Урок Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века

Цель: cформировать представления учащихся о
повседневной жизни жителей России в конце 18 века.

Задачи:

  • уметь воссоздать исторический образ;
  • сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Ход урока

(Звучит музыка из репертуара русских народных
песен. На её фоне учитель начинает урок.
Постепенно музыка смолкает.)

Учитель

: Сегодня у нас с вами
урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в
пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в
коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои
населения в этот период времени.

Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского
народа в конце 18 века”.

Вопрос:

Скажите мне, что такое “быт”?

(БЫТ – повседневная жизнь. Определение
написанное на листе бумаги прикрепляется на
доску).

Вопрос:

Что мы, прежде всего, подразумеваем
под повседневной жизнью?

(Ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)

Учитель:

На каждой парте лежат листы бумаги,
на которых записаны слова, среди них нужно найти
те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти,
телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски,
карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира,
лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина,
босоножки, машина и другие слова. (Можно эти же
слова вывести на экран мультимедиа).

Вопрос:

Почему вы выбрали именно эти слова?

(Слова, напечатанные на бумаге прикрепляются к
доске. Если в презентации, то выделены другим
цветом).

Вопрос

: К каким сферам жизни отнесем
выбранные слова?

  • жилище,
  • одежда,
  • предметы быта.

Учитель

: Сегодня на уроке речь пойдет об этих
составляющих быта людей, живших в 18 веке.
Предоставляю слово своим помощникам, которые
приготовили небольшие сообщения о жизни
различных слоев населения 18 века.

Сообщения учащихся с одновременным показом
презентаций, которые заранее подготовили сами
учащиеся.

Презентация 1 (не представлена, т.к. имеет
большой размер, находится у автора статьи)

Презентация 2

Презентация 3

1. Сообщение и показ презентации “Жилище
знати”

Жилище высших слоев населения 18 века

(Слайд 1)

Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18
века высшие слои общества. (Слайд 2) По сравнению с
началом 18 века даже цари стали жить роскошнее.
Самым крупными царскими дворцами были Зимний в
Петербурге. (Слайд 3) Также знаменитыми были
Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой
в Петергофе, созданные по проектам Растрелли.

(Слайд 4) Для освещения лишь одного из них в
праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч
свечей и 150 тысяч лампад.

(Слайд 5) Построенные в стиле барокко, они были
богато украшены лепными узорами, стенными
росписями, зеркалами, картинами, позолотой,
коврами, оружием.

(Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для
их фаворитов. (Слайд 7). Например, по приказу
Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был
построен для Григория Орлова, Таврический — для
Григория Потемкина.

Старались не отставать от царей и вельможи.
(Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не
только в Петербурге и Москве, но и в пригородах.
Вельможи старались не уступать друг другу в
роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали
фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах
плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках
пели канарейки и говорили попугаи. (Слайд 10)

Жилища простого городского населения и
крестьян по-прежнему строились из дерева. (Слайд
11) При возникновении в городе даже небольшого
очага пожара возникала угроза выгорания целых
кварталов и даже всего города. Впервые в 18 веке
появилась нумерация домов по улицам, а раньше она
была порядковой. Поэтому рядом с домом номер 7 мог
стоять дом под номером 342. Все чаще в городских
домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как
прежде.

(Слайд 12)

Крестьянские избы строились по старому. Для них
18 век не принес никаких перемен.

2. Сообщение и показ презентации “Одежда знати
18 века”.

Презентация 3

Одежда высших слоев населения (слайд 1)

В одежде высших слоев российского общества в
течении 18 века произошли огромные изменения.
(Слайд 2) Введенные Петром 1 западноевропейские
фасоны платья теперь не внедрялись
насильственно. (Слайд 3) Русское дворянство
начало выписывать модные одежды из Европы, а
затем стали приглашать модных модельеров из
Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург.
(Слайд 4)

Очень сложными были женские наряды.
Обязательным их атрибутом был корсет, в который
женщину затягивали изо всех сил, прежде чем
надеть на неё платье. Теперь её талия казалась
очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с
помощью специального каркаса была сильно
расширена.

(Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих
материалов. Считалось неприличным появляться в
одном и том же платье несколько раз в одном
обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего
общества имелось огромное количество платьев. У
императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 7)
например, во время московского пожара сгорело 4
тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё
осталось ещё 15 тысяч платьев.

Мужская одежда тоже сильно изменилась. (Слайд 8)
Вместо длиннополой мешковатой традиционной
одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с
кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие
камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или
плотного шелка.

(Слайд 9) Рукава были украшены золотым шитьем и
жемчугом. Стоимость парадного платья Григория
Потемкина (слайд 9) составляла, например, 200 тысяч
рублей, что было примерно ровно годовому оброку 40
тысяч его крестьян. (Слайд 10) Самой модной обувью
были туфли с квадратными носами на невысоком
каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда
даже бриллиантами. Цена такой обуви порой
достигала стоимости нескольких деревень с
крепостными крестьянами.

3. Сообщение учащегося и показ презентации “Быт
русского народа”.

Презентация 2

Быт народа 18 века

(Слайд 1)

За сотню лет быт крестьян практически не
изменился. Крестьянский двор представлял собой
избу, крытую соломой или дранкой. Изба топилась
по черному. (Слайд 2) Рядом с домом находился хлев
для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей
избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу
(кур, гусей, уток). (Слайд 3) Освещали избу лучиной,
которую вставляли в печные расщелины. Окна были
затянуты рыбьим пузырем или кусками
промасленного холста.

(Слайд 4) Обстановка крестьянской избы была
довольно скудной и состояла из простых столов и
лавок, закрепленных вдоль стен. Они служили не
только для сидения, но и для ночлега. Зимой
крестьянская семья спала на печи – это было
самое теплое место в доме.

(Слайд 5) Материалом для одежды служили
домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и
пойманных на охоте животных. Слайд 6 Обувью
служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне
носили обувь, сделанную из одного-двух кусков
кожи, а порой и сапоги.

(Слайд 7) В праздничные дни крестьянки одевали
одежду, которую хранили и часто передавали по
наследству. Расшитый сарафан, кокошник.

(Слайд 8) Посуда была деревянной и глиняной. Пища
готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели
в деревянных тарелках и деревянными ложками.

(Слайд 9)

4.

Сообщение учащегося “Питание различных
слоев населения в конце 18 века”

Питание основной части населения российской
империи оставалось традиционным. Для богатого и
среднего городского населения в 18 веке
привычными стали сосиски и сардельки, салаты,
колбасы, котлеты.

Был нарушен главный принцип допетровской
системы питания – раздельное питание, не
допускавшее смешивания продуктов при готовке
блюд. Если раньше тушки животных и птиц
зажаривались целиком на вертеле, то теперь мясо
жарили кусочками. Стали впервые использовать
плиты и сковороды.

Больше всего перемены в пище коснулись высшего
света. Здесь влияние западной кухни было
огромным. Фактически все популярные в Европе
рецепты различных блюд попробовали русские
вельможи. а некоторые повара, работавшие в
России, стали родоначальниками новых блюд.
Например, повар Оливье изобрел рецепт самого
известного сегодня салата, называемого на западе
его именем или просто “русским”. А традиционную
русскую пищу знать старалась употреблять лишь в
домашней обстановке.

Широкое распространение в 18 веке получили
званные обеды. Они обычно длились по 4 – 5 часов.
Еще до начала обеда пришедшим предлагалась водка
с легкой закуской – икрой, сырами, соленой рыбой.
Позже все приглашенные шли в обеденный зал. За
обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. Вначале – до
10 разных супов. За ними следовали закуски –
Куринные и фазаньи рулеты, фаршированные
кролики, пироги и маринады, соленая семга и
осетрина, грибы и ветчина. После этого выносили
горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты,
фаршированных поросят и козлят. К ним подавались
специальные соусы.. затем следовали новые
закуски – копченые языки, угри, раки, креветки,
устрицы. В завершение подавали сладкий десерт.
Завершался званный обед чаем и кофе, к которым
предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

А вот в питании простого народа мало, что
изменилось в течение века. По-прежнему основой
питания были зерновые культуры – рожь, пшеница,
овес, просо. Из ржаной муки пекли хлеб и пироги. Из
овса готовили кисели, пиво, квас. Много
употребляли в пищу овощей: капусту, морковь,
свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам в
небольших количествах готовили мясные блюда.
Использовали в пищу также лесные орехи, грибы,
ягоды.

Учитель

: (благодарит детей за выступления)

Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг.
Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время.
Слово напечатанное на листе вывешивается на
доску. Либо его выводят на экран в презентации).

Учитель: Чем же занимались в свободное
время разные слои населения. Давайте посмотрим,
чем занимались в часы досуга высшие слои
населения. Откройте учебник на странице 238 (автор
Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой
вопрос.

Учитель

: Беседа с классом:

  • Как же проводили досуг простые люди?
  • Много ли у них было свободного времени?
  • Почему?
  • Чем занимались в свободное время люди низших
    слоев населения?
  • Назовите праздники, которые отмечали люди в 18
    веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).

Учитель:

В январе отмечается Рождество
Христово. На Рождество в 18 веке молодежь
колядовала.

  • Скажите, что такое “колядки”? (Обрядовые песни).
  • Знаете ли вы какие-нибудь колядки?
  • Объясните смысл этого старинного обычая
    “колядок”?

(Если есть время, то можно включить записи
колядок).

Вопрос:

Сделайте вывод, как изменился быт
разных слоев населения в России в течение 18 века?
(Выводы учащихся)

Учитель:

Перемены в быте 18 века были
действительно огромны. Если посмотреть на Россию
начала и конца 18 века, то перед нами будет во
многом другая страна. Но все эти перемены
коснулись в основном высших слоев населения. Для
абсолютного большинства населения почти ничего
не изменилось.

Далее, если есть время то можно проверить детей,
как они усвоили материал. Для этого им раздаются
листы с тестом (всего 5 вопросов). Ребята должны
выполнить за короткое время. Либо данный тест
дать в презентации. Тогда возможна работа с
классом.

Приложение № 1. Тест.

Рефлексия

. Ребята, вы, наверное, знаете, что
простые люди стремились украсить свою
домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали
резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик
без красивого окна. У меня на доске – окно
(нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на
парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных
цветов. Если вам понравился урок и вы узнали
что-то интересное, новое, то к окну нужно
прикрепить желтую птичку. А если по какой-то
причине вы остались равнодушны, вам не
понравилось, то птичка может быть белой. (Ребята
прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).

Домашнее задание п 32.

Приложение

Тест

Тема “Быт и обычаи в конце XVIII века”

Выберите один вариант ответа.

1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный
дворец в Санкт-Петербурге?

а) Г. А. Потёмкина,

б) П. А. Зубова,

в) А. М. Дмитриева-Мамонова,

г) Г. Г. Орлова.

2. Жилища какой социальной группы подверглись
наибольшим изменениям в XVIII в.?

а) крестьян,

б) духовенства,

в) дворянства,

г) посадского населения.

3. Что представляла собой одежда большинства
населения России в XVIII в.?

а) западноевропейскую одежду,

б) традиционную русскую одежду,

в) смешение русского и западноевропейского
стилей в одежде.

4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

а) колядки,

б) кулачные бои,

в) званые обеды,

г) карнавалы,

д) игра в карты,

е) балы.

5. Какие изменения произошли в жилищном
строительстве в XVIII в.?

а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло
стекло,

б) появилась поуличная нумерация домов,

в) увеличилось количество этажей,

г) изменилась планировка жилого дома,

д) дома стали строиться только из камня.

Ключ:

  1. г
  2. в
  3. б
  4. в, г, д, е
  5. а, б, г

Следующий: