Урок биологии в 8-м классе по теме: Рациональное питание — залог здоровья

Тема урока: «Рациональное питание –
залог здоровья».

Цель: на основе имеющихся знаний об
обмене веществ, строении и функциях системы
органов пищеварения, используя компьютерные
технологии, способствовать формированию
представления о гигиенических условиях
здорового питания и его режиме, о принципах
рационального питания, помочь научиться их
обосновывать.

Задачи:

  • овладение доступными методами изучения
    человека;
  • формирование на базе усвоенных знаний и умений
    убеждения в необходимости соблюдения правил и
    принципов рационального питания;
  • гигиеническое воспитание;
  • формирование здорового образа жизни,
    способствующего сохранению физического и
    нравственного здоровья человека;
  • установление гармоничных отношений с самим
    собой.

Форма деятельности:
коллективно-групповая.

Оборудование: мультимедийный
проектор, диск «Репетитор».

«Следовать за мыслями великого человека есть
наука самая занимательная».

(А.С. Пушкин).

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию новой
информации. Психологический настрой

– Сегодня замечательный весенний день, у нас
чудесное настроение и жизнь нам должна
улыбнуться!
Но давайте на мгновение представим, что за
окнами промозглое утро улиц Лондона. Полицейский
участок, кабинет комиссара полиции мистера
Бортоломью. Смотрите и слушайте.

2. Мини-спектакль (смотрите Приложение
1
).

– Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли
думал, что будет играться на уроке. Но именно в
этой истории ответ на мой вопрос:
– О чём мы с вами будем говорить?
– Почему комиссару удается всегда так хорошо
выглядеть? В чем секрет?
Обозначим тему урока и запишем в тетрадях.
По выражению Шопенгаузена, я думаю, вы с ним
согласитесь: «Здоровье до того превышает все
остальные блага жизни, что поистине здоровый
нищий счастливее больного короля».
Как
известно, многие болезни – всего лишь результат
неправильного питания и нарушения обмена
веществ. Ребята, вы согласны с этим?
– Что вы еще хотели бы узнать и чему научиться
на уроке?
В определении цели вам поможет инструкция № 1
(Приложение 3).
Запишите свою цель. В достижении цели нам поможет
авторитет великих писателей, мыслителей, учёных,
которым мы не можем не верить (Приложение
3
).
– Что означает термин «рациональное питание»? (Разумно
обоснованное, практически полезное).

Физминутка: и.п. – сидя на стуле, на
счет 1-2 плавно наклонить голову назад, на счет 3-4
плавно наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Повторить в медленном темпе 4 -5 раз. (На улучшение
мозгового кровообращения).

3. Усвоение новой информации

Рациональное питание (Р.П.) является важнейшим
элементом здорового образа жизни (З.О.Ж.). А,
как известно, здоровье человека на 50% зависит от
образа жизни. Р.П. обеспечивает высокую
работоспособность и жизненную активность,
способствует профилактике заболеваний, повышает
устойчивость организма к неблагоприятным
воздействиям окружающей среды. Это одно из
главных условий сохранения отличного здоровья и
хорошего самочувствия.
– Так какие же правила питания помогут сделать
его рациональным?
– Что вы знаете об этом? (Учащиеся делятся
имеющимися знаниями).

4. Работа с электронным учебником
«Восемь шагов к хорошему самочувствию и
отличному здоровью», показ слайдов.
ЗАДАНИЕ: внимательно слушать, формулировать
правила и записывать с кратким обоснованием.
Форма произвольная: таблица, тезисы.
Заслушиваются сообщения о правилах питания от
каждой группы, обсуждаются и дополняются.



Физкультурная пауза

Исходное положение: сидим прямо, ноги согнуты в
коленях под прямым углом, руки на поясе. На счет
раз-два плавно наклоняем голову назад, прогибаем
спину в грудном отделе, локти отводим назад. На
счет три-четыре наклоняем голову вперед в
грудном отделе, локти отводим вперед. Повторяем
5-6 раз (для снятия утомления с мышц спины, шеи,
плечевого пояса).

5. Импровизированная игра «Заседание
школьной думы»

Существуют разные системы питания. С их
сущностью вас познакомят представители фракций:
«Яблоко» представляет вегетарианство; «Аграрии»
– сыроедение;
«ЛДПР» – раздельное питание; «Согласие», (Приложение 2).
В прениях участвуют по одному представителю от
каждой фракции.

ЗАДАНИЕ: разработать «Кодекс (совокупность
правил, убеждений, принципов) Р.П. школьника».

Учитель: Мы выслушали все выступления
и, взяв из каждого рациональное зерно, я
предлагаю вашему вниманию Проект рационального
питания школьника:

1. Есть регулярно, а лучше 4 – 5 раз в день. Если
следовать этим рекомендациям, чувство голода не
возникнет и, садясь за стол, вы вполне
удовлетворитесь небольшой порцией.
2. Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять
солеными и перчеными блюдами.
3. Пища должна быть разнообразной. Обязательно
включать в рацион фрукты,
молоко, кисломолочные продукты, рыбу,
растительное масло, салаты из овощей. Эти
продукты содержат вещества, необходимые
растущему организму. Меньше следует употреблять
мучного и сладкого.
4. Питание должно быть сбалансированным и
энергетически оправданным.

Основные принципы рационального питания
следующие:

  • регулярность;
  • умеренность;
  • полноценность;
  • сбалансированность;
  • разнообразие;

Ребята записывают принципы в тетрадь.
Выносим на обсуждение. В ходе обсуждения Проекта
можно вносить поправки, т. е. что-то добавить,
исправить, возразить.
(Принятие Проекта с поправками).

Учитель: Надеюсь, ребята, что,
разработав Кодекс питания, вы будете
придерживаться этих нехитрых правил в жизни. Р.П.
требует соблюдения двух условий:
1 – достаточной физической нагрузки;
2 – благоприятной спокойной обстановки –
отсутствие нервных и стрессовых перегрузок,
раздражительности и грубости. Факты
подтверждают, что многие серьёзные заболевания,
в том числе сердечно – сосудистые, начинаются в
детстве.
Поэтому правила Р.П. должны войти в жизнь каждого
человека ещё в детском возрасте.

Один из известных диетологов сказал: «Одно
только поколение правильно питающихся людей
возродит человечество и сделает болезни столь
редким явлением, что на них будут смотреть как на
нечто необыкновенное».

6. Подведение итогов

Обратитесь к инструкции №2 (Приложение
3
) и соотнесите результаты вашей работы
с поставленными целями. Проанализируйте свою
деятельность и оцените.
Я согласна с вашими оценками, молодцы, все хорошо
работали, спасибо.

7. Домашнее задание

Предлагаю оформить Кодекс на листе и поместить
на кухне на видном месте для всех домашних.
Подумайте над словами А.С.Пушкина, что он имел в
виду, говоря следующее: «Желудок просвещённого
человека имеет лучшие качества доброго сердца:
чувствительность и благодарность».




Следующий: