Урок чтения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида Ю. И.Коринец. Стихотворение У могилы Неизвестного солдата

Цели: коррекция эмоционально-волевой сферы, воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны, воспитание навыка осмысленного выразительного чтения, расширение кругозора, активизация словаря, воспитание навыка связного повествовательного рассказывания, коррекция памяти на основе заучивания стихов.

Оборудование: учебники, книги о войне, слайды, песни о войне, отрывки из документальных фильмов, ноутбук.

Ход урока

1.Оргмомент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Настрой на работу:

Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а учиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.

3. Задание на внимание: сядет тот, чья фамилия на карточке — зхрв, клкв, сдрв, жкв, лксв.

4. Повторение и проверка домашнего задания: — Произведения какого раздела изучаем? (Из прошлого нашего народа)

-Что было задано на дом? (Рассказ Л.Жарикова «Снега, поднимитесь метелью».) Слайды № 2- 15.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

- Что такое война? (Ответы детей)

  1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
  2. Война-это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик,65 тысяч километров железнодорожных путей.
  3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
  4. Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
  5. Война… От Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600 км. Итого:2600 км — это если считать по прямой.
  6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по – пластунски-4 года-1418 дней.

- Где происходил бой, о котором говорится в рассказе? (На подступах к Москве, на пустынном разъезде Дубосеково.)

- 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун»- так называли фашисты план своего наступления. Тайфун- это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». 2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая Московская битва. Весь город встал на защиту столицы. Были созданы оборонительные сооружения-рвы, надолбы, ежи.

- Дни и ночи шли наши войска из глубины страны для защиты Москвы. Люди от усталости и бессонницы валились с ног, но, понимая, что опасность грозит столице, делали всё, чтобы её отстоять .Весь октябрь шли ожесточённые бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Первое наступление врага было остановлено. И в эти грозные для столицы дни на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941 года прошёл парад наших войск. С 15 ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом.

- Что защищали бойцы в этом смертельном бою?

- Почему этот бой можно назвать смертельным? Когда это было? Какая шла Война?

- Как вели себя защитники Москвы?

- Какие слова политрука Василия Клочкова стали главными для бойцов?(-Друзья, отступать некуда, позади Москва…Встретим врага, как подобает гвардейцам…)

- Чем закончился бой? ( Чтение наизусть отрывка — «Когда опустилась ночь, тихо было на разъезде. Бледная луна озарила окоп, убитых, опрокинутые пулемёты. Дымились шпалы у насыпи, тлели обугленные берёзы, в вечном забытьи лежали мёртвые богатыри. А вдали стояла Москва, нерушимая и грозная, великая и прекрасная, спасённая смертью сыновей. Поднимитесь же, снега метелью! Мчись, ветер, над великой и печальной русской землёй! Разжигай пламя народного гнева! Будет жить русская земля! Вечно будут жить на земле те, кто любил жить и пал смертью храбрых во имя её!…)

За спиной Москва- столица мира,
За неё в огне лихих годин
Встали насмерть братья -
Сын башкира, русский,
И татарин, и грузин.
(М.Карим.)

-Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земни.28 памфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. Слайды № 16 -26.

Звучит песня «Марш защитников Москвы» — Б.Мокроусова, А.Суркова.

Учащиеся читают стихи:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: « Вставайте на помощь» — Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое — Родина!
Горе твоё — это горе и наше, Родина!
Правда твоя — это правда и наша, Родина!
Слава твоя — это слава и наша, Родина!

5.Объявление темы урока. Рассказ учителя о творчестве Юрия Иосифовича Коринца. Слайд № 28 — 29. Рассказ учителя о истории возникновении мемориала. « Прах неизвестного солдата был перенесён в центр Столицы из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе, ( откуда начался победный марш советских войск на Берлин после кровопролитных боёв) в начале декабря 1966 года. Перезахоронение было посвящено 25-летию со дня завершения схватки за Столицу. 8 мая 1967 года на месте нового захоронения в Александровском саду был открыт мемориал, получивший наименование Могила Неизвестного солдата.( 12 декабря 1997 года был подписан приказ о переносе поста номер 1 почётного караула от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Смена караула у мемориала проводится 1 раз в час.) Неизвестный солдат стал символом, родственником всех людей многонациональной страны понёсших утраты в той жестокой войне. Войне на выживание. Парадоксально, но только Россия решилась обратиться к своему Неизвестному солдату на «ты», в двух коротких строчках начертанных на гранитной плите надгробья — «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». И для всей страны этот неизвестный солдат стал родным. Он олицетворял лицо деда, прадеда, братьев и сестёр, русские матери шли к этой могиле как к могиле своего сына, каждый ветеран видел в том, кто положен под этой гранитной плитой своего товарища. Слайды № 30 – 33.

6. Физкультминутка:

7. Чтение наизусть учителем стихотворения «У могилы Неизвестного солдата». Слайды № 34.

Беседа по вопросам: Как народ чтит своих героев?

Какое это стихотворение по настроению, как его нужно читать? (Печальное, грустное, трагическое.)

8. Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися.

Мы здесь не потому, что дата.
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя -
Великой Армии простой солдат.
(М.Исаковский) Слайд № 35.

9. Рассказ учителя о своих родных, погибших во время войны.

Александровский сад, ты для нас дорогой!

Словно сердце Земли бьётся Вечный огонь
Над положенным здесь Неизвестным Солдатом.
С огненных рубежей сорок первого года,
Что знамёнами славы поныне шумят,
Верный Родине, сын трудового народа,
Ты вернулся в Москву, Неизвестный Солдат.
Прослушивание песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Поклонимся великим тем годам».

Минута молчания.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!

10. Итог урока. Оценки. Главная мысль и идея урока — помнить, какой ценой завоёвано счастье. Слайд № 37 – док. фильм «Разгром немецких войск под Москвой. Слайд № 38 –док. фильм от 23.02 2010 года «Перенос вечного огня с Поклонной горы в Александровский сад.»

11. Домашнее задание: желающие — выучить наизусть, кто может — выучить отрывок, слабым ученикам — выразительно читать.

Презентация. (видео удалено ввиду многократного превышения суммарного объема файлов, обращаться к автору).

Следующий: