Урок-детектив: Кем убит и отчего…По стихотворению А. С. Пушкина Ворон к ворону летит, 5-й класс

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
“Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?”
Ворон ворону в ответ:
“Знаю,будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая”.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.

Детектив/англ./- раскрывать,обнаруживать.

Оформление: портреты Пушкина А.С. и Даля В.И.;
словари; музыкальное оформление; триптих:
хозяйка и терем, вороны, убитый богатырь.

Урок-игра выполняет несколько функций:
обучающую, коммуникативную, регулятивную,
релаксационную, психотехническую.

Класс разбивается на группы, получая темы
исследовательских работ.

1 тема: “Свидетели и соучастники…”

2тема: “ Определить тему стихотворения”

3тема: “Что рассказал словарь?”

4 тема: “ Репортаж с места преступления.”

* * *

В начале урока учитель сообщит о факте убийства
богатыря, о необходимости выяснения причин
гибели, о необходимости провести расследование.

1 группа ребят подготовили список
предполагаемых свидетелей и соучастников
преступления,и что они делают на данный момент.

Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”

Хозяйка… “Ждет милого…”

Сокол… “В рощу улетел…”

Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”

Недруг… “На кобылку …сел…”

Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.

2 группа расследования выссказывает
предположения об убийце, формулируют тему.

/Предположения бывают фантастические, но пусть
каждый ребенок выскажется — “делу” это не
помешает./

Желательно все версии записать на доску, так
как эта запись покажет наглядно, что единой темы
нет,преступник на свободе, свидетели сказать не
могут…Обратимся к группе 3, которая работала
со словарями. Оказывается, что сокол — птица
дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей
сокольне /помещение, где содержатся соколы/.
Богатырь — силач, великан. Ворон — птица вещая.
(См.словарь В.И.Даля).

Дальнейшие вопросы:

- Почему богатырь — силач, храбрый и счастливый
воин, витязь, великан, побивающий одним махом
десяткм врагов/!/ — в чистом поле/!/ убитый/!/ под
ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ — повод улики убийцы.

- Почему богатырь сидел на КОБЫЛКЕ? /Суффикс
уменьшительно-ласкательный!/ Не пристало
богатырю на кобылке ездить!

- Почему сокол не полетел домой? Почему он знает,
кем убит и отчего?

- Почему второй ворон знает всё, всё, всё?

Примерные ответы:

- Утром богатыря проводила на охоту жена,она
вывела ему старую лошадь.

Пушкин называет её хозяйкой – вот она и
распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а
жена молодая…

- Богатырь доезжает до “чиста поля” и
останавливается у ракиты, чтобы дать себе и
лошадке роздых.

- Ворон провожает богатыря от крыльца до ракиты.
Где ему было и быть, как ни у дома, в котором
случится беда? /См.народное творчество/. Вороны
часто летают над домами, предсказывая несчастье.
“Всякому бы ворону на свою голову каркать”,
“Ворон каркает к несчастью..”

- Недруг убивает богатыря сонного,иначе бы он
его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?

Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не
хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно
признает, что “кем убит и отчего, знает сокол
/конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная”
/тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем
последние строчки:

А хозяйка ждет милого,
НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…

Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное
убийство — вот что это такое!/

Последний штрих: зачем соколу /верному!/
лететь домой, к такой хозяйке?

Сокол в рощу улетел…

Учитель обращает внимание детей на 3
иллюстрации, знакомит с новым словом/

ТРИПТИХ /cм. cловарь/. Три картины на одну тему -
триптих. О чем это стихотворение?

- О предательстве!

- Об убийстве! Учитель обращает внимание на то,
как важно вдумчиво читать стихи, как важно
поразмышлять над прочитанным…

Работает 4 группа “Репортаж с места
преступления”. Если ба сокол умел говорить…/
ворон…кобылка…/

Ребятам захочется прочитать стихотворение
вслух. Учитель может спросить, почему в
стихотворении нет заголовка. Дети правильно
отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему.
Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не
получилось. Когда тайна разгадана, можно
придумать заглавие, что ребята с удовольствием и
делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”,
“Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…”

С произведением не хочется расставаться, так
как каждый ученик чувствует себя участником
большого расследования — вот почему следующий
этап работы можно назвать “Как это было..” и
предложить написать сочинение-изложение “Что
знал сокол?”

Сказка-ложь или сказка-урок? Какой урок? /Итог
урока/.

ДЗ /на выбор/

  • Выучить стихотворение наизусть
  • Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
    “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”,
    “Что видел второй ворон?”
  • * Подобрать стихотворение с “загадкой”.
    /Неудачи здесь не будет: сколько стихотворений
    /скольких авторов/ будет прочитано!/

Следующий: