Урок чтения в 3-м классе. Тема: Г.-Х. Андерсен Принцесса на горошине

Задачи.

1. Познакомить детей с биографией и творчеством
Г.Х. Андерсена. Прочитать и проанализировать
сказку “ Принцесса на горошине”.

2. Работать над развитием речи детей,
обогащением их словарного запаса.

3. Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и задач урока.


- Как и я, его ты сказки
Знаешь тоже без подсказки,
В Дании он жил когда-то.
Кто же это, а , ребята?

- Правильно, это Г.Х. Андерсен. Сегодня мы должны
на уроке прочитать его сказку, которая
называется…

Предупредить я вас должна:

Я так хрупка,
Я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну.

- Как же называется сказка Г.Х. Андерсена,
которую мы будем читать сегодня на уроке чтения?
(“Принцесса на горошине”)

3. Работа над новым материалом.

Биография Г.Х. Андерсена.

- 2 апреля 1805 года в маленьком датском городке в
семье бедного башмачника Андерсена родился
мальчик. Его назвали Гансом Христианом. Отец
очень любил сына, часто рассказывал ему разные
истории, читал сказки и Библию, много играл с ним
и даже устроил для сына домашний театр. (Учитель
показывает портрет писателя и вместе с детьми
подробно рассматривает и описывает его
внешность). Сказки, которые слышал Христиан от
отца, мальчик пересказывал своим ровесникам,
часто изменяя их до неузнаваемости. Очень часто
он представлял себя героем этих сказок.
Мальчишки часто смеялись над выдумщиком и не
хотели с ним играть. Христиан обижался на них и
просиживал в тёмном углу, играя сам с собой в
кукольный театр. Внезапно у мальчика умер отец.
Мать хотела отдать Христиана учиться на
портного, но мальчик мечтал стать писателем или
актёром. В городке, где жил маленький Андерсен,
стать известным писателем или актёром было
невозможно, и он в 14 лет уехал в столицу Дании -
Копенгаген. Христиану пришлось много вытерпеть.
Ему негде было жить, нечего есть. Его гнали из
театров, над его произведениями смеялись, но он
всё равно продолжал сочинять свои сказочные
истории. К счастью, Христиану встречались и
добрые люди, которые помогли поступить ему в
университет.

Всю жизнь Андерсен был одиноким человеком. Но
он всегда оставался добрым, весёлым и
невероятным выдумщиком. В кувшинке он видел
Дюймовочку, в морском царстве — влюблённую
Русалочку. А сказку о гадком утёнке, как говорили
его современники, он написал про себя. Это он-
гадкий утёнок, превратившийся в прекрасного
лебедя. Он — Андерсен — нищий сын башмачника,
ставший всемирно известным сказочником. Всего им
написано 156 сказок. Давайте вспомним некоторые из
них:

- В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок)

- Королева суровая, снежная
Заморозила сердце нежное,
Навсегда Кай остаться с ним мог,
- Если б кто- то ему не помог. (Герда. Снежная
Королева)

- Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот такая девочка, как она мила! (Дюймовочка)

- Вместо ножек — рыбий хвост,
И её за это жалко.
Загляни, дружок, под мост,
Там в реке живёт — …(Русалка)

В России интерес к сказкам Андерсена возник ещё
при жизни писателя. Он писал русской переводчице,
переводившей его сказки: “Я рад, что мои
произведения читаются в великой России”. И
сейчас день рождение Г.Х. Андерсена, 2 апреля,
объявлен Международным днём детской книг.
Учреждена Международная премия Г.Х. Андерсена за
создание лучшей книги для детей.

4. Чтение текста учителем (перед чтением -
словарная работа).

Кунсткамера — музей, собрание редкостей,
диковинных предметов.

Тюфяк — мешок, набитый сеном, служащий
матрасом.

Почивал – спал.

Отпирать — открывать.

(Спросить у детей, употребляются ли сейчас эти
слова.)

5. Проверка первых впечатлений.

Перед чтением поставить перед детьми задачу.

- Какой волшебный предмет встретится в сказке,
который является частью реальной жизни?
(Горошина)

6. Физминутка.

7. Чтение сказки детьми по цепочке.

8. Анализ сказки.

- Как ты думаешь, что в сказке вымышлено?

- Что в сказке взято из реальной жизни?

- Что в этой сказке тебе больше всего
понравилось?

- Подумай, чего на самом деле никогда не может
быть в реальной жизни.

- Какой момент ты считаешь самым захватывающим
в сказке?

- Назови положительных героев. Почему ты так
считаешь?

- Назови отрицательных героев. Почему ты
считаешь их отрицательными?

- Какому герою сказки ты больше всего
сопереживал?

- Как по вашему: хорошо или плохо быть
принцессой?

9. Итог урока.

- С какой сказкой мы знакомились сегодня на
уроке?

- Кто автор этой сказки?

- Какой Г.Х. Андерсен представлял настоящую
принцессу?

10. Домашнее задание: приготовить пересказ
сказки.

Следующий: