Урок чтения Урок поэзии

Тема. “Поэзия русской природы”.
Пушкин А. С. “В этот год…”,
Есенин С. А. “Поёт зима – аукает”.
И. А. Бунин. “Первый снег”.

Цель. развитие в детях
эмоционально-чувствительного отношения к
действительности, формирование личностного
видения окружающего мира.

Задачи.

  • Раскрыть идею и смысл стихотворений.
  • Продолжить знакомство с литературоведческими
    терминами.
  • Учить выразительности чтения.
  • Выучить одно стихотворение наизусть.

Оборудование.

  • Портреты А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
  • Толковый словарь С. И. Ожегова.

План.

  1. Информационный ввод учителя – 2 мин.
  2. Речевая разминка – 2 мин.
  3. Работа со стихотворным текстом до чтения – 3
    мин.
  4. Работа со стихотворным текстом во время чтения
    – 7 мин.
  5. Разучивание стихов (работа в парах сменного
    состава) –20 мин.
    Контроль учителя за работой пар: Науменко – Рунк;
    Вегнер – Кукина.
  6. Декламация разученных стихотворений – 6 мин.
  7. . Работа со стихотворным текстом после чтения
    (творческое задание) – 3 мин.
  8. . Итог урока.

ХОД УРОКА

I. Информационный ввод учителя

Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же
такое поэзия? (Стихи).

– Прочтите предложения:

  • Поэзия зимнего утра.
  • Поэзия зимнего леса.
  • Поэзия родной природы.

– Что теперь вы скажете о поэзии? Каким другим
словом можно заменить слово поэзия? (Красота).

– Прочитайте эти предложения вновь, заменив
слово поэзия словом красота.

– Сколько же значений имеет слово поэзия,
обратимся к словарю С. М. Ожегова.

  1. Поэзия – стихи, произведения, написанные
    стихами.
  2. Поэзия – красота, прелесть чего-либо.

– В мире поэзии слова встают в определённый
строй, и мы слышим прекрасные поэтические
творения.

II. Речевая разминка

– Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.

Шум, лес, гам, всплеск.

– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они
складываются, оканчиваются одинаково).

– Это один из признаков стихотворений. Как он
называется? (Рифма).

– Все ли слова мы произносим одинаково?

– А как этот признак называется в
стихотворении? (Интонация).

– Прочитайте скороговорку:

“Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки”.

– А сейчас попробуйте сказать эту
скороговорку, произнося её восторженно. (Какой
усердный ученик!)

– А если её произнести с удивлением? (Почему
щёки в чернилах?)

– А теперь отгадайте загадку.

“Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь”. (Жук).

– Какой звук вам помог отгадать эту загадку? (ж).

– Если в стихотворении часто повторяется один
и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер,
кричат птицы и многое другое. Этим средством
часто пользуются поэты, и называется это
звукопись.

III. Работа со стихотворным текстом до чтения

– Сегодня нас ожидает встреча с великими
русскими поэтами. Прочитайте их имена.

– У этих стихотворений нет названий, но есть
иллюстрации, рассмотрите их и выскажите свои
предположения, на какую тему эти стихи?

IV. Работа со стихотворным текстом во время
чтения

– Прочтите отрывок из романа “Евгений Онегин”
А. С. Пушкина про себя. Уточним свои
предположения. Что описывает А. С. Пушкин? (Приход
зимы, первый снег).

Чтение по частям вслух.

I часть.

– Какое состояние природы рисует поэт?

II часть.

– Что увидела Татьяна утром в окно?

– Какое чувство могло охватить Татьяну, когда
она увидела, как преобразилась земля?

– Как понимаете “Деревья в зимнем серебре”?

Итоговые вопросы.

  • Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда
    создавал это стихотворение?
  • Какое настроение вызвало у вас это
    стихотворение?
  • Прочитаем ещё раз это стихотворение, передавая
    настроение и чувства поэта.
  • Прочтите стихотворение С. Есенина про себя.
  • Какие картины возникают при чтении этого
    стихотворения? (Зимний лес, двор).

Чтение по частям вслух.

I часть. – Как описывает поэт зимний лес?
II часть. – С кем сравнивается метель?
III часть. – Какое чувство вызывают у поэта
воробышки?
IV часть. – Какой вопрос ты задал бы товарищу по
этой части? (Какой снится в студёную зиму
воробышкам весна?).

Итоговые вопросы.

– Какое настроение вызвало у вас это
стихотворение? (Нет грусти, а задумчивое
любование красотой).

Чтение стихотворения “Первый снег”
И. А. Бунина.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
на поля и на леса,
ярким пурпуром зажглися
пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
а с рассветом на село,
на поля, на сад пустынный
первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
белой скатертью полей
мы простились с запоздалой
вереницею гусей.

И. А. Бунин.

– Что объединяет эти два стихотворения? (Во-первых,
на одну тему; во-вторых, проникнуты чувством
любви к родной природе).

Физминутка

  1. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, назовёт
    любое снежное слово, а класс угадывает, кто его
    сказал.
  2. Открыли глаза, встали и понаблюдали, как эта
    снежинка будет кружиться под порывами ветра по
    заданной траектории (по таблице Базарного).

V. Разучивание стихов (работа в парах сменного
состава)

– А теперь наша задача – выучить эти стихи
наизусть.

– Повторим алгоритм разучивания стихотворений
по методике А. Г. Ривина.

Алгоритм разучивания стихов

I. Работа с первым партнёром.

  1. Первый партнёр читает вслух первую строфу
    своего стихотворения. (Второй партнёр закрывает
    глаза и мысленно “рисует” картину, созданную
    поэтом).
  2. Второй партнёр читает первому вслух эту же
    строфу. (Первый партнёр, закрыв глаза, “рисует”
    себе картину увиденного).
  3. Первый партнёр читает вслух ещё раз первую
    строфу “своего” стихотворения, разбирая каждую
    строчку на уровне понимания.
  4. Первый партнёр ещё раз пробегает глазами эту же
    строфу, пытаясь пересказать её наизусть.
  5. Он же, восстанавливая в памяти первую строфу,
    “отстукивает” средним пальцем ритм.
  6. Таким же образом (по пунктам 1-5) работают над
    первой строфой стихотворения второго партнёра.

II. Переход в новую пару.

  1. Первый партнёр рассказывает первую строфу
    своего стихотворения (второй партнёр проверяет
    по учебнику и помогает).
  2. Первый партнёр читает вслух вторую строфу
    своего стихотворения (над ней работают так же,
    как над первой строфой с первым партнёром по
    пунктам 1-5).
  3. Второй партнёр читает вслух вторую строфу
    своего стихотворения (первый партнёр проверяет
    по учебнику и помогает).
  4. Второй партнёр читает вслух вторую строфу
    своего стихотворения (над ней работают так же,
    как над первой строфой с первым партнёром по
    пунктам 1-5).

III. Переход в новую пару.

  1. Первый партнёр рассказывает первую и вторую
    строфу своего стихотворения. Отрабатывают
    третью строфу по пунктам 1-5.
  2. Второй партнёр рассказывает первую и вторую
    строфу своего стихотворения. Отрабатывают
    третью строфу по пунктам 1-5.

Переходов в новую пару будет столько, сколько
строф в стихотворении.
После работы в парах сменного состава даётся 3
минуты для индивидуальной работы и подготовки к
декламации.
Работа учащихся в парах сменного состава.

VI. Декламация разученных стихотворений

VII. Работа со стихотворным текстом после чтения
(творческое задание)

– Подберите слова, рифмующиеся с данными
словами.

Снежинки – …
Зима – …
Мороз – …
Речка – …

– А теперь попробуем написать стихотворную
строчку по его началу – “Как прекрасен зимний
лес…”

VIII. Итог урока

– С помощью мимики (улыбнитесь, нахмурьтесь)
покажите, понравился ли вам урок?

– Что понравилось?

– Что удивило?

– Что запомнилось?

– Спасибо за работу на уроке!

Следующий: