Урок чтения в 9-м классе по теме «М. Горький. Песня о Соколе»

Концептуальная цель: развитие
эмоционально-волевой сферы.

Тема: «В жизни всегда есть место
подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о
Соколе» (3 урок).

Цель: развитие чувства
ответственности, точности и ясности речи.

Задачи:

  • Учить сопоставлять и осмысливать поступки
    героев, мотивы их поведения
  • Учить оценивать поступки героев, обосновывая
    свое мнение через работу с текстом, в беседе
  • Выявить в совместной деятельности авторскую
    позицию, основную идею произведения.

Проблема: непонимание предназначения
человека в мире.

Проблемный вопрос: зачем человеку
жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни:
гниение и горение. Трусливые и жадные изберут
первую, мужественные и щедрые – вторую»
(М.Горький «Часы»)

Оборудование: Презентация PowerPoint,
карточки с высказываниями, карточками с чертами
характера.


Этапы урока

Ход урока

Презентация
(№ слайда)

Организация класса
Вступительное слово учителя – Ребята, послушайте, пожалуйста,
высказывание скажите, как вы его понимаете:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради
Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж.
Лессинга)
– Скажите, легко ли размышлять?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять
о судьбе героев произведения М.Горького, себе,
своей жизни, а также попытаться понять, в чем
смысл жизни.

№1

№2

Проверка домашнего задания – Посмотрите на доску. Вы видите
иллюстрации к произведению «Песня о соколе».
– Расположите их в нужной последовательности.
– Давайте вспомним содержание произведения. Для
этого я предлагаю вам выбрать одну из
иллюстраций и рассказать о том, какой момент на
ней изображен.

Работа над произведением

1.
Характеристика героев

2. Выступления учащихся

– Как мы с вами выяснили, главные герои
произведения – Уж и Сокол.
– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им
характеристику по плану (1 группа работает с
образом Ужа, 2 – с образом Сокола):
  1. Характер (Детям раздаются карточки с чертами
    характера. Они должны отобрать те, которые
    подходят данному герою – Приложение
    1
    ).
  2. Речь
  3. Среда обитания
  4. Природные стихии
  5. Музыкальный образ (учащиеся слушают
    музыкальные фрагменты и подбирают
    подходящий)
  6. Отношение к жизни, смысл существования

(При работе в группах дети используют текст.
Учитель оказывает индивидуальную помощь)

№3

3. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно разную
жизнь?
– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в
произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
4. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте еще раз, в чем смысл
жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.
– В чем же смысл человеческой жизни?
– Для того, чтобы сформулировать варианты
ответов, я предлагаю вам поработать с
высказываниями известных людей.
(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети
зачитывают их вслух, объясняют, как они их
понимают)
– В каждом высказывании подчеркните самые
важные слова, которые отражают его суть.
– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть
смысл жизни. Для этого мы сформулируем
высказывания в виде суждений:
  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье
  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за
    других
  • живем, чтобы найти себя
  • живем, чтобы жить
  • живем, чтобы действовать
  • живем, чтобы работать
  • живем, чтобы быть счастливыми

– А какое высказывание ближе вам? Почему?

№4

№5

Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и
Соколу.
– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
– А чью сторону принимает автор? С чем это
связано? Вспомните его биографию, то, в какое
время он жил.

Вывод: в жизни бывают
разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи,
иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была
революция, шли тяжелые бои, восстанавливали
хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно
мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если
бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы
доказать, что не надо опускать руки, надо
бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у
нас не было бы ни бесплатных учебников, ни
бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать
соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы –
люди и должны ими оставаться.

Работа с примерами из жизни – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в
которой живет человек, удары судьбы повлиять на
его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести
себя, если вдруг случить горе? (некоторые
начинают бороться, иные – деградируют)
– От кого это зависит?
– Закройте глаза и послушайте отрывок из
музыкального произведения (звучит отрывок
произведения Баха)
– Кто знает его название?
– Кто его написал?
– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в
исполнении Дианы Гурцкой)
– Кто его исполняет?
– Что может объединять двух этих людей, которые в
общем – то совершенно разные?

№6

Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные
слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их
про себя. Какое слово повторяется несколько раз?
– Поему в песне прославляется безумство? Какой
смысл вкладывает автор в это слово?
– В чем мудрость безумства?
Работа с высказыванием М.Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте
высказывание М.Горького. Как вы его понимаете?
Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?

№7

Итог по уроку, д/задание – Ребята, я очень благодарна вам за
сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы
продолжили размышления о теме, затронутой на
уроке. Поэтому желающим помимо основного
д/задания (выучить отрывок)предлагаю написать
сочинение

№8

Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С
каким чувством вы уходите сегодня с урока?»

Следующий: