Урок биологии в 8-м классе. Тема: Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни

Цель занятия:

познакомить учащихся с
представителями класса пресмыкающиеся.

Задачи занятия:

Образовательные: раскрыть
особенности внешнего и внутреннего
строения представителей класса
пресмыкающиеся; познакомить с основными
представителями отрядов чешуйчатые,
клювоголовые.

Развивающие: развитие умения учащихся
самостоятельно работать с рисунками,
текстом учебника; развитие монологической
речи учащихся, формирование умения
учащихся самостоятельно работать с
тестовым материалом.

Воспитывающие: знакомство учащихся со
значением пресмыкающихся в природе и жизни
человека; развитие бережного,
природоохранного отношения к данным
представителям.

Оборудование урока:

  • Влажный препарат: «Гадюка», «Развитие
    ужа».
  • Динамическая модель: «Череп змеи».
  • Скелет змеи.
  • ПК, презентация
    к уроку.
  • CD «Уроки биологии» Кирилла и Мефодия 8
    класс, 2002 г.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Активизация познавательной
деятельности учащихся:

Рассказ учителя с элементами фронтальной
беседы:

раньше зоологи не видели
существенных различий между этими
животными и земноводными, относили их к
одной группе, объединяя под разным
названием. Чаще всего они фигурировали под
названием «гадов». Были попытки даже
разделить «гадов» на 2 отдельных класса.

  • Используя слайд презентации, назовите
    эти классы? (голокожные и твердокожные).
  • Как Карл Линней характеризовал класс «гадов»?
  • Что значит кровь холодная? Дыхание
    лёгочное?

Работа с иллюстративным слайдом.

  • Все ли изображённые животные относятся
    к земноводным?
  • Остальные представители изображённые
    на слайде – это пресмыкающиеся.

Тема сегодняшнего занятия: «Класс
пресмыкающиеся. Биологические и
экологические особенности, среда обитания,
образ жизни».

Какие задачи мы поставим перед собой на
сегодняшний урок?

III. Изучение новой темы.

1. Общая характеристика класса.

Рассказ учителя с элементами поисковой
беседы:

класс пресмыкающиеся в настоящее
время насчитывает более 6 000 видов.

  • За что пресмыкающиеся получили своё
    название?
  • Используя учебник на стр. 122 дайте второе
    название этого класса.
  • В какой среде обитания можно встретить
    представителей данного класса?
  • Какие особенности внешнего строения
    позволили данным животным выйти на сушу?

2. Вымершие представители класса
пресмыкающиеся – динозавры.

Самостоятельная работа учащихся с рис.

105
на стр.123 учебника.

  • Рассмотрите рисунок. Назовите
    представителей изображённых на данном
    рисунке.
  • Что вам известно о данных животных?
  • Почему животных изображённых на рисунке
    называли «ужасные ящеры»?
  • Чем могли питаться изображённые на
    рисунке животные?
  • Как вы считаете, почему вымерли данные
    представители?

Сообщения учащегося о причинах вымирания
динозавров.

3. Классификация представителей класса
пресмыкающиеся.

Самостоятельная работа учащихся со
схемой.

  • Внимательно рассмотрите предложенную
    схему. Ответьте на вопросы:
  • Сколько отрядов включает в себя класс
    пресмыкающиеся?
  • Какой из приведённых в схеме отрядов
    включает в себя подотряды?
  • Назовите самый малочисленный отряд
    класса пресмыкающиеся.
  • Сколько видов животных включает в себя
    класс пресмыкающиеся?

4. Отряд чешуйчатые. Особенности строения,
образ жизни.

Самостоятельная работа с рис.106 на стр.124.

Как вы считаете, о каком животном идёт
речь:

  1. Самая крупная ящерица? (варан).
  2. Ящерицы с причудливым гребнем и «шлемом»
    на голове, могут бегать по воде
    тропических рек Панамы и Коста-Рики? (игуаны).
  3. Глаза у этого животного вращаются
    независимо друг от друга: один может
    смотреть вперёд, другой назад и вниз.
    Местные жители шутят: одним глазом он
    смотрит в прошлое, а другим в будущее. Кто
    это? (хамелеон).
  4. Это представитель имеет 5-6 длинных рёбер,
    способных широко раздвигаться в стороны
    и растягивать собранную в складки
    эластичную кожу на боках. Назовите его? (летучий
    дракон).
  5. Это пресмыкающееся называют «Ящерица -
    кактус» (молох).
  6. его называют «Змея с ногами». Кто это? (сцинк).

а).Подотряд ящерицы

Сообщения учащегося о ящерицах: образ
жизни, поведение.

Рассказ учителя о безногих ящерицах,
варанах.

Демонстрация видефрагментов:
комодский варан, ящурка, круглоголовка.

Ящера варана в Индии иногда используют в
качестве «живого альпинистского крючка»
как? (крупную до 2 м. рептилию обвязывают
верёвкой и пускают по стене, через которую
нужно перебраться. Варан влезет наверх и
держится до тех пор, пока по верёвке не
заберётся человек).

Фронтальная беседа по вопросам:

  • В каком направлении сжато тело у
    ящериц?
  • Чем защищены их глаза?
  • Какую функцию выполняет раздвоенный
    кончик языка?
  • Назовите самую крупную ящерицу?
  • Существуют ли безногие ящерицы?

б). Подотряд змеи

Сообщения учащегося об особенностях
строения, образе жизни.

Рассказ учителя о значении змей.

Демонстрация видефрагментов:
среднеазиатская кобра, обыкновенная гадюка.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальная беседа:

  1. Может ли змея проглотить добычу крупнее
    своей головы? Почему?
  2. Что такое выползок? (кожа змеи после
    линьки).
  3. Какие змеи насиживают яйца? (питоны).
  4. Какие функции выполняет раздвоенный на
    конце язык у змей?
  5. Желтопузики спят с закрытыми глазами, а
    ужи и гадюки с открытыми. Как это можно
    объяснить?
  6. Как отличить ужа от гадюки?
  7. Часто можно услышать утверждение: «Змеи
    и ужи — …». Есть ли здесь зоологическая
    ошибка? Если есть, то какая?

Индивидуальное тестирование:

Распределите перечисленные отряды по
соответствующим классам:

А: земноводные

Б: пресмыкающиеся

Отряды:

  1. чешуйчатые
  2. черепахи
  3. хвостатые
  4. безногие
  5. крокодилы
  6. клювоголовые
  7. бесхвостые

Ответы: А: 3, 4, 7; Б: 1, 2, 5, 6.

Решите, верно ли суждение. Запишите номера
правильных ответов в тетрадь.

  1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой
    чешуей или роговыми пластинками.
  2. Все пресмыкающиеся за исключением змей,
    - четвероногие животные.
  3. К пресмыкающимся относятся различные
    виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
  4. Ящерицы и змеи постоянно высовывают
    язык, выполняющий у них функцию жала.
  5. Самое древнее животное среди
    современных пресмыкающихся – гаттерия.

Ответы: 1, 3, 5

V. Д/з.

Прочитайте § 25. Ответьте на ? № 1,2,5.

Подготовить сообщения о представителях
отряда черепахи, крокодилы.

Сравните особенности строения
пресмыкающихся разных отрядов, заполнив
таблицу.

Признаки

Чешуйчатые

Черепахи

Крокодилы

Среда обитания

Покровы

Тип конечностей

Способ питания

Строение сердца

Места размножения

Значение

Литература:

  1. Зарудняя Т.В. «Занимательные материалы
    по биологии». Волгоград: Корифей, 2006.
  2. Коляда М.Г. «Тайны животного мира.
    Удивительные факты». Донецк: Бао, 2006.
  3. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. «Рабочая
    тетрадь. Биология. Животные. 7 класс.» М.:
    Дрофа, 2007.
  4. Нестеров В.В. «Зоовикторина». Санкт-Петербург,
    1997.
  5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Поурочные
    разработки». М.: Вако, 2004.

Приложение

Следующий: