Урок биологии в 8-м классе по теме: Дыхание

Цели урока:

  • разобрать с учащимися значение процесса
    дыхания в жизнедеятельности человека;
  • раскрыть особенности строения органов дыхания
    в связи с выполняемыми функциями;
  • продолжить развитие логического мышления
    учащихся;
  • продолжить воспитание навыков здорового
    образа жизни.

Оборудование урока:

  • таблица “Органы дыхания”,
  • набор терминов (на плакатах),
  • раздаточный материал (рисунок “Органы
    дыхания”,
  • карточки к составлению таблицы “Строение и
    функции органов дыхания”,
  • карточка с перечнем процессов для
    распределения в существующей
    последовательности,
  • таблица к лабораторной работе “Гигиеническая
    оценка микроклимата помещения”)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов урока

I. Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос.
Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3
мин обсуждаем впечатления детей о своих
ощущениях.

Беседа

1. Как вы себя чувствуете?

(Возможные варианты ответов: недостаточно
воздуха, кружится голова, слабость, сухость во
рту, потемнение в глазах)

2. Почему вы почувствовали головокружение,
слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в
крови, увеличилось содержание углекислого газа в
крови.

3. Сколько времени мы можем не дышать?

Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом,
продолжительность пребывания нерпы под водой.

4. Зачем же мы дышим?

Для обеспечения газообмена: кислород поступает
в организм, углекислый газ удаляется из
организма.

5. А как мы дышим? Делаем вдох и анализируем наши
ощущения.

Обсуждение. Воздух всасывается через нос и
движется внутрь организма, затем выталкивается
из организма во время выдоха.

II. Постановка целей и задач урока. Сегодня
на уроке мы:

  • познакомимся с системой органов дыхания,
  • выясним значение процесса дыхания в
    жизнедеятельности человека,
  • раскроем особенности строения органов дыхания
    в связи с выполняемыми функциями,
  • рассмотрим влияние дыхания на наше здоровье.

Записываем дату и тему урока “Дыхание”

III. Изучение нового материала

Все живые организмы дышат. При дыхании
осуществляется газообмен: в организм поступает
кислород, а из организма выделяется углекислый
газ. Кислород необходим для расщепления сложных
органических веществ на более простые.
Выделяемая при этом энергия используется
организмом для осуществления процессов
жизнедеятельности. Одноклеточные организмы,
кишечнополостные, многие черви дышат всей
поверхностью тела. Различают несколько типов
дыхания: кожное, трахейное, жаберное и легочное.

У человека – легочное дыхание.

1. Рассматриваем термины, которые будут
использоваться на уроке.

Вывешиваются таблички с терминами, и
разбирается их значение.

  • Дыхание – газообмен между внешней
    средой и организмом.
  • Орган – это часть тела, имеющая
    определенную форму и строение, занимающая в
    организме определенное место и выполняющая
    определенную функцию.
  • Система органов — группа анатомически
    связанных между собой органов, имеющих общее
    происхождение, единый план строения и
    выполняющих общую функцию.
  • Дыхательная система обеспечивает
    поступление в организм кислорода и выделение
    углекислого газа, паров воды.

Мнения, высказанные ребятами подтверждаются
текстом учебника “Человек. 8 класс” (Н. И. Сонина,
М. Р. Сапина)

2. Разбираем строение дыхательной системы.

Учебник страницы 138 — 139, таблица “Органы
дыхания” на доске, раздаточный материал –
карточки с рисунком строения системы органов
дыхания.

< Рисунок №1> “Органы дыхания”

Записываем в тетрадь обозначенные цифрами
органы, выделяя органы дыхания:

  1. носовая полость
  2. гортань
  3. язык
  4. ротовая полость
  5. гортань
  6. пищевод
  7. трахея
  8. бронхи
  9. альвеолы
  10. легкие
  11. легкие

Вопрос для учащихся: Какие органы не
относятся к органам дыхания?

Ответы учащихся: К пищеварительной
системе относятся ротовая полость, язык, пищевод.
Но при дыхании ртом мы задействуем ротовую
полость.

3. Каждый орган системы выполняет определенную
функцию. Давайте выясним, какую функцию
выполняет каждый из перечисленных органов.

Задание для учащихся: Из набора
карточек составляем таблицу “Строение и функции
органов дыхания”, (работа в парах), используется
при необходимости учебник “Человек. 8 класс” (Н.
И. Сонина, М. Р. Сапина). Дан набор из 15 карточек,
нужно расположить их в логически группы.

Анализируем собранные таблицы.

Таблица №1 “Строение и функции
органов дыхания”

Название органа Функции органа Взаимосвязь строения и функции органа
Носовые полости Насыщение вдыхаемого воздуха входящими
парами и его очищение
Слизистая оболочка внутренней стенки
содержит многочисленные клетки ресничного
эпителия. Здесь

происходит насыщение
вдыхаемого воздуха водяными парами и его
очищение от пыли.

Гортань Осуществление обмена газов между
вдыхаемым воздухом и кровью.
Клетки реснитчатого эпителия очищают
вдыхаемый воздух; происходит насыщение его
водяными парами.

Выделяющаяся слизь с
частицами пыли и микроорганизмами движется в
глотку.

Трахея Проведение воздуха в трахею, участие в
производстве звуков человеческой речи,
предохранение дыхательных путей от
проникновения туда вредных для организма
веществ
Стенки полости выстланы слизистой
оболочкой, содержащей многочисленные клетки
ресничного эпителия. Функция слизистой оболочки
– увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать
пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит
вещества, убивающие микробов или препятствующие
их размножению. Чувствительные клетки
обеспечивают защитную функцию. Под слизистой
оболочкой

ветвятся многочисленные кровеносные
сосуды. Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до
температуры тела.



Бронхи Очистка выдыхаемого воздуха от пыли,
увлажняют его, согревают до температуры тела и
обезвреживают оказавшихся микробов
Пузырьки снаружи оплетены густой сетью
капилляров и так тесно прилегают друг к другу,
что капилляры оказываются зажатыми между ними.
Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки,
что расстояние между воздухом и кровью очень
малы. Это создает отличные условия для
проникновения газов сквозь стенки капилляров и
пузырьков
Легкие Насыщение вдыхаемого воздуха водяными
парами и его очищение
Легкое состоит из двух небольших
полостей, сообщающихся через узкую голосовую
щель . В щель между ними проходит весь выдыхаемый
воздух . Вдыхаемый воздух, с силой, прорываясь
через сомкнутые края голосовых связок, вызывает
вибрацию, порождающую возникновение звука.
Внутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена
рецепторами. При раздражении рецепторов
возникает усиленный выдох – кашель. Благодаря
этому полость очищается, что предотвращает
проникновение вредных веществ.

4. Расположите в правильной последовательности,
перечисленные ниже процессы:

(учащимся предлагается работа с раздаточным
материалом: карточка с перечнем процессов для
распределения в существующей
последовательности)

  • Поступление воздуха в легкие;
  • Удаление воздуха из легких;
  • Перенос кровью углекислого газа от ткани к
    легким;
  • Перенос кровью кислорода от легких к тканям;
  • Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в
    легких;
  • Поступление кислорода в тканевую жидкость;
  • Поступление кислорода в клетки тела;
  • Поступление углекислого газа из клеток в
    тканевую жидкость;
  • Окисление органических веществ с освобождением
    энергии;
  • Поступление углекислого газа в капилляры,
    расположенные в тканях.

Подчеркните названия процессов,
осуществляемых органами дыхания. Объясните,
почему дыхательная и кровеносная системы
связаны друг с другом.

Проверяем правильность расположения процессов

  1. Поступление воздуха в легкие;
  2. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в
    легких;
  3. Перенос кровью кислорода от легких к тканям
  4. Поступление кислорода в тканевую жидкость;
  5. Поступление кислорода в клетки тела;
  6. Окисление органических веществ с освобождением
    энергии
  7. Поступление углекислого газа из клеток в
    тканевую жидкость;
  8. Поступление углекислого газа в капилляры,
    расположенные в тканях
  9. Перенос кровью углекислого газа от ткани к
    легким;
  10. Удаление воздуха из легких;

Какие процессы вы, ребята, выделили?

Ответы учащихся: вдох, поступление кислорода в
кровь, транспорт кислорода кровью, газообмен в
клетке, поступление углекислого газа в кровь,
транспорт углекислого газа кровью, выдох.

Дыханием называется процесс газообмена между
организмом и окружающей средой. Важнейший
механизм газообмена у животных и человека –
диффузия. При диффузии молекулы перемещаются из
области более высокой концентрации в область
низкой концентрации за счет их собственной
кинетической энергии. Однако перемещаться путем
диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния
(до 1 мм). При переносе веществ на большие
расстояния в организме животных используются
различные системы вентиляции и транспорта газов.
Обмен газов в организме животных и человека
осуществляется за счет органов дыхания и
кровеносной системы.

IV. Домашнее задание.

Качество нашего дыхания зависит от состояния
воздуха, которым мы дышим и микроклимата
помещения.

Дома выполните лабораторную работу и заполните
таблицу “Гигиеническая оценка микроклимата
помещения”

Каждый учение получает раздаточный материал

Таблица №2 “Гигиеническая оценка
микроклимата помещения”


Признак Состояние
Температура воздуха
Влажность воздуха
Движение воздуха (Сквозняк)
Чистота воздуха
Наличие пыли
Наличие специфических запахов
Освещенность
Ориентация по сторонам света
Наличие растений
Комфортность рабочего места
Выводы:

V. Итог урока.

Что нового вы, ребята, сегодня узнали на уроке?

Возможные варианты ответов:

  • Сущность понятия “дыхание”
  • Роль кислорода в процессах обеспечения
    организма энергией
  • Строение органов дыхания во взаимосвязи с
    выполняемой функцией
  • Последовательность процессов дыхания



Следующий: