Урок чтения в 4-м классе по теме Народные загадки и приметы о зиме

Цели

: уточнить и расширить
представления учащихся о признаках зимы;
познакомить с народными приметами и загадками о
зиме; способствовать активизации когнитивных
процессов (памяти, внимания, мышления);
активизировать словарь; воспитывать бережное
отношение к природе.

Оборудование:

учебник “Чтение”,
картина с изображением зимы; карточки с
индивидуальными заданиями; предметные картинки,
музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

Ход урока

Организационный момент

.

Упражнение в установлении логических связей.

– Подбери правильное описание месяца:


вьюги, метели;
день становится длиннее, ночь короче;
Декабрь – бывает оттепель;
резкое понижение температуры;
образование снежного покрова
дни короче;
Январь – длинные ночи;

резкое понижение
температуры;

образование снежного
покрова.

вся природа спит под снегом;

Февраль –

стойкие морозы;

снегопад, сугробы, заносы;

школьные каникулы.

– Посмотрите на картину, послушайте
музыкальную запись о зиме. Какой вам
представляется зима под эту музыку?

Составление творческого рассказа
“Зима”.

Работа по индивидуальным карточкам.


Подчеркните только те слова, которые мы
используем, говоря о зиме.

– Снежинки, хоккей, лёд, декабрь, месяц,
книги, рукавицы, лес, щёки.

– Снеговик, горка, двор, снежок, ручка,
сугроб, облако, тетрадь, позёмка.

– Лёд, иней, велосипед, февраль, утро,
календарь, линия, лыжи.

– Январь, салазки, луч, снегирь, каток,
метель, мешок, звери, понедельник.

– Снегопад, ель, ветки, позёмка, яблоко,
январь, овраг, свиристель.

– Зима, зверьки, кормушка, варежки,
прорубь, коньки, берлога, стена, река.

– Новый год, лес, сосулька, сугроб,
воробей, вьюга, жара, мороз, неделя..

– Резина, цветы, сосулька, ночь, снег,
апрель, вьюга, жара, мороз, снежинка.

– Лёд, салазки, диван, снеговик, пороша,
снегирь, дождь, метель, Дед Мороз.

– Снегурочка, календарь, мороз, пещера,
лыжи, друг, валенки, кормушка.

Изучение нового материала.

Определение
темы урока. Создание мотивационного настроения к
изучению темы.

Объяснительная беседа.

– Сегодня мы продолжим разговор о
зиме. Но тема нашего урока “Народные приметы и
загадки о зиме”. А кто знает, что такое загадка?

Загадка – это краткое описание
предмета или явления, часто в поэтической форме,
заключающее в себе замысловатую задачу в виде
прямого или скрытого вопроса.



На доске: Загадка не отгадывается
сама,
надо попробовать силу ума.

– Вы, конечно, догадались ребята, что загадки у
нас будут о зиме. На разгадывание вам даётся одна
минута.

Ученикам раздаются карточки с загадками. Они
читают их и называют отгадку, указывая признаки,
которые помогли им узнать предмет. Последняя
загадка прочитывается учителем.

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
знать ничего не хочу. (Метель)

Белая морковка
Зимой растёт. (Сосулька)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег)

Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поёт да свищет. (Ветер)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Тройка – птица пролетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокура, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зима)

У каждого народа есть свои приметы:
яркие – неяркие, звонкие – тихие. Их давным –
давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто
землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды
собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с
природой – матушкой. Люди русские умные,
наблюдательные, сообразительные. Всё примечают,
делают выводы.

Приметы – отличительные свойства,
признаки, по которым можно узнать кого-либо,
что-либо.

Чтение примет по учебнику стр. 113.

Чтение примет с доски,

объяснение их
смысла.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Столб от солнца на закате – к морозу.

Кошка стену дерёт – к непогоде,
клубком лежит – на мороз.

Зима снежная – лето дождливое.

После солнцеворота хоть на воробьиный
скок да прибудет денёк.

Январь – макушка зимы.

Зима без снега – лето без хлеба.

Мало снега на ветках деревьев – летом
ни грибов, ни ягод не ищи.

Перед сильным морозом вокруг луны два
тусклых красноватых круга.

Птица хохлится к непогоде.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Февраль зиму ломает, воду подпускает,
три часа прибавляет.


Итог урока.

– Кто запомнил, что такое загадка?

– Кто составляет загадки?

– Какие приметы вы запомнили? Откуда
берутся приметы?


Вывод

делает учитель.

Чтобы много знать,
Надо ко всему присматриваться.
Если, что непонятно,
Ответ искать в книгах.




Следующий: