Урок чтения по теме В. Бианки Ноябрь. Творчество Т. Белозерова


Цель: познакомить с рассказом В.Бианки «Ноябрь», продолжать знакомство
с творчеством Т.Белозёрова.

Задачи:

1. Учить:

  • правильному, осознанному чтению;
  • отвечать на вопросы полным ответом;
  • уметь выражать своё отношение к прочитанному;
  • продолжить знакомство с творчеством Т.Белозёрова.

2. Развивать:

  • речь, внимание, память;
  • обогащать словарный запас.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Речевой материал: полузимник, неуютно, исхлёстанный, зябь, сковать
воду.

Оборудование:

  • учебник чтения (6 класс), хрестоматия по краеведению;
  • памятка «Правильно читай», словарные слова, скороговорка;
  • портрет Т.Белозёрова, его книги;
  • картинки с изображением осени, кленовые листочки;
  • В.Бианки «Лесная газета», портрет В.Бианки;
  • аудиозапись «Времена года» Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. «Артикуляционная гимнастика».

Работа со скороговоркой «Трое трубачей трубили в трубы». (см. Приложение)

3. Основная часть.

1) Сообщение темы.

Учитель: Отгадайте загадку:

Поле чёрно-белым стало; падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало – льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

(Озимь – засевают осенью, зимует под снегом.)

- О каком месяце идёт речь?

- А сейчас какой идёт месяц?

- Наблюдаем мы всё это в природе?

- А о каких месяцах мы уже читали?

2) Словарная работа. (см. Приложение)

- Сегодня мы будем читать рассказ В.Бианки «Ноябрь». Но сначала разберём
значение некоторых слов:

  • полузимник (половина),
  • сковать воду (скрепить),
  • неуютно (неудобно, неприятно),
  • исхлёстанный (избитый),
  • зябь (поле, вспаханное с осени для посева весной).

3) Чтение рассказа учителем (учебник 6 класса, 2006 год, с.55).

- Я сейчас прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, следите, а потом
скажите, как называет ноябрь Бианки.

4) Анализ текста.

- Как автор называет ноябрь? (Выборочное чтение.)

- Как вы это понимаете?

- Какое по счёту дело завершает осень?

- Какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре?

- Почему автор называет ноябрь предзимье?

(Вывод: ноябрь – поздняя осень.)

- Но что ещё может произойти? Наблюдали мы с вами такие явления этой осенью?
(Рассматривание картинки об осени.)

- Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему?

Физкультурная минутка.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял. (Плавное покачивание руками
вверху над головой.)
Закружили, полетели и на землю снова сели. (Садятся на свои места.)



5) Повторное чтение учащимися. (см. Приложение)

- Сейчас вы ещё раз прочитаете рассказ. Перед чтением посмотрите памятки,
вспомните, как правильно нужно читать. Читать нужно правильно, выразительно.
(Чтение вслух учащимися, оценивание.)

6) Прослушивание пьесы Чайковского «Ноябрь» («Времена года»).

- Мы узнали, каким себе представлял ноябрь писатель В.Бианки. А теперь
послушайте, как этот месяц услышал композитор Чайковский. (Прослушивание).

- Какое настроение вызывает это произведение?

7) Региональный компонент. Творчество Т.Белозёрова. (см.
Приложение)

- Очень много писателей, поэтов, музыкантов писали об осени. Это очень
красивое время года, несмотря на то, что в природе всё замирает. Наши земляки –
писатели и поэты тоже писали об осени. Сегодня мы с вами послушаем и почитаем
стихи Т.Белозёрова. (Показ портрета, книг автора.) Он писал не только стихи, но
и рассказы. Очень любил природу, детей, свой город. Послушайте его стихи.
(Подготовленные дети читают наизусть стихи Т.Белозёрова, потом открывают
хрестоматию (с.12), читают вслух стихи, оценивание.)

- Кроме стихов, рассказов Т.Белозёров придумал много загадок, считалок,
весёлых небылиц. Но об этом мы узнаем на следующих уроках.

4. Итог урока.



- Какой рассказ мы читали вначале урока?

- Как назван ноябрь в рассказе?

- С творчеством какого омского поэта мы познакомились?



Домашнее задание: читать рассказ В.Бианки «Ноябрь» выразительно.

- А теперь, давайте вспомним о тёплых, прекрасных днях осени. Когда на
деревьях и на земле лежали красивые разноцветные листья. (Показ кленовых
листьев.) Я предлагаю вам раскрасить каждому листочек и оставить его, как
напоминание о прекрасных осенних днях.




Следующий: