Урок чтения во 2-м классе. А. П. Гайдар Совесть

Цели:

  • учить правильному, беглому, выразительному чтению; учить умению работать с текстом; учить выделять из прочитанного главное;
  • развивать речь, мышление, память;
  • воспитывать честность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, информационный стенд.

Ход урока:

I. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята.

Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу, улыбнемся нашим гостям. Поделимся со всеми хорошим настроением. Пожелаем мысленно добра и удачи своим близким.

Садитесь, начнем наш урок.

II. Подготовка к восприятию нового произведения:

Начать урок я хочу этими словами: Ложь человека не красит.

– Попробуйте объяснить, что такое ложь?

В словаре слово ложь поясняется, как обман, неправда.

– Как понимаете смысл пословицы? (Обман не украшает человека.)

III. Знакомство с новым произведением.
 
1. Мы сегодня начали разговор о честности и лжи, потому что рассказ с которым мы сегодня познакомимся связан с этими словами. Его автор – известный детский писатель Аркадий Петрович Гайдар. Это человек, который прожил недолгую жизнь. Он был смелым и честным, воевал на фронте и совершил много хороших поступков.

Аркадий Голиков. 1919 год.

Аркадий Голиков с матерью, бабушкой и сёстрами. 1914 год.

А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 год

«Гайдар» в переводе на русский значит «всадник», скачущий впереди»

Заявление А. Голикова о приёме в партию

Он написал много произведений для детей. Вот некоторые из них.

На перемене рассмотрите книги, а мы читаем рассказ, который называется «Совесть».

– Откройте учебник на странице 20-й.

2. Послушайте, я вам его прочитаю, а вы скажите, понравился ли он вам (Чтение произведения учителем).

– Кому понравилось произведение?

– Чем?

3. Перед тем как мы начнем его читать, обратимся к словам помощникам в рамочке. (Чтение слов хором).

– Прочитайте 3-й вопрос.

– Кого можно назвать добродушным?
Вот что говорит словарь: добродушный – добрый, мягкий по характеру, неизбалованный.

4. Повторное чтение: Сейчас мы будем читать произведение, а вы возьмите простой карандаш и выделяйте непонятные слова. (Чтение законченными абзацами).

5. Словарная работа.

– Кому какие слова оказались непонятными?

Роща – небольшой лес.
Смекнула – сообразила, быстро придумала.
Вышмыгнула – выбежала, выскочила.
Беспощадная – никого не жалеет.
Нахмурилась – сердится.

IV. Анализ произведения.

– Почему Нина попала в рощу?

– Почему она решила не идти в школу?

– Прочитайте, как ведет себя Нина в начале рассказа.

– Какое у нее настроение?

– Кого увидела Нина в роще?

– Прочитайте, с какими словами она к нему обратилась, когда увидела.

– О чем она подумала?

– Прочитайте, что ответил мальчик.

– Почему он удивился, когда его назвали прогульщиком?

Заранее подготовленный ученик читает слова с описанием малыша (Сжимал букварь с заложенной тетрадкой, добродушный, доверчивые глаза).

– Какие чувства он у вас вызывает?

-Как Нина разговаривает с малышом в начале?

– С каким настроением она закончила разговор?

– Почему Нина нахмурилась?

– А может она запереживала?

Ребята, раз Нине стало стыдно, что можно сказать о ее характере?

– Почему в конце рассказа Нина заплакала?

Прочитайте последнее предложение.

– Как понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»?

– Кому жалко Нину?

– Почему?

– Кому жалко мальчика?

– За что?

– Кого больше жалко?

– Как оцениваете поступок Нины?

– Как думаете, сможет Нина так поступить еще?

V. Домашнее задание: Ребята, может с кем-то случались похожие истории. Если у вас будет желание, то об этом мы поделимся на следующем уроке. Можно принести книги с такими историями.

VI. Итог урока.

В заключение урока я хочу показать вам слова, которые приготовила для вас.

Если они вам понравятся, то они ваши.

Эти слова живут у нас в сердце.

Разгадаем эти слова:

– Что живет в сердце?

– Что мы храним в сердце?

– Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?

– Сердце, чей дом?

– Что есть сердце для нашего тела?

– Что рождается в сердце, когда мы сердимся?

– Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?

Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.

Понравились вам эти слова? Тогда они ваши.

Спасибо за урок.

Приложение. Обложка урока.

Следующий: