Урок биологии в 8-м классе по теме: Класс Птицы

Форма урока: групповая,
индивидуальная работа.

Методические цели:

  1. применение знаний, умений, навыков в
    практической деятельности;
  2. актуализация опорных знаний;
  3. внедрение здоровьесберегающих технологий в
    урок.

Технология: игровая

Ход урока

1. Вход в урок (сообщение темы, целей урока,
мотивация на урок)

2. Разминка.

3. Первый гейм – “Теоретический”.

4. Валеологическая служба.

5. Второй гейм – “Знаете ли, вы, птичьи
портреты?”

6. Валеологическая служба.

7. Третий гейм – “Гонка за лидером”.

8. Валеологическая служба.

9. Четвертый гейм –“Практический”.

10. Индивидуальная работа. (тест)

11. Рефлексия.

Эпиграф урока. ”Каким скучным местом был бы
мир без птиц”.

Цели и задачи урока: повторить и
систематизировать знания учащихся о строении,
классификации и жизнедеятельности птиц, как
птицы влияют на здоровье человека;
усовершенствовать умения распознавать
изученных птиц по признакам; проверить умения
работать в группах.

Оборудование:

  • запись “Голоса птиц”.
  • альбом “Птицы”.
  • таблица “Класс Птицы”.
  • набор открыток, перьев.

Валеологизация процесса:

  • начало урока (эмоциональный настрой).
  • физминутка.
  • работа валеологической службы.
  • разноуровневое обучение.

(Включена запись с голосами птиц)

Учитель. О природе можно узнать из книг,
картин, наконец из рассказов очевидцев. Но можно
пойти дальше, попытаться самому постичь тайну и
красоту природы.

И сегодня на уроке вы должны показать свои
знания о птицах, как части родной природы.

На уроке будет две команды, они разделены по
уровню трудности вопросов.

Работает валеологическая служба. Служба,
которая подскажет, как уберечь себя от инфекции.
А также жюри, они должны выяснить, какая команда
правильно ответит на большее число вопросов, и
выделит, наиболее активных ребят на уроке.

Хотелось бы пожелать обеим командам победы.

Итак, начинаем. Разминка (знаешь ли ты отряды
птиц). По очереди каждой команде будут предложены
названия птиц, они должны назвать отряд:

1. глухарь — лесные куриные,

2. ворона — воробьинообразные,

3. дятел – дятлы,

4. страус – страусообразные,

5. гусь – гусеобразные,

6. тетерев – лесные куриные,

7. сорока – воробьинообразные,

8. лебедь – гусеобразные,

9. филин – совы,

10. клест – воробьинообразные,

11. утка – гусеобразные,

12. фазан – куриные.

Разминка прошла, повторили классификацию птиц
по отрядам. Прошу внимание! Сейчас вам прочтут
стихотворение Валентина Берестова из цикла
“Времена года”, а, вы, должны определить к какому
вопросу нашей темы мы переходим

Ученик.

Дикий голубь.

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным,
Не поймешь хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыка и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвётся голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручён!)
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облечён.
Лучшая одежда — это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли.
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радожною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд…

Учитель. Так поэт отметил особенности не
только этой удивительной птицы, но и многих
летающих птиц. А как, вы, знаете особенности
строения птиц? Переходим к теоретическому
гейму
, в ходе которого повторим особенности
строения птиц, связанных с полётом. Первой
команде “Особенности внешнего строения”,
второй – “Особенности строения скелета”. Одна
минута на подготовку. Отвечающего выбирает
команда. Жюри подводит итоги разминки и
теоретического гейма. Все мы знаем, что тело птиц
покрыто перьями. А какие тайны, связаны с этим
покровом? Об этом расскажет валеологическая
служба.

Валеологическая служба. У птиц в перьевом
покрове и на теле есть паразиты, являющиеся
переносчиками инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни (орнитозы) характеризуются
наличием специфического живого возбудителя,
способностью к передаче от источника инфекции
здоровым животным, даже людям. При остром
орнитозе возможны: воспаление конъюктивы, катар
носа, насморк и даже воспаление бронхов. Поэтому
при уборке в помещении, где содержат птиц (кур,
голубей), нужно пользоваться сложенной в три –
четыре слоя повязкой из марли.

Учитель. Спасибо службе. А теперь выясним,
знаете ли вы портреты птиц.

Второй гейм “Птичьи портреты”.

1 команде. Этой птице поэты посвящают свой
стихи, народ песни…Любо смотреть, как она гордо
рассекает широкой грудью водную гладь,
величаво неся изящную голову… (лебедь).

2 команде. Это крупная птица, весом 3 кг,
размах крыльев 2 м… Лицо – плоский диск, половину
которого занимают выразительные глаза… Она без
труда поворачивает голову на 270 вокруг
вертикальной оси… (филин).

1 команде. Эта птица встречается только в
тропических лесах…Вес яйца лишь 2 мг…

Опыляет цветковые растения. (колибри).

2 команде. У неё длинная шея, отнесённые
назад короткие ноги …Широкие крылья помогают
прекрасно нырять…Недаром в древности, приручив
эту птицу, люди сделали этого пернатого рыболова
своим помощником (баклан).

1 команде. Это самая крупная птица, весом до
90 кг…Нелетающая с мощными ногами (африканский
страус).

2 команде. Облик этой птицы очень
разнообразен. Небольшое туловище держится на
высоких ногах – ходулях, что дает возможность её
считать самой длинной птицей в мире.

Живет по берегам Каспия, некоторых озерах
Казахстана… Это чудо – нераспустившийся
розовый бутон (фламинго).

1 команде. Малоподвижная маленькая птица по
земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и
купается…Своим ярким оперением на фоне белого
снега очень украшает зимой сады и парки…Эта
птица – первый вестник зимы…Название получила
от слова “снег”(снегирь).

2 команде. Перелетная птица, только на юге
ведет оседлый образ жизни…Вместе с грачами они
ходят по полям, собирают из земли насекомых, их
личинки, червей…Охотно занимают искусственные
гнездовья – скворечники (скворцы).

У скворцов тоже есть свои тайны. А какие? Слово
валеологической службе.

Валеологическая служба.

Весной
прилетевшие скворцы принимаются за чистку
гнездовий, старательно удаляют из птичьих домов
мусор. И строят новые гнёзда. В новое гнездо
приносят душистую полынь, мяту и другие сильно
пахучие растения. В этих растениях много
активных химических веществ, называемых
фитонцидами. Зачем скворцы приносят в заново
построенные гнёзда эти растения?(Часто скворцов
изнуряют наружные паразиты: пухоеды, клещики. А
фитонциды уничтожают их).

Учитель. Прежде, чем начать следующий гейм,
хочу напомнить известную поговорку

“Цыплят по осени считают” и пожелать командам
быть собранными, внимательными.

Третий гейм –“Гонка за лидером”.

(Каждой команде по очереди задают 15 вопросов,
кто ответит правильно на большее число вопросов).

1 команде. (менее сложные вопросы)

1. Какие птицы ночуют в снегу? (тетерев, глухарь).

2. Что внутри птичьих костей ?(воздух).

3. Скольки камерное сердце у птиц? (четырёх).

4. Птенцы какой птицы не знают своей матери?
(кукушки).

5. Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда?
(нет).

6. Птица – символ мира и чистоты? (голубь).

7. Какие птицы не летают? (пингвины, страусы).

8. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да).

9. Чем питаются аисты? (рыбой, лягушками).

10. Какие птицы белеют на зиму? (куропатки).

11. Что птицам страшнее зимой – холод или голод?
(голод).

12. Какая птица выводит птенцов в феврале?
(клёст).

13. Самая крупная птица в России (дрофа).

14. Названия каких птиц связаны с цветом?
(зеленый, пёстрый, чёрный дятел, фламинго).

2 команде. (более сложные вопросы).

1. Какие птичьи тайны открывает листопад?
(гнёзда).

2. Почему весной скворцы, галки садятся на
лошадей, коров, овец? (выщипывают из животных
шерсть для постройки гнезда).

3. Что делают маленькие птички, когда видят сову?
(собираются в стаи и поднимают крик

4. Что восполняют птицам отсутствие зубов?
(камушки, стёклышки в желудке).

5. Какие птицы не садятся на деревья, землю, хотя
и летают? (ласточки, стрижи).

6. Южноамериканский страус (нанду).

7. Какая птица называется фамилией великого
русского писателя? (гоголь).

8. Крупная хищная американская птица (кондор).

9. Когда температура тела воробья ниже зимой или
летом? (одинаковая).

10. У какой птицы в кладке больше всех яиц –18?
(страус эму)

11. Шкурки какой птицы используют народы
Крайнего Севера? (гагары).

12. Вид журавля, который гнездится в Восточной
Якутии (белый журавль, стерх).

13. Какая певчая птица в поисках корма может
нырять и бегать под водой? (оляпка).

14. Яйца и мясо каких птиц используют при лечении
многих заболеваний? (куриных).

Но нужно быть очень осторожным, когда
употребляем диетическое мясо и яйца. Внимание!
Вопросы: Что такое сальмонелёз? Чем он опасен?

Валеологическая служба. Сальмонелёз – это
инфекционное заболевание, вызываемое группой
сальмонелл. Чаще протекает с преимущественным
поражением органов пищеварения. Источник
инфекции – домашние птицы, особенно – утки.
Сальмонеллы у них обнаруживаются не только в
мясе, но и в яйцах. Показывают плакат:

НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ СЫРОЕ И НЕПРОЖАРЕННОЕ МЯСО!

Физминутка.

(Все встают из-за столов и делают
упражнение для снятия напряжения мышц).

Учитель. Парадоксально, но порой мы знаем о
жизни пингвинов, страусов больше, чем о птицах,
живущих возле нас. И поэтому проводим следующий
гейм.

Практический гейм. Каждой команде выдается
карточка-задание “Определить вид птицы”

1 команде.

(На столе набор открыток, перьев).

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Все равно ты будешь мой.

Вопросы:

1. Основная пища дятла. Особенности
пищеварительной системы.

2. Строение контурного пера.

2 команде.

Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.

Вопросы:

1. Особенности дыхательной системы птиц.

2. Строение яйца.

(Отвечает любой из команды по желанию)

Жюри подводит итоги.

Учитель. Итак, мы выяснили в ходе урока, что
птицы не только источник белкового и жирового
питания, но и объект эстетического наслаждения,
общение с которыми доставляет огромную радость и
дарит нам здоровье. И подтверждение этому слова,
ставшие эпиграфом урока: “Каким скучным был бы
мир без птиц”. Но каждый должен знать что птицы
могут быть возбудителями и переносчиками
некоторых инфекций.

В конце урока проводится индивидуальная работа
(тест).

Тест

1. Из перечисленных птиц копчиковой железы нет
у:

а) голубя

б) страуса

в) гуся

2. Нижняя часть пера, погруженная в кожу,
называется:

а) опахало

б) ствол

в) очин.

3. Максимального размера у птиц достигают мышцы:

а) спины

б) груди

в) подключичные мышцы

4. Позвоночник птиц имеет:

а) четыре отдела

б) пять отделов

в) шесть отделов

5, Объем грудной клетки у птиц может изменяться
за счет:

а) подвижного соединения ребер.

б) взмаха крыльев

в) подвижного соединения киля с грудиной

6. Сколько пальцев сохранилось у птиц в процессе
эволюции:

а) 3

б) 4

в) 5

7. Цевка — это часть:

а) верхних конечностей

б) нижних конечностей

в) грудной клетки

8. Зоб — это орган:

а) хранения и полного переваривания пищи

б) хранение и частичного переваривания пищи

9. У какой птицы максимально развит мускульный
желудок:

а) у тетерева

б) у орла

в) у дятла

10. В воздушных мешках птиц:

а) происходит газообмен

б) не происходит газообмена

11. Аорта птиц несет:

а) смешанную кровь

б) артериальную кровь

в) венозную кровь

12. Большой круг кровообращения заканчивается в:

а) левом предсердии

б) правом предсердии

в) левом желудочке

г) правом желудочке

13. Яйца птиц при своем развитии:

а) поглощают воду из тела матери

б) поглощают воду из внешней среды

в) поглощают воду из содержимого яйца


Следующий: