Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор


Цели:

1. О

владение содержанием темы “Анализаторы”.
Формирование у учащихся понимания связи между
структурой и функциями конструктов органов и
организма на примере зрительного анализатора.

2.

Формирование элементов
естественнонаучного мировоззрения учащихся
знаньевыми средствами основ анатомии и
физиологии, развитие коммуникативных умений
через формирование навыков работы в мини-группах
и умения анализировать свою деятельность

3.С

оциализация учащихся в учебной ситуации,
развитие чувства толерантности друг к другу и
самоуважения.

Педагогическая технологи

:
личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Орг. Момент:

(Ребята выполняют упражнения, чтобы
настроиться на работу. Активизируют мозг,
повышают его работоспособность.)

Маршировка с параллельными движениями рук и
ног (левой рукой по левому колену, правой рукой по
правому), с асимметричными хлопками (правой рукой
по левому колену, левой по правому); выполнение
правой и левой рукой различных движений (по
голове гладим, по животу стучим). Ещё одно
упражнение – чтение слов—названий цвета,
выполненных в другом цветовом решении (слово
“красный” синим, “жёлтый” красным и т.д.).

  1. Актуализация знаний:

Слайд 1. Девиз урока: “Для того чтобы
переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом” (Анатоль Франц)

Слайд 2. Ребята, посмотрите на экран. Сегодня там
нет никакой информации, а только белые пятна. Это
словно неизведанные острова в стране Анатомии. И
эти острова мы с вами начнем сегодня открывать.
Вам предстоит самим определить, название новой
темы, которую мы будем изучать в течение пяти
уроков.

На подносе у меня лежит набор предметов (лук,
долька мандарина, колючий ёж) Давайте исследуем
их. Для этого я приглашаю ко мне 1 человека.
(завязываем глаза и определяем что это такое). С
помощью чего вы это сделали? Учащиеся называют
органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. На
экране открываются “ белые пятна”. Звучит
красивая музыка (Чайковский “Вальс цветов”).
Назовите, с помощью чего мы слышим эту музыку.
Открывается еще одно “белое пятно”. Итак,
осталось еще одно неоткрытое пятно, для
определения которого мы проведем тест. Тест
на определение равновесия
. Встать так, чтобы
одна ступня касалась носком пятки другой ступни,
расположенной впереди. Ступни должны быть на
одной прямой — одна впереди, другая — сзади. Руки
складываются в замок, локти сближаются.
Некоторое время ученики должны постоять в таком
положении. Что с вами происходит? Ответ-потеря
равновесия. Открываю последний лист с названием
еще одного органа чувств.

Попробуйте, пожалуйста, сформулировать тему.
Учащиеся называют “Органы чувств человека”.

“В уме нет ничего, что сначала не прошло через
органы чувств” (Аристотель) Почему?

(головной мозг анализирует полученную
информацию от органов чувств)

Учитель сообщает: понятие “органы чувств” в
значительной степени условно. Для возникновения
чувства необходимы не только эти органы. Любой из
органов чувств представляет собой лишь отдел
анализатора. Итак, раздел наш называется “Органы
чувств. Анализаторы” Слайд 3.

Слайд 4.

  1. А сегодня мы постигнем тайну лишь одного
    острова, белого пятна. А какого, вы сейчас
    назовёте сами. Вам предлагается бегущая строка, о
    чём она? Запомните как можно больше выражений. (Ученикам
    предлагается работа с бегущей полилингвальной
    строкой. Учащиеся создают собственный список
    слов и выражений о зрении и глазах.
    Функциональный вклад данной части урока можно
    охарактеризовать как
    эмоционально-интеллектуальное погружение детей
    в тему.)

Слайд 5. Тема урока: Зрительный
анализатор.

Учащиеся открывают тетради и записывают тему
урока.

III.Постановка проблемы:

Вы убедились как много выражений, поговорок
связано с этим органом.

А почему? …… Глаз – это 90% информации об
окружающем нас мире.

Чтобы мы могли чувствовать себя “как рыба в
воде”, “как птица в воздухе”, мы должны беречь
свои глаза. Но сначала давайте побольше узнаем об
этом изобретении природы.



Сегодня на уроке нам будут помогать нам
знакомые науки – анатомия-? Физиология-? Гигиена-?
А так же физика-? “ Эти науки биологические- о
живой природе, а это наука о неживой природе. В
чём же взаимосвязь? Значит именно это нам
необходимо выяснить в течение 2-х уроков. (на
доске)

А какой вам мир вокруг нас больше нравиться?
Конечно, полный красок, красивый, яркий.
Наступила весна и скоро всё расцветёт. Вот и мы
сегодня, работая на уроке создадим красоту, пока
у себя на парте. У каждого на парте яркая, жёлтая
серединка. С помощью клея вы будете приклеивать
лепестки разного цвета в зависимости от того как
сделаете задания. А критерии оценивания у вас в
технологической карте. И в конце урока мы соберём
целый букет. Красный- всё понял, работал сам,
синий — понял, по помогал товарищ, зелёный- не
понял, не выполнил.

IV. Изучение нового материала:

А работать мы сегодня с вами будем в
лабораториях.

Работа по технологической карте. (У
правополушарных, левополушарных разного цвета.)

Анатомическая лаборатория.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Дома вам предлагалось выполнить опережающее
задание: зарисовать и подписать строение глаза.

Как вы усвоили материал, мы сейчас посмотрим.

1.Работа с разборной моделью, найти все части
глаза. (правополушарники)

2. Работа со схемой — строение глаза,
подтаскиванием обозначения.

(левополушарники). Один на учительском
компьютере.

3. Работа со схемой — строение глаза,
подтаскиванием обозначения.(есть лишние) Как
назвать лишние слова? Зачем они нужны человеку?

(равнополушарники) с. 198

Учитель: Говорят “Хранить как зеницу ока”

А что охраняет наше око? Более 180 лет назад Н.М.
Карамзин ввел в русский язык букву ё, и первое
слово, в котором он использовал ее, было “слёзы”.
В Саратове установлен памятник этой букве. Что
такое слезы?



Вспомогательная часть глаза-
………………………………….

Афиширование результатов. Учитель
корректирует, дополняет.

Самооценка.(лепесток)

Физминутка:

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Активизировали наши вспомогательные органы
глаза, потренировали мышцы глаз.

Физиологическая лаборатория.

“Глаз смотрит, а мозг видит”



1.Выполнить следующие опыты: (правополушарники)

1.Опыт с фонариком. Испытуемый закрывает
глаза руками, у наблюдателя фонарик. Испытуемый
резко убирает руки от глаз, наблюдатель светит
ему в глаза. Какие изменения можно заметить
внутри глаза?_________________

Информация учителя:

Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

2. Возьмите прозрачную плёнку с написанными
буквами. Расположите на расстоянии близком от
глаз, так, чтобы буквы хорошо были видны.
Настройте глаза на буквы, какими кажутся далёкие
предметы, видимые сквозь плёнку?_______________
Настройте глаза на далёкие предметы, видимые
через плёнку. Какими кажутся буквы?_______________.
Отчего это происходит?_______________ (работайте устно)
Если необходимо обратитесь к учебнику. с. 199

Информация учителя:

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Но мягкий, пластичный как ваша резинка
стирательная. Подержите долго в согнутом
состоянии, устали, так и ваши мышцы, которые
управляют хрусталиком, поэтому нужна разминка.
Физминутка:

Смотри сквозь.

Двигай бровями

2.Исправьте ошибки на схеме (работа на
компьютере, с помощью учебника): “Путь светового
луча по органам зрения” (левополушарники)

стекловидное тело зрачок хрусталик сетчатка
зрительный нерв слепое пятно кора больших
полушарий роговица

  1. 1) Исправьте ошибки на схеме (работа на
    компьютере): “Путь светового луча по органам
    зрения” (равнополушарники)

стекловидное тело зрачок хрусталик сетчатка
зрительный нерв слепое пятно кора больших
полушарий роговица

Работайте в тетради.

  1. На сетчатке находятся фоторецепторы:
    ____________,_____________.

Какая их роль?___________________

Информация учителя: слайд

“В темноте все кошки серы” Поясните.

Самооценка. (лепесток)

Физическая лаборатория.

Работа в мини- группе:

  1. Перед вами предметы, найдите одно лишнее и
    объясните, почему? (правополушарники)
    Микроскоп, лупа, стекло, фотоаппарат (стекло, так
    как нет линзы)
  2. Есть ли в глазе структура, которая выполняет
    роль линзы? (левополушарники)
    Какие структуры преломляют световые лучи?
    (выбирают на доске)
  3. сетчатка, роговица, сосудистая оболочка,
    хрусталик, стекловидное тело
    Что такое линза? (равнополушарники)

Зная определение из физики, скажите какое
должно быть изображение на сетчатке? (выберите на
доске)

Увеличенное, уменьшенное, мнимое,
действительное, перевёрнутое, прямое?

Информация учителя: Мы с вами выяснили, что
физические законы лежат в основе биологических
явлений.

Самооценка. (лепесток)

Но давайте обратимся к фотоаппарату. Зачем всё-
таки я его принесла?

* Сообщение о фотоаппарате.

Фотоаппарат – один из оптических приборов,
созданных руками человека.

Одной из основных частей фотоаппарата является
объектив, состоящий из нескольких линз. Внутри
камеры находится фотопленка.

При фотографировании объектив открывается при
помощи затвора, и лучи света от фотографируемого
предмета попадают на фотопленку. Под действием
света в ней происходит фотохимическая реакция,
получается скрытое изображение.

Учитель: Современная жизнь немыслима без
фотографий, но удивительный факт: фотоаппарат
создан по образу и подобию человеческого глаза –
гениального аппарата, созданного самой Природой.
Если знаешь их устройство, то можно найти много
общего.

Учитель: Задание: Сравнить глаз и фотоаппарат и
найти аналогичные части глаза. Работа в таблице,
в тетради. Проверка.

Подведение итогов: Можно ли сказать, что
фотоаппарат- это модель глаза. Условно, да. Ведь
глаз- это живой орган, способный воспринимать и
передавать информацию в мозг.

Части анализатора: Слайд.

Самооценка. (лепесток)

V. Рефлексия.

Поставьте на доску свои цветы. Посмотрите,
какой прекрасный, яркий, весёлый получился наш
букет. Пусть мир для вас всегда будет таким
красивым и ярким. А для этого мы должны…… беречь
наши органы зрения. А об этом мы поговорим на
следующем уроке, а наука гигиена нам поможет.

VI. Домашнее задание.

См. приложение 1.

См. приложение 2.

См. приложение 3 вариант 1, вариант 2.




Следующий: