Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме Маттео Фальконе»


Цели

:

1. Знакомство с творчеством французского
писателя-романтика.

2. Анализ содержания произведения и главных
образов новеллы.

3. Воспитание нравственных качеств личности у
учащихся.

Оборудование

: запись на доске темы урока,
«афиша» с указанием героев рассказа, рисунки
учащихся, грамзапись «Аве Мария»Шуберта, ТСО.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (звучит «Аве
Мария» как музыкальный фон).

Сегодня мы собрались в уютном читальном зале
импровизированной библиотеки, чтобы: научиться
читать. Да-да. Кто-то скажет, что давно научился
читать. Но мне хочется сказать словами одного из
современных писателей:»Искусство
чтения:совсем не сводится к тому, чтобы одним
махом «проглотить» книгу, переживая удачи и
злоключения ее героев, нетерпеливо пролистывая
какие-то совсем «ненужные» описания природы и
прочие подробности, — добраться до конца,
перевести дыхание, отложить книгу в сторону и
больше никогда о ней не вспомнить. Искусство
чтения — это, прежде всего, умение разобраться в
прочитанной книге, понять и оценить её по
достоинству». (Вик.Ерофеев).



Попробуем сегодня разобраться в творчестве
французского писателя-романтика Проспера Мериме
(1803-1870). Он автор увлекательных новелл. Они
захватывают. Мериме постоянно держит читателя в
напряжении: что будет дальше? Он мастер создавать
неожиданные повороты действия, драматические
конфликты. Он рассказывает о необыкновенных,
порой фантастических приключениях. Читая Мериме,
мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит
читателя перед необходимостью решать серьёзные
жизненные вопросы. Задача сегодняшнего урока -
раскрыть проблему чести и предательства в
новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».

II. Составление «афиши»

(или заранее
приготовленное индивид.задание).

    Действующие лица:

    Маттео Фальконе — корсиканец

    Фортунатто — его сын

    Джузеппа — мать

    ДжаннеттоСанпьеро — бандит

    Гамба — сержант

III. Читательская конференция

(Проблемные
вопросы предлагаются учащимся заранее) (для
сильного класса)

  1. Что такое честь? Как проблема чести
    раскрывается в новелле?
  2. Кого в произведении можно назвать человеком
    чести? Почему?
  3. Что такое предательство? Можно ли мальчика
    назвать предателем? Кого и что он предал?
  4. Ваше отношение к поступку отца. Проведите
    сравнительный анализ сцены убийства сына из
    повести Гоголя «Тарас Бульба» и новеллы Мериме
    «Маттео Фальконе». Что общего и в чем разница?
  5. Почему П.Мериме назвал свой рассказ «Маттео
    Фальконе», а не «Фортунато», хотя главным
    героем является мальчик?

IV. Вопросы для беседы

(для среднего и
слабого состава класса, комбинированный урок)

1. Где происходит действие новеллы? (На острове
Корсика, в горной местности, где обширные заросли
маки. Словарная работа. Маки — густая поросль
деревьев и кустарников).

2. Как вы понимаете фразу: «Маки — родина
корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с
правосудием»? (Здесь паслись многочисленные
стада и скрывались те, кого преследуют власти)



3. Кто такой Маттео Фальконе? (Это корсиканец,
довольно богатый человек для здешних мест,
который жил на доходы от своих многочисленных
стад).

4. Как относятся к Маттео окружающие и почему?
(Очень уважают за искусство стрельбы, ловкость,
смелость. Кроме того, он честный человек,
«услужливый для друзей и щедрый к бедным»).

5. Что мы узнаем о семье Маттео? (У него 3 старшие
замужние дочери и 10-летний сын Фортунато).

6. Почему ДжаннеттоСанпьеро попросил убежище
именно у Фортунато? (Тот был сыном Маттео
Фальконе, который был человеком чести).

7.Что вас насторожило в поведении Фортунато,
укрывшего раненого? (Его корысть.Он согласился
укрыть за серебряную монету).

8. Как бы поступил человек по законам чести?



(Инсценирование данного эпизода) (групповая
работа)

9. Расскажите о поведении мальчика во время
появления солдат во главе с сержантом Гамбой.
Почему он не верит ему?

10. Почему так спокоен Фортунато?

11. Как удалось сержанту склонить мальчика на
свою сторону? Ваше отношение к поступку
Фортунато.

12. Как отец отнесся к случившемуся? Что его
особенно поразило? (слова Дж. Санпьеро: «Дом
предателя»).

13. Какое решение принимает отец? Почему?

14. Выразительное чтение заключительного
эпизода под музыку «Аве Мария» (инд. задание).

15. Ваше отношение к поступку отца. Обоснуйте
его.

16. Проведите сравнительный анализ эпизода
убийства сына из повести Гоголя «Тарас Бульба»
и новеллы П.Мериме (Индивидуальное задание -
мини-исследование).

17. Что такое, по-вашему, честь и что такое
предательство? Кого можно назвать человеком
чести и кого предателем в новелле?

18. Можно ли мальчика назвать предателем? Кого
или что он предал?

19. Почему П.Мериме назвал свой рассказ «Маттео
Фальконе», а не «Фортунато»?

20. О чем заставила вас задуматься новелла
Проспера Мериме?

21. Как решается проблема чести и предательства
автором? (Итог беседы)

V. Домашнее задание. К уроку
внеклассного чтения. Баллады о Робин Гуде на
английском языке и переводы на русском. Повесть
Гершензона «Робин Гуд» (по выбору учащихся).




Следующий: