Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы VIII вида

Цель:

обобщить и
систематизировать знания учащихся по
прочитанным рассказам из повести Н.Носова
“Незнайка и его друзья”: “Коротышки из
цветочного города”, “Как Незнайка сочинял
стихи”, “Как Незнайка художником был”, “Как
Незнайка водил машину”.

  • уметь находить ответы на вопросы в тексте,
    разгадывать кроссворд, пересказывать текст,
    давать характеристику героям, развивать навыки
    выразительного чтения
  • корригировать логическое мышление, связную
    речь через выполнение коррекционных упражнений

Тип урока:

урок закрепления и
систематизации знаний (с элементами игры)

Методы обучения:

словесные,
наглядные, практические.

Оборудование

: тексты, буквы для
физкультминутки, карточки с заданиями,
мультимедийное оборудование (музыкальный центр,
ноутбук, телевизор), видеоряд к заданию №1,
видеосюжет к рассказу “Как Незнайка учился
водить машину”, диск с песнями “Дуэт Пончика и
Сиропчика”, “Песня Незнайки”.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие, отчет дежурного, проверка
    готовности к уроку.
  • Звучит аудиозапись детской песни “Гимн
    Незнайки”

– Как вы думаете, кому принадлежит эта
песня, кто ее поет?

– Какие слова из песни вам помогли это
определить?

– С какой повестью Н.Носова мы
знакомились?

– Какие истории из этой повести мы
читали? (перечислить)

Введение в тему.

Несмотря на то, что Незнайка в
песне поет “Совершенно невозможно все на свете
знать”, сегодня мы должны доказать, что знаем
очень многое о повести Н. Носова “Незнайка и его
друзья”. Вам предстоит выполнить несколько
заданий, за правильные ответы на которые вам
будут даваться жетоны. А начнем мы с того, что
вспомним жителей Цветочного города.

II. Основная часть.

1. Кроссворд “Назови героя”

(раздаются
каждому ученику)

  1. Главный герой повести Н.Носова “Незнайка и
    его друзья”

  2. Поэт из цветочного города
  3. Коротышка – художник
  4. Коротышка, который все знал.
  5. Охотник из Цветочного города

После выполнения 1 задания – видеоряд
с изображением тех персонажей, которые были
зашифрованы в кроссворде. Самопроверка
учениками своих работ, поиск ошибок. За
правильное выполнение кроссворда-2 жетона, за
выполнение с 1 ошибкой-1 жетон, 2 и более-0

Вывод после упражнения:

Мы с вами
вспомнили героев повести “Незнайка и его друзья.
А каких коротышек мы с вами не назвали? (ответы
детей)

  • Задание №2 (Блиц-викторина)

А теперь давайте проверим, как
хорошо вы знаете содержание повести.

Учитель предлагает вопросы, на которые
учащиеся должны правильно и как можно быстрее
дать ответ. За правильный ответ – жетон

Как назывался город, в котором жил
Незнайка?

– Как называли жителей Цветочного
города? Какого они были размера?

– Какое имя выбрал себе поэт из
Цветочного города?

– Каким словом назвали коротышки
стихи Незнайки?

– Как изобразил Незнайка на портрете
Пульку , Пилюлькина, Пончика?

– Как звали коротышек, которые
изобрели автомобиль?

– На каком топливе ездил автомобиль
Винтика и Шпунтика?

  • Задание №3

– А теперь самое время обратиться к
самим рассказам из повести Н. Носова. Для
выполнения следующего задания нам необходимы
карточки №2. Вам необходимо вспомнить, из какой
истории предложены вам строки, найти их в тексте
(распечатки в папках + учебник), вписать в
карточки пропущенные слова, прочитать вслух
отрывок (Сильным ученикам предложено задание,
где пропущены словарные слова – им необходимо
после выполнения их объяснить. Количество
карточек зависит от количества учащихся в
классе).

Карточка №1

Определи, из какой истории о Незнайке
взяты строки, найди их в тексте, вставь
пропущенное слово. Прочитай весь отрывок вслух.

– А у тебя способности есть? – спросил
Цветик

– Конечно, есть. Я очень способный, –
ответил Незнайка.



– Это надо проверить, – сказал Цветик.
– Ты знаешь, что такое _____________? _______ – это когда
два слова оканчиваются одинаково.

Карточка №2

Тюбик был очень хороший художник.
Одевался он всегда в длинную блузу, которую
называл «балахон». Стоило посмотреть на
Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и
откинув назад свои длинные волосы, стоял перед
_______________________с палитрой в руках. Каждый сразу
видел, что перед ним настоящий художник.

Карточка №3

Этот Стекляшкин был
знаменитый_______________. Он умел делать из осколков
битых бутылок увеличительные стекла. Когда он
смотрел в увеличительные стекла на разные
предметы, то предметы казались больше и т.д.

Физкультминутка

(Проводится в виде спортивной минутки. Класс
делится на 2 команды по рядам. На доске для каждой
команды отдельно зашифровано слово
“Пилюлькин”. Учащиеся быстро выходят к доске,
открывают букву, а затем собирают слово
полностью. Победитель – команда, которая раньше
соперника выполнила задание. Каждый из
участников команды победителя получает жетон)

После физкультминутки вопросы:

– Кто такой Пилюлькин?

– В какой истории о коротышках доктор
Пилюлькин лечил Незнайку? (“Как Незнайка учился
водить машину”)

– А что с Незнайкой произошло? (Авария).

  • Чтение отрывка из рассказа “Как Незнайка
    учился водить машину” эстафетой (учащийся сам
    решает, кому из товарищей передать “эстафетную
    палочку”)
  • – Почему Незнайке не разрешили водить
    машину?(Не умел)

    – Но Незнайка после происшествия
    решил извиниться перед Винтиком и Шпунтиком за
    разбитый автомобиль и написал им письмо, но
    некоторые безударные окончания существительных
    не дописал, т.к не знает правил русского языка.
    Помогите Незнайке.

  • Задание №4
  • Вставь пропущенные Незнайкой
    безударные падежные окончания существительных.

    Дорогие Винтик и Шпунтик! Я без
    разрешения поехал кататься на вашей машин__.

    На дорог__ я не справился с управлением
    и машина оказалась в речк__. Извините меня,
    пожалуйста!

    Вывод после выполнения.

    – Итак, у Незнайки так и не получилось
    стать водителем. А кем Незнайка еще хотел стать,
    но у него не получилось?(художником, поэтом). А
    почему у него не получилось стать поэтом? Какой
    рассказ нам повествует об этом? Давайте найдем в
    тексте, какие стихи написал Незнайка о Знайке,
    Торопыжке, Авоське?

  • Задание №5
  • Работа с учебником, чтение по
    цепочке учащимися, стр.72.

    – Почему стихи Незнайки не
    понравились жителям Цветочного города?

    (Незнайка писал бессмысленные стихи,
    которые обижали коротышек.)

    Итак, Незнайка не смог стать водителем,
    поэтом, а художником получилось стать? Почему?
    Давайте вспомним, каким он нарисовал Гуньку.

    • Задание №6 Дайте описание Гуньки, каким
      нарисовал его Незнайка.

    – коррекционное упражнение на
    определение цвета (нос – красный, уши-зеленые,
    глаза – оранжевые, губы-синие, усы-фиолетовые,
    волосы-голубые)

    При ответах детей на экране
    проявляется портрет нарисованного Незнайкой
    Гуньки (используется заранее подготовленный
    компьютерный макет портрета).

    Почему же у Незнайки не получилось
    стать ни водителем, ни поэтом, ни художником?

    – Что же необходимо было Незнайке,
    чтобы у него получалось любое дело?

    (Учиться, прилагать старание, доводить
    начатое дело до конца)

    III. Заключительная часть.

    • Подведение итогов урока

    – О какой повести мы сегодня говорили?

    – Кто ее автор?

    – Что необходимо человеку, чтобы
    хорошо справиться с любым делом?

    Подсчет жетонов, выставление оценок,
    поощрение лучших учеников.

    Коррекционное упражнение на снятие
    напряжения “Узнай персонажей” -песня “Дуэт
    Пончика и Сиропчика”.

    Домашнее задание: нарисуйте портрет
    любого из понравившихся Вам жителей Цветочного
    города.




    Следующий: