1800 гг.).

Полагаю, что на этом этапе урока происходит “формирование
второго поля первичных смыслов учащихся и
стягивание первичных смыслов к обобщенному
виду”.



Дополняем и оформляем выводы, сделанные
учениками, записываем их в тетради: чтобы мы,
читатели, вошли в мир повести, нужен рассказчик,
только он способен смотреть не только вдаль, но и
в глубину. Рассказчик находится как бы в центре
мира, и тому подтверждение — картины
современников Карамзина и нарисованные вами
схемы. Для “актуализации личностных смыслов
учащихся”
задаю вопрос классу:

“Художественный мир повести одинаков для всех
её героев?”

Учащиеся уверенно отвечают, что этот мир разный
для Лизы и для Эраста.

Предлагаю ученикам в тетрадях и на доске
обозначить эти два мира, как “мир Лизы” и “мир
Эраста”. Делю класс на две группы для того, чтобы
поработать с текстом повести и найти
подтверждение этой версии. После прочтения
найденных эпизодов учащиеся делают вывод о двух
мирах и двух системах ценностей.

Предлагаю учащимся построить тематическое
пространство слова “ценность”, используя для
этого различные словари. (Толковый словарь,
философский словарь, словарь русского языка,
психологический словарь). К смыслам учащихся
добавляются смыслы авторов словарей. Например,
(С.И. Ожегов “Словарь русского языка”):

“Ценность — 1. Цена, стоимость. 2. Важность,
значение.3. Ценный предмет, явление”.

Определяем по тексту повести, какие ценности
значимы в каждом из миров героев. Два ученика
записывают на доске версии, предлагаемые
учащимися. На доске и в тетради фиксируется
запись:


“Мир Лизы” “Мир Эраста”
деревня деньги
идиллия обман
природа город
цветы рассудок
ландыши большой свет
старушка-мать алчность
чувства Москва
слёзы громада
пастушок

Таким образом, происходит “формирование
третьего поля первичных смыслов учащихся”.
Проявляю
свой личностный смысл только после ответов
учащихся.

Делаем выводы и записываем их в тетради: “Лиза
притягивает к себе людей, а мир

Эраста — это мир отчуждённых людей”.

Предлагаю учащимся попытаться ответить на
вопрос: “Когда люди хотят быть вместе, общаться,
говорить, дружить?” Ребята приходят к выводу, что
это возможно, когда люди интересны друг другу.

Задаю вопрос классу: “Почему же Лиза полюбила
Эраста, и какова цена этой любви?”

Тему этого урока я предложила учащимся, исходя
из предварительно сделанной работы на уроке. Ещё
раз обращаю внимание учащихся на тему урока и
предлагаю поработать по группам с текстом по
двум вопросам:

1) Почему же Лиза полюбила Эраста?

2) Почему Эраст полюбил Лизу?

Эта работа направлена на проявление таких
диалогических приёмов, как “стягивание трёх
проявленных первичных смыслов в один смысл
выступления” и проявление версий и их
обоснование примерами из текста (либо рассказ,
либо прочтение)”.

4. Обобщение темы урока.

Далее предлагаю обратить внимание на первый
вопрос, который был заявлен в начале изучения
повести, и предоставляю возможность оформить
свой смысл на несколько расширенный вопрос: “Кто
виноват в гибели Лизы, и был ли у неё выбор?”

По своему выбору предлагаю отдельным учащимся
прочитать последние записи, сделанные в своих
тетрадях, особенно это важный момент для тех
учеников, которые промолчали на предыдущих
этапах урока.

Вот одна из основных версий: “Потеря Эраста
равнозначна для Лизы утрате жизни. Дальнейшее
существование для Лизы без него становится
бессмысленным”.

Варианты зачитываются учениками. Другие, если
считаю нужным, дополняют свои записи в тетрадях.

Свои выводы, как тоже значимые, я сделала в
конце урока.

5. Домашнее задание.

В заключение урока предлагаю домашнее
письменное задание на выбор:

  1. “Прожитый мной урок”.
  2. Статья в энциклопедию на тему: “Бедная Лиза”
    как героиня сентиментальной повести”.



Следующий: