Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы по теме Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева». 2-я часть

Цели:

  1. Продолжать знакомство с произведением.
  2. Создать условия для дальнейшего совершенствования навыка  правильного и выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития  речи, мышления,  памяти, воображения.
  4. Создать условия для воспитания мотивации учащихся и привития любви  к чтению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Начинается урок чтения. Тихо сели, настроились на работу.

Чем мы будем сегодня заниматься на уроке, вы узнаете, став на минутку поэтами. Помогите мне сочинить до конца стихотворение.  Подберите пропущенные слова в рифму и по смыслу

Слушать мы её …..    (любили)
Когда   …… (маленькими) были

Подскажу я вам, что в ….. (ней)
……..(Доброта) всегда сильней

Ученики работают  на листочках, готовые результаты зачитывают.

Ребята вы уже прочитали много сказок. Чему учит сказка?

- Сказки учат  добру и справедливости.

- Я желаю вам быть сегодня на уроке  добрыми и справедливыми друг к другу.

II. Сообщение темы, целей урока

- Вспомните. Какую сказку вы начали читать на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы читали сказку «Снежная королева».

- Кто автор?

- Эту сказку написал Х. – К. Андерсен (портрет)

- Какие сказки Андерсена вам знакомы ещё?

- Я читал сказки: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и др.

- В уголке внеклассного чтения есть выставка его книг, есть они и в школьной библиотеке, берите книги и больше читайте в свободное время. Это поможет вам лучше читать и больше знать.  Сегодня вы продолжите знакомство со сказкой Андерсена «Снежная королева», познакомитесь с её главными героями. Будете учиться правильно и выразительно читать, ведь это умение понадобится вам  на протяжении всей жизни. Старайтесь отвечать на мои вопросы полными ответами, будьте внимательными  и серьёзными.

III. Проверка д. з.

Вспомните, ребята,  какой предмет послужил началом для сказки?

- Зеркало.

- Зеркала были изобретены очень давно, они отражают наше настроение  и наш внешний вид, но есть и кривые зеркала. Что  отражало зеркало из сказки «Снежная Королева»?

Выберите:

негодное,  безобразное, доброе, искажённое,  хорошее, красивое.

На доске съёмные карточки. Один ученик работает у доски, у каждого ученика на парте аналогичные карточки.

- Самопроверка с доски. У кого так, поднимите руки

- Почему зеркало это отражало?

- Потому что его сделал злой тролль.

- Кто такой тролль?

- Это словарное слово прошлого урока. (Тролль — это  злой волшебник, герой многих немецких сказок).

Работа с учебником:

А) Выборочное чтение;

- Откройте учебники на стр. 130, найдите сказку.

- Чем сказка отличается от других жанров, например рассказа или повести?

- В сказке много разных превращений. Случаются события, которые в реальной жизни происходить не могут. В сказках действуют волшебники, феи, колдуны и чародеи.

Далее ученики работают по инструкции, читают выборочно отрывки из первой части произведения.

  1. Найдите и прочитайте отрывок о происхождении зеркала.
  2. Найдите и прочитайте о том, как поступили с зеркалом ученики тролля.
  3. Что делало зеркало с людьми?

Желаю, чтобы вам никогда не попадал такой осколок и вы всегда были бы добрыми людьми.

Б) Работа с планом

- Вспомните, как озаглавили 1 часть сказки. Чтение заголовка в тетрадях.

1. Тролль и его зеркало.

В) пересказ.

На столе у вас конверты, в них разбитые зеркала. Соберите осколки из конвертов. Подумайте,  какой сюжет из первой части у вас получился. (Краткий пересказ получившихся сюжетов)

  • Изобретение зеркала.
  • Зеркало разбилось.
  • Влияние зеркала на людей.

Кто сможет пересказать 1 часть близко к тексту? (Полный пересказ первой части сказки)

IV. Подведение итогов по д/ з.:

- Молодцы правильно и выразительно читали,  полными ответами отвечали на мои вопросы, хорошо пересказывали.

V. Переход к теме.

- Сейчас мы продолжим знакомство со сказкой. Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма «Снежная королева», после просмотра  назовёте мне главных героев сюжета. (Кай и Герда)

- Как дети относились друг к другу?

- Дети были друзьями, относились к друг другу с теплотой и пониманием.

Чтение  учителем.

- Где жили ребята?

- Ребята жили на чердаке смежных домов и могли по крыше ходить в гости.

Шёпотное чтение (использовать схему). Пометьте простым карандашом  слова, которые вам показались трудными.

VI. Словарь:

  • смежные дома (иллюстрация),
  • прелестна,
  • сущая правда.

VII. Беседа по содержанию:

-Что рассказала бабушка о Снежной королеве. (Снежная королева очень красивая, ледяная женщина. Она приносит зиму, морозы и метели. Она заглядывает в окна и рисует ледяные узоры).

- Как Кай впервые увидел Снежную королеву? (Она заглянула в окно)

- Что мальчик обещал с ней сделать? (Кай обещал посадить её на печку и растопить на огне).

В таблице найдите определение имени прилагательного (используется таблица «Классификация частей речи» см. приложение №1).

- Что такое имя  прилагательное?

- Подберите ряд прилагательных для описания Снежной королевы.(холодная, красивая, ослепительная, ледяная….)

Работа по развитию речи: по схеме составьте предложения о снежной королеве  с прилагательными, которые вы подобрали.

Снежная королева была красивая, холодная, ослепительная и ледяная.

Кай увидел прекрасную, ледяную, ослепительную женщину.

Проговаривание вслух составленных предложений по выбранной схеме.

Работа над выразительностью (описание снежной королевы).

Правила выразительного чтения,  повторить. Чтение описания снежной королевы с использованием всех правил выразительного чтения.

- Ребята, прочитайте вслух описание снежной королевы выразительно, используйте все правила выразительного чтения. Соблюдайте все знаки препинания.

- Взаимооценка.

VIII. Итог урока по целям.

Следующий: