Урок биологии в 8-м классе: Оплодотворение. Беременность

ТЕМА РАЗДЕЛА: Размножение.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

формирование валеологического мышления и
самоорганизации учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  • видеофильм «Внутриутробное развитие
    человека»,
  • тексты для работы в группах,
  • фотографии зародышей, грудных детей,
  • музыка В.Моцарта «Реквием».
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение, актуализация ранее
    приобретённых знаний.

    Вопросы для повторения:

    - Назовите способы размножения (ответ на слайде
    №2)

    - Вспомните особенности размножения у
    позвоночных животных. В ходе беседы учащиеся
    заполняют таблицу (слайд №3).

    - Объясните термины, понятия (слайд №4).

    - Соотнесите правильный ответ с вопросом (слайд
    №5).

    - Какие особенности строения яйцеклетки,
    сперматозоида связаны с выполняемыми ими
    функциями (слайд № 6)

    - Назовите вторичные половые признаки у
    мальчиков, у девочек.

    - Где расположены женские половые железы
    (яичники)?

    - Где расположены мужские половые железы
    (семенники)?

    Вывод: для развития зародыша необходимы
    две особи: женская и мужская.

    III. Усвоение новых знаний и умений.

    Создание мотивации учения.

    Учитель:

    Рождение и развитие живых существ изумляло
    человека во все времена. Но нам дано
    непосредственно наблюдать судьбу человека лишь
    после рождения. А до рождения? Что происходит в
    этот период?

    Обучающиеся вместе с учителем формулируют тему
    занятия, определяют цель урока.

    ТЕМА УРОКА: «Оплодотворение.
    Беременность»

    Цели урока: углубить знания обучающихся об
    особенностях развития зародыша и плода, раскрыть
    сущность оплодотворения, познакомить с понятием
    «беременность», выяснить гигиенические
    требования к беременной женщине.

    Учитель:

    «Ab ovo» — это латинское выражение в буквальном
    переводе означает «от яйца» (римляне когда- то
    начинали трапезу с яиц), а в переносном смысле -
    начать с начала.

    - Как зарождается жизнь человека и животных, с
    чего начинается?

    Предполагаемый ответ обучающихся:

    Развитие любого многоклеточного животного
    начинается с оплодотворения яйцеклетки
    сперматозоидом (слайды №7,8) Но, перед тем, как
    стать способными к оплодотворению, сами половые
    клетки проходят длительный путь превращений.

    Работа в гомогенных группах.

    Каждая пара получает один из двух предложенных
    текстов, по которому составляет опорную схему
    для работы в группе, используя слайды №6,8.

    Текст 1.

    В зрелом организме каждый месяц в одном из
    яичников под влиянием гормона гипофиза
    созревает один фолликул с будущей яйцеклеткой. В
    ядре каждой яйцеклетки, так и в ядре
    сперматозоида, находятся хромосомы -
    материальные носители наследственных признаков
    родителей. Но в отличие от других клеток тела
    человека в ядре половых клеток не 46, я 23
    хромосомы.

    Зрелый фолликул начинает выпячиваться с
    поверхности яичника, его наружная стенка
    истончается, к концу второй недели пузырёк
    лопается, и яйцеклетка выходит из фолликула. Этот
    процесс называется овуляцией. Незрелая
    яйцеклетка попадает через бахромчатую воронку в
    маточную трубу, где завершается её созревание. В
    течение 7 дней яйцеклетка продвигается по
    маточной трубе к матке.

    Если оплодотворение яйцеклетки не произошло,
    слизистая матки отторгается, кусочки слизистой
    вместе с кровью вытекают во влагалище. Этот
    период — менструация — продолжается от 3 до 5
    дней. Затем слизистая матки восстанавливается.
    Менструальный цикл повторяется каждый месяц. За
    этот период происходит созревание фолликула,
    овуляция, образование и прекращение выделения
    гормона жёлтым телом.

    Текст 2.

    У мужчин образование и выделение гамет -
    процесс непрерывный, начинающийся с
    наступлением половой зрелости и продолжающийся
    в течение всей жизни. Сперматозоиды образуются в
    семенниках. Процесс образования мужской гаметы
    занимает примерно 780 дней; на 1г веса яичка
    образуется 107 сперматозоидов в сутки.

    Состав семенной жидкости мужчин очень сложный:
    кроме сперматозоидов в ней содержатся десятки
    компонентов: белковые соединения, углеводы, жиры,
    ферменты, витамины и др. Количество и состав
    семенной жидкости зависит от общего
    эмоционального и физического состояния мужчины,
    длительность полового воздержания, а также от
    питания.

    (После работы над текстом организуется обмен
    информацией в группе по 4 человека. Один из
    учащихся рассказывает тему по опорной схеме, а
    второй — дополняет рассказ).

    (Работа сопровождается слайдом № 6).

    Одна из схем:

    Учитель:

    После оплодотворения наступает период
    внутриутробного развития.

    Демонстрируется фрагмент видеофильма
    «Внутриутробное развитие человека».

    Беседа по вопросам; в ходе которой учащиеся
    выясняют следующее:

    Эмбриональный период начинается с образования
    зиготы и заканчивается рождением ребёнка.

    Первым этапом эмбрионального периода развития
    человека является дробление, в ходе которого
    формируется морула.

    На стадии морулы зародыш внедряется в
    слизистую стенку матки.

    Затем идёт формирование двухслойного зародыша,
    а завершается формированием 3 зародышевых
    листков — эктодермы, мезодермы, энтодермы.

    Ткани, органы, системы органов формируются на
    стадии органогенеза.

    Питание будущего ребёнка с 12 недели развития
    принимает плацента, которая становится главной
    структурой, обеспечивающей обмен веществами
    между матерью и плодом.

    С момента образования плаценты начинается
    плодный период внутриутробного развития.

    Состояние женщины от оплодотворения
    яйцеклетки до рождения называют беременностью.

    Учитель:

    Здоровье будущего ребёнка зависит от образа
    жизни его матери (слайд №14).

    Работа в группах (слайд № 10).

    Предполагаемые ответы:

    Первая группа:

    Почему в рацион питания беременной женщины
    необходимо включать творог, сметану, яйца?
    (содержание кальция)

    К каким последствиям могут привести простудные
    заболевания?

    Вторая группа:

    Внутриутробное развитие, двухслойный зародыш,
    эктодерма, мезодерма, энтодерма, фолликул,
    менструация.

    Третья группа:

    ПАВ пагубно влияют не только на организм
    будущей мамы, но и на плод. Возможно рождение
    детей с различной патологией: «волчья пасть»,
    «заячья губа».

    Валеолог. Один из учащихся заранее приготовил
    сообщение о пагубном влиянии никотина, на
    здоровье будущего ребёнка (Приложение 1).

    Учитель ( на фоне отрывка из произведения
    В.Моцарта «Реквием»):

    Всё, что нам свято и дорого, озарено именем
    матери! Земля — кормилица, Родина — мать! Сколько
    прекрасных стихотворений сложено во славу
    женщины, сколько великих дел освящено её именем.

    Материнство — священный долг женщины. Отрицать
    материнство — отрицать жизнь. Сколько радости,
    доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к
    своей маме. Но к вашим словам благодарности мамам
    не могут присоединиться дети, которые не
    родились.

    В руках у меня дневник неродившегося ребёнка.

    «

    Дневник нерождённого ребёнка.

    5 октября.

    Сегодня началась моя жизнь. Мои
    родители ещё этого не знают, но я уже есть. Я
    девочка. У меня будут светлые волосы и голубые
    глаза. Уже всё определено, даже то, что я буду
    любить цветы.

    19 октября.

    Некоторые говорят, что я ещё не
    настоящий человек, что только моя мама
    существует. Но я настоящий человек, так же, как
    маленькая крошка хлеба — всё же настоящий хлеб.
    Моя мама есть. И я есть.

    23 октября. Мой рот уже открывается. Только
    подумайте, где — то через год я буду смеяться, а
    потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом
    будет — МАМА.

    25 октября. Сегодня моё сердце начало биться
    само. С этих пор оно будет спокойно биться всю мою
    жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А
    через много лет оно устанет. Оно остановится, и я
    умру.

    2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день.
    Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне
    придётся ещё долго ждать, прежде чем эти
    маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла
    дотянуться до маминых рук, прежде чем эти
    маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать
    моего папу.

    11 ноября. На моих руках начинают
    формироваться крошечные пальчики. Смешно — какие
    они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.

    20 ноября. Только сегодня доктор сказал маме,
    что я живу здесь, под её сердцем, как она,
    наверное, счастлива! Ты счастлива, мама?

    23 ноября. Мои мама и папа, наверное, думают,
    как меня назвать. Но они даже не знают, что я
    маленькая девочка. Я хочу, чтобы меня назвали
    Катя. Я уже становлюсь такой большой.

    10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие,
    светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у
    мамы?

    13 декабря. Я уже немного могу видеть. Вокруг
    меня темно. Когда мама принесёт меня в мир, он
    буде полон солнечного света и цветов. Но чего я
    хочу больше всего — это узнать мою маму. Какая ты,
    мама?

    24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий
    стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир
    больными. Но моё сердце сильное и здоровое. Оно
    бьётся так ровно: тук — тук, тук — тук. У тебя
    будет здоровая маленькая дочка, мама!

    28 декабря. Сегодня моя мама убила меня!»

    (неизвестный автор).

    Аборты - это прерванная беременность,
    начиная с ранних её сроков вплоть до 28 недель.

    Врач Пиуль Роквелл из Нью — Йорка так описывает
    аборт 8-недельного зародыша: «Зародышу было 2
    месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в
    жидкости пузыря довольно быстро плавало
    микроскопическое существо мужского пола,
    зародыш был полностью сформирован. Кожа его была
    почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко
    различались артерии и вены. Младенец плавал со
    скоростью один круг в секунду, как настоящий
    пловец. Когда плацента разорвалась,
    микроскопический человек лишился жизни».

    Будем считать, что наш разговор достиг своей
    цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.

    IV. Контроль уровня овладения новым материалом.

    Кроссворд (слайды № 15-26).

    Контроль и оценка самоорганизации учащихся.

    V. Домашнее задание.

    Стр.182-185, задание «Проверь свои знания» стр186

    Презентаия, приложение,
    фильм.

    Следующий: