Урок чтения в 4-м классе в специальной коррекционной школе VIII вида

Цели:

  • обобщение знания по сказке А.С.Пушкина
    «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • выявление характеров и поступков героев;
  • развитие логического мышления, умение делать
    выводы, развитие речи, отработка навыка
    выразительного чтения.

Тип урока:

закрепление и систематизация
знаний и формирование умений и навыков.

Методы обучения:

словесные, наглядные,
практические.

Оборудование:

аудиозапись, видеозапись,
портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки,
опорные слова, картинки по каждой части сказки,
рисунки детей, карточки с пословицами, игровое
оборудование для дидактических игр, иллюстрации
к сказке русских художников, выставка книг по
теме: «Сказки АС.Пушкина».

В урок включены следующие виды чтения:

  • чтение по ролям;
  • выборочное чтение;
  • инсценировка;
  • чтение по цепочке;
  • деление текста на части;
  • озаглавливание частей;
  • пересказ прочитанного.

Дидактические игры и упражнения, направленные
на коррекцию высших психических функций.

  1. Дидактическая игра «Найди и выбери нужное»
    – коррекция мыслительной деятельности, памяти.
  2. Дидактическая игра «Дополни, чего не
    хватает» – коррекция памяти, восприятия.
  3. Дидактическая игра «Составление разрезной
    картинки» – коррекция восприятия, анализа и
    синтеза.
  4. Дидактическое упражнение «Выбери
    пословицу» – коррекция мыслительной
    деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На столе лежат цветные буквы к, а, з, а, с, а.

- Составьте слово. (Сказка)

- Какая орфограмма? (Звонкие и глухие
согласные)

II. Введение в тему.

- Какую сказку А.С.Пушкина мы изучаем? («Сказка
о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня у нас в гостях сказка. На уроке вы ее
вспомните, составите план, мы поговорим о
характерах и поступках персонажей этой сказки

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Послушайте, как читает артист эту сказку.
Сегодня вы тоже будете артистами и будете
продолжать читать эту сказку с выражением.

Включаю грамзапись (пластинка «Сказка о
рыбаке и рыбке
«)

1. Что вы узнали о жизни старика и старухи (жили
в ветхой землянке
). На доске открываю опорные
слова и картинки:

Опорное слово: землянка.

Картинки: землянка, старик, старуха, корыто,
синее море.

- Что старик закидывал в море? Опорное слово:
невод, синее море.

- Сколько раз старик закидывал невод? (3 раза)

- Что было в неводе 1 раз? Опорное слово: тина.

Дидактическая игра «Найди,
выбери нужное»

На столе; сетка, тина, трава морская, игрушка –
золотая рыбка.

- Положи в невод тину (ребенок кладет в сетку
тину
).

- Что было в неводе 2 раз? Опорное слово: морская
трава.

(Ребенок выкладывает из сетки тину и кладет
водоросли)

- Что поймал старик в 3-й раз? Опорное слово: с
золотая рыбка (ребенок выкладывает из сетки
водоросли и кладет золотую рыбку игрушку).

Дидактическая игра «Дополни,
чего не хватает на картинке?»

(Корыта)

- Правильно, не хватает корыта. «У старухи
разбитое корыто».

III. Выборочное чтение.

— Продолжайте читать (2 чел.).

- Как можно озаглавить эту часть? Появление
золотой рыбки

1. Ответы на вопросы.

- Что произошло дальше? (Cтарик вернулся к
старухе и увидел новое корыто
)

- Что сказала старуха? (Cтаруха стала бранить
старика и послала выпросить избу
)

Опорное слово: бранить.

- Что сделал старик? (Покорно пошел к морю)

- Как встретило его море? Опорное слово: море
помутилось.

2. Чтение по ролям.

- Найдите продолжение сказки и дальше читаем по
ролям, (раздаю шапочку-золотой рыбке, автору,
косынку-старухе, шляпу-старику).

- Составьте на доске картинку к этой части,
расскажи,

(У старухи новая изба, она была крестьянкой, а
хочет быть столбовою дворянкой. Когда старик
пришел к морю, оно неспокойно. Старуха ругает
старика, а старик терпит. Он идет к рыбке с
поклоном словарные слова изба)

Опорные слова: море неспокойно, крестьянка,
столбовая дворянка, старуха ругает, с поклоном
рыбке отвечает.

- Как озаглавим эту часть? Старуха-крестьянка

3. Чтение учителем.

- Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем….

- Составьте картинку (ребенок на доске
составляет картинку и проговаривает полным
предложением).
Картинки: терем, неспокойное море слуги старуха
старик.

4. Выборочное чтение.

- Какой наряд на старухе? Подтверди текстом.

Опорные слова: терем, душегрейка, кичка,
жемчуги, золотые перстни, красные сапожки.

5. Ответы на вопросы

- Как ведет себя старуха? (Старика бьет, за
чупрун таскает)

Опорные слова: бьет, за чупрун таскает.

- Как ведет себя старик? Опорное слово:
испугался, взмолился.

- Как встретило старика море? Опорное слово:
неспокойно море.

6. Инсценировка отрывка сказки.

(Костюмированные дети инсценируют отрывок
сказки)

- Продолжи сказку.

Дидактическая игра «Чего не
хватает?»

-Ч его не хватает на старухе? (Собольей
душегрейки)

- Озаглавьте 3-ю часть.

Старуха- дворянка

- Что происходило дальше?

7. Физ.минутка.

Дидактическая игра «Составь
разрезную картинку»

- Найди в классе части картинки и собери в одну (пока
дети собирают картинку, я
открываю словарные
слова
). Опорные слова царские палаты, царица,
стража, бояре.

- Как ведет себя старуха? Опорное слово: с очей
прогнать велела .

- Как ведет себя старик? Опорное слово: старухе
поклонился .

- Как изменилось море? Опорное слово: на море
черная буря, почернело.

- Посмотрите на картинку и скажите, что же
изменилось? Пересказ детьми этой части.

8. Чтение по цепочке.

- Дальше читает тот, кого я задену рукой (чтение
детьми
).

- Озаглавьте эту часть.

Старуха-царица

9. Выборочное чтение.

«Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась…»

- На столе карточки. Выбери и прочитай, чего
захотела старуха, хочу новый дом хочу много
богатства хочу быть владычецей морскою.

- А что происходило дальше, посмотрите
видеофильм.

- Какие последние слова сказки? (Осталась у
разбитого корыта
)

IV. Итог урока.

- Почему так произошло?

(Старуха много хотела, а сама ничего не делала.
Старуха была слишком жадная и это возмутило
рыбку. Рыбка поступила со старухой справедливо)

- Расскажите о характере старухи.

(Когда она была крестьянкой и жила в землянке,
старик со старухой жили спокойно, дружно. Старуха
только бранила старика. Когда старуха стала
столбовою дворянкой, она стала ругать старика.
Затем она захотела еще больше, и ее поведение
тоже изменилось. Она стала жадной и зазнавшейся.
Когда она стала царицей, она стала позволять себе
драться, прогоняла старика с очей. Она стала
высокомерной и сумасбродной)

- Расскажите о характере старика.

(Старик был добрым и работящим. Он добрым был и
остался, к рыбке ходил с поклоном, просил ее очень
вежливо. Со старухой старик не спорил, был
покорным. Когда старуха стала его ругать, он стал
ее бояться, кланялся ей и относился к ней не как к
жене, а как к царице)

- Что можно сказать о рыбке?

(Рыбка добрая, справедливая. Она помогала
старику, жалела его)

- Как мы можем узнать настроение рыбки?

(По словам о море синее, неспокойно, помутилося,
почернело. Когда старуха захотела невозможного,
море почернело и поднялась на море буря)

- Почему рыбка исполняла для старика все
желания старухи?

(Рыбка сдержала свое слово и еще потому, что
старик просил ее ласково, с поклоном)

- Все верно. Это сказка. Сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок.

- О чем эта сказка?

(Сказка эта усмешка над жадной, сумасбродной и
зазнавшейся старухой. Насмешка над
бездельниками и любителями пользоваться чужим
трудом)

-У вас на столах пословицы. Выбери нужную и
прочти.

- К какому персонажу ее можно отнести?

Хорошо бы брать, да рук не марать.
Обрадовался крохе, да ломоть потерял.
Погнался за ломтем, да хлеб потерял.
Вороне соколом не быть.
Не думал, не гадал, как в беду попал.
Слово давать, так слово держать.

Беседа.

- Хорошо ли быть таким как старуха? — Можно ли так
поступать? — Каким бы вы хотели, чтобы был ваш
характер? — Легко ли живется тем, кто хочет
прожить за чужой счет, отлынивает от работы,
считает себя превыше всего, самым умным? — В каком
случае говорят «остался у разбитого корыта»?
- Посмотрите на рисунки. Мы рисовали эту сказку.
Лучшие работы мы повесили на выставку. Выставка
рисунков
. — Как вы изобразили старика? — Как вы
изобразили старуху?

По мере ответов детей, я на парту раздаю жетоны.

Оценку выставляю по количеству набранных
жетонов.

В уроке организовывались ситуации, при которых
у ученика интенсивно работают психические
функции, направленные на решение педагогических
задач. Осуществлялся индивидуальный и
дифференцированный подход к каждому ученику.
Велась работа по формированию активного
отношения к учебной деятельности, формированию
познавательного интереса. Данный урок
отличается хорошим обучающим климатом, чему в
большей мере способствовало доброжелательное
поведение учителя, умение сочетать
индивидуальную и фронтальную работу.

Большое значение в активизации познавательной
деятельности младших школьников имеют игровые
моменты, вносящие элемент игры в учебный процесс,
помогающие снять усталости и напряжение на
уроке. Урок обобщения, проведенный в форме
сказки, больше заинтересует детей, обеспечит
высокий эмоциональный тонус и позволит развить
познавательную активность – важное условие
успешности учебного процесса.

Следующий: