Урок чтения во 2-м классе по теме: «Е. И. Чарушин Страшный рассказ»

Цели:

создать условия для

  • раскрытия смысла художественного произведения;
  • расширения представления об особенностях жанра
    (в основе лежит реальное событие);
  • способности развития художественно-образного
    мышления, воображения, творческого отношения к
    жизни.

Оборудование:

книги Е.И. Чарушина (выставка),
портрет писателя.

Тип урока:

изучение нового материала.

ХОД УРОКА

І. Оргмомент

ІІ. Изучение нового материала

1. Эмоциональная мотивация

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и
вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное,
потому что собрались здесь добрые, сердечные
люди. Ведь доброта – это солнце, которое
согревает душу человека.

2. Целеполагание.

(Надпись на доске: “Я и мои друзья”).

Обратите внимание на содержание предложения,
записанного на доске. Кто хочет поделиться
своими мыслями, в чём смысл его? Для чего нужно
заботиться о животных?

3. Работа с портретом.

Кому-то из вас сегодня предстоит впервые
познакомиться с этим автором. Что бы вы могли и
хотели рассказать Е.И. Чарушину о себе как о
читателях?

(Рассказы детей о том, какие они читали книги Е.
И. Чарушина).

Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?

Предлагаю рассказ библиографов о писателе.

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) был писателем,
в рассказах которого “чувствуется такой
напряженный слух и такой пристальный взгляд
художника” (С. Маршак).

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он
хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою
любовь и интерес к природе писатель умело
передает детям. В своих книгах Чарушин
трогательно изображает медвежат, пушистых
зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно
рассказывает о поведение животных.

Принято считать, что свою деятельность в
детской литературе Чарушин начал как
иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат
превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, И.
Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил
среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в
лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал
растения. Вместе с мамой они выкармливали уток,
лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это
были друзья мальчика. А когда он немного подрос,
стал ловить певчих птиц, ходить на охоту.

IІІ. Первичное восприятие художественного
произведения

1. Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж).

Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел
ежа? Где? Чем питается еж? А сейчас информатор
сделает небольшое сообщение о еже.

Ёж — хищное ночное животное. Днём он прячется
под кучей хвороста и листвы, среди кустарников,
ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит
иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки,
опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В
случае опасности еж свертывается в клубок,
прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост
под себя: получается колючий шар с торчащими во
все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых
его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок.
Во время ночной охоты на ежа часто нападает
филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения
ежу и от коварной лисицы, которая осторожно
подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или
болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с
гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за
хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при
по пытке укусить своего врага наталкивается на
иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под
себя гадюку и затем съедает ее.

2. Эмоциональная подготовка к восприятию.

Вы когда-нибудь вечером дома были одни? Отчего
бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь
страх?

Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина
“Страшный рассказ”. Кому удалось услышать
что-нибудь в названии этого произведения?
Попробуйте, слушая это произведение, отмечать
свое настроение: какое оно, меняется или остается
постоянным, что на него влияет, выделите самый
яркий для себя эпизод.

(Ответы детей).


ІV. Анализ художественного произведения

1. Чтение рассказа самими учащимися.

2. Первичный анализ.

Что ты испытывал, слушая это произведение?
Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же
самое, что и героям?

3. Аналитическое вычитывание.

Что услышали ребята? Как они себя успокаивали?
Прочитайте. Почему Петя бросились к Шуре? Как они
боялись? Прочитайте. Кто топал по комнате?

Какие чувства испытывали мальчики в разные
моменты действия? Почему вы так думаете?
Попробуйте подтвердить это примерами из текста.

Работа в группах. Подумайте и обсудите: как
развивались события в произведении? Составьте
ленту основных, на ваш взгляд, событий.

Какие эпизоды произведения вы считаете
напряженными, драматическими? Найдите и
выразительно прочитайте эти моменты.

Ради чего Е.И. Чарушин написал для вас рассказ?
Как вы думаете, что могло послужить поводом для
рождения этого рассказа?

4. Художественное исполнение.

(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).

Перечитайте в парах отрывок диалога ребят,
стараясь передать все чувства, которые хотел
донести до нас автор.

5. Возвращение к эпиграфу.

Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их
теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с
эпиграфом.

V. Художественное творчество

Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если
вдруг окажемся в такой же ситуации? Поищите
вокруг себя примеры, когда человек и животное
оказываются рядом. Для чего нужно оберегать
диких животных? Почему надо любить и беречь
природу? Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так:
“Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и
смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся
природа обернулась для тебя большой Родиной.
Растения и животные — это наша родная природа.
Оберегать и любить их — это значит любить и беречь
свою Родину”.

VI. Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина?
  • Чем интересен стиль изложения, “язык”
    писателя?
  • Какие формы работы на уроке вам больше
    понравились?
  • К чему бы вы хотели обратиться ещё раз (к
    произведениям автора)?

VIІ. Домашняя работа

Подготовьте пересказ текста (по выбору) от
имени ребят, от имени ежа, от имени автора и
нарисуйте картинку к любому эпизоду рассказа.

Следующий: