Урок чтения в 1-м классе. Тема: Наше Отечество

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-праздник

Цели:

  • Образовательная: формировать знания детей
    о Родине, России, ее символах.
  • Развивающая: способствовать развитию
    навыков чтения, культуры речи, учить рассуждать
    на заданную тему.
  • Воспитательная: воспитывать
    гражданственность, любовь к Родине, ее истории.

Оборудование: экран, выставка детских
рисунков «Символы России», музыкальный центр.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

1) Чтение текста Е.Чарушина «Как мальчик Женя
научился говорить букву «р»

2) Анализ прочитанного:

– Как вы думаете, почему Женя в одиночестве
учился произносить звук (р)?
– Быстро ли он научился его произносить?
– Какие черты характера мальчика вы могли бы
назвать? (Упорство, настойчивость, стремление
добиваться успеха,…)

3) Краткий пересказ текста

3. Мотивация (подведение к изучению
новой темы)

– Давайте порассуждаем, в какой стране мог жить
Женя?
– Почему вы думаете, что именно в этих странах? (Имя
Женя распространено во многих странах)

– А в какой стране живем мы?
– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине –
России, прочитаем рассказ на эту тему. Подумаем,
почему человеку близка и любима его Родина, что
может сделать каждый из нас для ее процветания.

4. Работа с новым материалом

1) Беседа с опорой на иллюстрацию (с. 212)

– Какое историческое время изображено на
иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
– Докажите это. Кто хочет порассуждать на эту
тему?

Дети доказывают, почему в верхней части
иллюстрации изображено прошлое, а в нижней –
настоящее.

На экране стихи (читают дети по одному
предложению)

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны
О делах родной страны.

2) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество»
(на с. 213 в «Русской азбуке»)

3) Беседа по тексту. Выборочное чтение

– Почему Россию называют Отечеством?
– А почему называют Родиной? Матерью?
– О каких других государствах вы слышали?
Назовите их.

4) Повторное чтение текста.

– Как вы представляете мысленно свою Родину?
Расскажите нам об этом.

Музыкальная физкультминутка

5. Беседа о символе России – березке

– Ребята, какие символы нашей Родины вы знаете?
(Ответы учащихся разнообразны)
– А ещё к символам нашей страны относится
берёзка. Березку милую, родную русские люди
издавна считают символом России, символом
Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в
музыке, живописи и фольклоре.

6. Чтение стихов (дети подготовлены
заранее)

Русь моя, люблю твои березы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов.)

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (М. Лермонтов)

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)

– Молодые березки – стройные, прямые, как бы на
цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью
красу, стройную и статную, с гибкой талией, с
русыми косами.

Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

– Удивительная судьба русской березки. В
мирное время она радость, подруга, советчица, а в
войну – она воин. В грозные годы далекой войны
березка была символом непобедимости Родины. И
где бы ни росла русская березка, везде она людям
– радость, везде она людям – свет.

7. Закрепление нового материала

1) Чтение рассказа К. Ушинского «Березы плачут»
(беседа по прочитанному рассказу)

И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери России
Неувядаемой живет.

2) Прослушивание куплета песни «Уголок России –
отчий дом» (сл. Шевелевой, муз.
Шаинского) На экране появляется изображение
березы, растущей около дома.

3) Беседа после прослушивания:

– Ребята, как вы думаете, почему мы слушали
именно эту песню?
– Что вам представлялось, когда звучала песня?
– У кого около дома растет березка?

8. Подведение итогов урока

Учитель благодарит учащихся за работу на
уроке, называет наиболее активных учеников.

9. Домашнее задание (творческое)

Нарисовать русскую березку.

10. Рефлексия

– Ребята, вам понравился урок?
– А что понравилось больше всего?

Следующий: