Урок чтения в 10-м классе на тему Где и как спастись? по повести В. Распутина Дочь Ивана, мать Ивана

Эпиграф:


Художник только потому и художник,
то он видит предметы не так, как он
хочет их видеть, а так, как они есть.
Л.Н. Толстой

Слева на плакате


Д

О

М

1. Кто теперь самые честные люди?

2. Кто
до края дошел и кто виноват?

Что делать?

3. Это что же?

Почему так?

4. Где и как спастись?

С

Е

М

Ь

Я

Справа на плакате

Цитаты из текста

Держи себя в уме и строгости.

  • Жизнь перешла в шумный и липкий базар.
  • Всякое дело имеет свой ход, его чуять надо.
  • Власть распояску злодею дала.
  • Нет справедливости в большом, что искать ее в
    малом.
  • Спасайся кто как может, кто во что горазд.
  • Содержание урока: литературные чтения
    фрагментов повести, в том числе чтение наизусть;
    инсценирование эпизода.

    Основные шаги по подготовке:

    1. Согласование с учащимися произведения для
    обсуждения на уроке.

    2. Подготовка учащихся:

    • предварительное прочтение произведения;
    • ознакомление с биографией и творчеством автора;
    • подготовка книжно-иллюстрированной выставки.

    3. Разработка плана.

    4. Оформление классной комнаты.

    5. Подготовка технических средств.

    Вступление

    Учитель:

    Литературный мир – это писатель и
    его книга. А если писатель талантливый, то такое
    же и произведение. Оно вызывает определенные
    мысли, сообщает душе единственное состояние, его
    герои окружают тебя, словно оживают – с ними
    мысленно общаешься, соглашаешься или споришь,
    сочувствуешь.

    Такая книга сегодня с нами. (Показ).

    Тема урока: “Где и как спастись?” (по
    повести Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”)

    Валентин Григорьевич Распутин – дважды
    лауреат Государственной премии СССР, Герой
    Социалистического труда, чье творчество с ярко
    выраженным нравственным теплом.

    Далекий 1967 год. Распутин пришел в литературу,
    чтобы ответственно сказать о жизни то, что без
    него, как ему кажется, некому сказать: как жить?
    что делать? В чем наше спасение:

    “Уроки французского”,

    “Живи и помни”,

    “Деньги для Марии”,

    “Последний срок”,

    “Пожар”,

    “Прощание с Матерой”.

    До сих пор он обращается к душе и разуму
    человека, выискивает точки, нервы, узелки,
    которые возвращают всех нас к жизни.

    Обращается и к памяти, чтобы воскресить в ней
    Божие начало, увести от безразличия и уныния.

    Каждое его произведение – глубокий незримый
    колодец боли, тревог, сомнений…

    После значительного перерыва, в 2003 году,
    Распутин опубликовал повесть под названием
    “Дочь Ивана, мать Ивана”, в которой не просто
    собрал воедино все мотивы молений, отчаяний и
    боли, но и вселил в нас крупицы надежды.

    Попробуем их отыскать.

    I. Основная часть урока

    Ученик читает наизусть первые строки из
    повести: “… было темно и глухо…

    … Самый глухой час ночи, наверное, уже больше
    трех” под музыку E. Moricone

    “… было темно и глухо. Световое пятно от
    лампочки у подъезда едва доставало до низкого
    штакетника, которым огорожен сквер и детская
    площадка в нем среди высоких, шатром
    разбросавших ветви, старых тополей. И никто в
    него, в этот недвижный и блеклый световой круг, не
    входил. Тамара Ивановна была так напряжена, и
    сама пугаясь продолжительности накала внутри, до
    сих пор не испепелившего ее, что заметила бы
    любую тень в черном до темна сквере и услышала бы
    любой скрад шага из-за угла, если бы они только
    явились. Но нет, все замерло и оцепенело. С улицы,
    загороженной и притушенной спящими домами,
    поначалу еще пошумливали машины: точно
    запоздавшие птицы снимались с кормежки, теперь и
    там вымерло.

    Самый глухой час ночи, наверное, уже больше
    трех”.

    II. Беседа и обсуждение прочитанного.

    Учитель:

    Вы услышали первые строки из
    повести. Как вам читалось?

    Ответы учащихся

    : Читала с сильным волнением,
    хотелось поскорей узнать о героях.

    А я прочитал это произведение быстро, но
    несколько дней потом думал о судьбе этих героев,
    долго не уходили недоумение, и отчаяние, и
    сомнение.

    Учитель:

    Проведем исследование на основе
    текста. Как живется Тамаре Ивановне
    Воротниковой? Ее близким?

    (“Кто теперь честный?” — первый вопрос на
    плакате)

    Ученик

    (делает сообщение):

    Тамара Ивановна – словоохотливая женщина,
    имеющая 2-х детей: Свету и Ивана. Муж называл ее
    телеграфисткой, так как она 2 года работала
    телеграфисткой.

    “Все делала с запасом, с заглубом”.

    “До 30 годов носила косу”.

    “В семье грубые слова и бесстыдные разговоры
    не были заведены”.

    “Считали везучей при надежном муже и
    неиспорченных детях”.

    Как пишет Распутин: “Родилась девочкой –
    значит должна рожать, обихаживать и воспитывать
    детей, “натакивать” их на добро”.

    Всегда помнила наказ отца: “Держи себя в уме и
    строгости. Будешь держать – тебя же и уважать
    станут”.

    Ученик:

    Честная и ответственная, предана
    семье, честно трудится, ее уважают и есть за что. В
    характере чувствуется нравственная ценность. А
    это черта сильного человека. Неслучайно с первых
    строк она зовется по имени и отчеству.

    Учитель:

    “Она – солнышко с продиристым
    ветерком”.

    А ее родители?

    Ученик:

    Отец Тамары Ивановны – Иван
    Савельевич Радчиков. Войну прошел счастливчиком:
    два ранения и оба легких, домой вернулся в
    целости-сохранности. Жену взял из деревни
    неподалеку. Умел плотничать, слесарничать,
    выгнать лодку, управляться с любыми машинами.

    Мать – Степанида Петровна. “Была упрямой,
    вспыльчивой и верующей, правда, без икон и молитв,
    но имя Божье в обиду не давала”.

    Учитель:

    Они воспитывают детей, трудятся,
    честно смотрят в глаза друг другу, знакомых и
    незнакомых людей.

    Учитель:

    А если жизнь переходит в шумный
    базар, если кругом одно торгашество, то как жить?
    Как жить, если дети ошибаются, до края доходят в
    свои молодые годы? (“Кто до края дошел?” — второй
    вопрос на плакате)

    В наше время часто бранят новое поколение. Но
    разве оно все на один образец? Нет, конечно. Сын
    Иван, человек, выбравший свой путь в жизни.

    А Светка?

    Познакомимся со Светой, дочерью Тамары
    Ивановны.

    Ученик:

    “Света до края дошла”. Ей 16 лет.
    Заразилась в школе поветрием, что учиться
    необязательно. Пошла на курсы продавцов, поближе
    к красивой жизни. Закончила, а на работу не берут,
    несовершеннолетняя. Встреча с азербайджанцем
    перечеркнула всю ее жизнь.

    Жестокость. Насилие.

    Но до чего же разобщены некоторые современные
    дети и подростки! Настоящих надежных друзей не
    нашлось у Светки. Даже когда отец с матерью ищут
    ее, знакомые девочки не торопятся помочь, они
    хитрят, трусят, как бы им самим не влипнуть в
    опасную историю.

    Учитель:

    А есть ли правосудие,
    справедливость? Кто виноват? Докажите.

    (Третий вопрос на плакате)

    Ученик читает отрывок:

    “Правосудие! Люди до того напуганы, что они уж и
    кричать от страха не могут. А вы здесь: он, видите
    ли, подозреваемый, он несчастный, наша дочь его в
    несчастье втянула… Мы его поймали, привели вам,
    преступление как на блюдечке, а вы боитесь его
    оскорбить не тем словом. Но почему вы не боитесь
    оскорбить нашу дочь?.., ведь ее избивали,
    насиловали, как бы вы ни крутили это дело! Это вы
    привыкли, что насилуют — вообще, везде! А мы не
    вообще, у нас дочь! Ее же изнасиловали и она же
    теперь у вас подозреваемая… наравне с этим
    бандитом!”

    Учитель:

    Когда верх берет грубая сила, когда
    народ уже не ругает ни власть, ни порядки, а
    только терпит, то правосудия нет и нет
    справедливости в большом, что искать в малом.

    После встречи со следователем Тамара Ивановна
    понимает, что “власть распояску злодею дала”.
    Что делать? Где и как спастись?

    Учитель:

    Надо было как-то жить,
    протискиваться сквозь теснины, проходить через
    казнь бессонных ночей, нырять в ворота и двери,
    никуда не ведущие. И Тамара Ивановна, женщина
    “мироткущая”, оказалась на острие сильного
    перелома, между терпением и воздействием.

    Она терпела и надеялась на справедливость, но
    после того, как убедилась, что насильник
    откупится и может не понести наказание,
    принимает решение о возмездии.

    Тамара Ивановна стреляет… и не боится
    наказания. Не в характере Тамары Ивановны
    защищаться неправдой. Мать Светы в открытую
    призналась, что пошла на убийство обдуманно,
    заранее изготовив из охотничьего ружья обрез,
    который можно было пронести в сумке. Она не
    боялась: надо было защитить дочь, особенно тогда,
    когда “всякий плюет правосудию в лицо”.

    Говорят, дети – путь к семейной ране. Это так. Но
    рана со временем заживет в сердце Тамары
    Ивановны, потому что появилась во имя спасения
    дочери.

    А мама, мама все выдержит и простит…

    Сценка (“Свидание Тамары Ивановны с дочерью”)
    в исполнении учащихся.

    Комната свиданий. Света в ожидании матери.

    “В ту же минуту вводят мать. Светка не узнает и
    мать, смотрит на нее с ужасом, потом со сдавленным
    и пронзительным вскриком бросается к матери и
    оседает у нее на груди.

    Тотчас приоткрывается дверь, и вставленное в ее
    проем лицо чеканно командует:

    — Ти-ха. Раз-веду!

    Тамара Ивановна осторожно отстраняет
    вцепившуюся в нее Светку и вдавливает в свои
    глаза слезы.

    — Ниче, ниче… Эти что же? Это ты откуда
    взялась?

    Светка пытается успокоиться.

    — Ничего, — повторяет Тамара Ивановна уже
    спокойней и отирает пальцами губы. — Надо же —
    пробилась! — опять удивляется она. — Отец знает,
    что ты здесь?

    — Нет.

    — А мне тебя и надо было повидать. Ты как
    почуяла, что тебя-то мне и надо.

    — Здесь страшно, мама?

    — Да почему же страшно? Не страшней, чем там, у
    вас. Те же самые люди.

    Светка тычется головой в материнские колени;
    Тамара Ивановна выдвигает свой стул поперед,
    удобнее устраивает на коленях лицом к себе
    Светкину головенку и, наглаживая, прижимает ее к
    животу.

    — Мама, как же мне теперь жить-то? — спрашивает
    Свечка. — Как? Я сама себя ненавижу. Я с собой не
    знаю, что сделала бы…

    Тамаре Ивановне хочется, в свою очередь,
    спросить: “А мне как жить? Мне-то как жить, дочь ты
    моя родная?” Тамара Ивановна нянькает на коленях
    дочь, затверженно повторяя: “ниче, ниче”,
    наглаживает ее волосы, вытирает пальцами с глаз
    ее и свои слезы.

    “Мама, ты меня не презираешь? Скажи, мама,
    скажи!” — она и на них не отзывается, а только еще
    крепче прижимает к себе Светку и раз за разом
    нагибает голову, чтобы поцеловать ее в мокрые
    глаза.

    — Наговорились? — спрашивает Николин.

    Отстраняя от себя осторожно Светку, Тамара
    Ивановна поднимается.

    — Наговорились.

    Учитель:

    Суд над Тамарой Ивановной состоялся
    в середине сентября, через три с половиной месяца
    после возбуждения уголовного дела.

    Чтение наизусть отрывка: “Суд над Тамарой
    Ивановной состоялся…”

    “Суд над Тамарой Ивановной состоялся в
    середине сентября, через три с половиной месяца
    после возбуждения уголовного дела.

    Обвиняемая полностью признавала себя виновной,
    представителей потерпевшего на суде не
    оказалось, преступление было совершено без
    отягчающих обстоятельств, мотивы преступления
    очевидны — суд от начала до конца прошел
    спокойно.

    Прокурор не гремел обличениями, как кандалами,
    судья вздыхал и когда выслушивал других, и когда
    сам говорил, у адвоката красноречие было
    невнятным. Все словно чувствовали себя
    виноватыми и прятались за процедуру суда. Через
    три с половиной часа после начала заседания
    объявили приговор: шесть лет содержания под
    стражей. Тамара Ивановна приняла приговор не
    вздрогнув. Дали Тамаре Ивановне последнее слово,
    и она сказала:

    — Виновата — буду ответ держать. Сделанного не
    воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне
    каторга шесть лет, а если бы насильник ушел
    безнаказанным, — твердо подчеркнула она, — для
    меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой…
    — Подавать кассацию не буду. Что заслужила — все
    мое”.


    III. Минута свободной мысли

    Учитель:

    Позади все вопросы. А что в душе?

    Напишите, под какими мыслями вы бы подписались.

    Плакат справа.

    (Ответы учащихся)

    Чернышова О.

    “Распутин собрал в своей повести все моления,
    проклятия и отразил боль, разочарование, надежды
    и разрушенные мечты. Повесть “Дочь Ивана, мать
    Ивана” — повесть о жизни, причем о такой, которая
    ничем не украшена. В ней все так, как есть на самом
    деле”.

    Мартьянова М.

    “Мама – это первое слово у ребенка. Она дает
    жизнь, свет, бережет от невзгод. И когда нам плохо,
    когда невыносимо больно, мы бежим к ней, хочется
    всем-всем поделиться. Мама все поймет, все
    простит, поверит, поможет и защитит.

    Тамара Ивановна – это женщина с горящим и
    любящим сердцем. Заступиться за свое дитя – это
    главная ее цель. Рана большая и с ней придется
    жить. Но как жить?

    Жить для детей – это радость, защищать – долг,
    любить – веление сердца, добиваться
    справедливости”.

    Сидельников Р.

    “Свобода – это жизнь по совести и
    справедливости. С этим я полностью согласен.
    Человек, находящийся в обществе, должен уважать
    других и относиться с должным пониманием. Ему
    необходимо воспитывать в себе честность и
    откровенность. В поступках, совершенных им,
    должна присутствовать мораль и нравственность”.


    Учитель:

    Где и как спастись? (Четвертый вопрос
    на плакате)

    Спасение в нас, говорит Валентин Распутин. Оно в
    том, что каждый должен понимать, что хорошо, что
    плохо. Это понимание, которое потом превращается
    в мудрость и указывает на правильное направление
    в жизни. Так и произошло с нашими героями. А
    появляется оно у человека впервые в семье.

    Всем известно, как хочется обидеться, нет
    аргумента сдержаться, обида перемешивает все
    доводы рассудка. Трудно в этот момент вспомнить
    “Возлюби ближнего”, рассмотреть человека в
    человеке.

    А какое счастье, когда удается преодолеть Гнев!

    В этом спасение!

    А еще в чем?

    В духовности.

    Поможет духовное начало, совесть, доброта,
    проявление нашей души.

    Жалость, простое понимание, сочувствие – это
    превращение, которое и приводит к рождению
    духовности, спасению души каждого и в каждой
    семье.

    Конечно, дух требует труда. О ней (душе) нужно
    постоянно заботиться и лелеять ее, иначе нельзя.

    Как надо победить тьму, если не умножая любовь?

    И мне остается только пожелать, чтобы нас всех
    окружало как можно больше людей духовных, и тогда
    не будет на земле зла. Храни нас Бог от
    бездуховности.

    IV. Итог урока.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Распутин В.Г. Дочь Ивана, Мать Ивана //
    Роман-журнал XXI век. — 2003. — № 11-12. – С. 5-56

    2. Быков Д. Зари над распутьем // Новый мир. – 2004. -
    № 4. – С. 164-167

    3. Корольков А. Вершина Сибири // Роман-журнал XXI
    век. — 2007. — № 2. – С. 8-21

    4. Попов А. Молитвы Распутина // Роман-журнал XXI
    век. — 2007. — № 2. – С. 46-47

    5. Чалмаев В.А. Молений и молний взаимная сила…//
    Литература в школе. – 2004. — № 6. – С. 22-25

    6. Стрелкова И.И. …Распутин, Шукшин. В жизни и
    творчестве. – М.: Русское слово, 2006

    Следующий: