Урок биологии Опасные растения. 5-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие личности каждого ученика
через развитие потребности в познании природы.

Задачи.

  • Образовательные
  • – расширить знания учащихся
    о многообразии и значении растений,познакомить
    учащихся с ядовитыми растениями; научить
    распознавать признаки отравления; рассказать о
    мерах первой помощи при отравлениях.

  • Развивающие
  • – формирование ИКТ компетенции,
    развитие познавательной активности, умение
    анализировать, сопоставлять, выделять главное,
    обобщать, делать выбор, развитие монологической
    речи.

  • Воспитательные
  • – формирование положительной
    Я-концепции, активной жизненной позиции;
    воспитание бережного отношения к тем, кто рядом.

    Уникальные возможности компьютерной
    программы PowerPoint, позволили задействовать
    зрительные, слуховые анализаторы, вызвать
    чувства восторга, удивления, восхищения,
    сопереживания — дети видят многообразие живущих
    рядом, их неповторимость, приходят к мысли о
    значении каждого живого существа на планете, о
    необходимости знаний о тех, кто рядом. Учитывая
    возрастные, психологические особенности детей,
    изучение нового материала предлагается как
    проведение увлекательного путешествия с
    привлечением персонажей из мультфильмов, сказок,
    с использованием презентации.Сказочные
    персонажи, фотографии растений, загадки, легенды
    помогают учителю заинтересовать, установить
    контакт с детьми, включить их в работу, снять
    напряжение.

    Урок разработан к учебнику Сухова Т.С.,
    Строганов В.И. Природоведение: 5 класс. — М.:
    Вентана-Граф, 2008. §12. Вещества, образуемые
    растениями.

    План урока

    .

    I. Опрос.

    II. Изучение нового материала.

    III. Рефлексия.

    IV. Домашнее задание.

    Ход урока

    I. Опрос

    .

    Как называются изменения, происходящие в
    природе? (Явления)

    Какие виды явлений вы знаете? (Химические,
    физические, биологические, социальные)

    Чем химические явления отличаются от
    физических? (При химических явлениях образуются
    новые вещества)

    В результате чего в растениях образуются
    фитонциды, дубильные вещества, витамины? (В
    результате химических реакций, которые
    происходят в растениях)

    Проверка домашнего задания стр. 48:

    Объясни:

    1. Почему при гриппе рекомендуют закладывать в нос
      кусочки ваты, смоченные соком лука?
    2. С какой целью кашицу или настой из корней хрена
      применяют при обработке гнойных ран?
    3. Почему вдыхать фитонциды растёртой дольки
      чеснока полезно при гриппе или ангине?

    II. Изучение нового материала.

    Презентация

    Слайд 1. Задание для наблюдательных:
    Рассмотрите запись, найдите закономерность и
    попытайтесь определить тему урока.Можно
    работать индивидуально или в парах (время 1-2 мин.)

    Обсуждение (при чтении букву “в” надо
    пропустить). Тема урока: Опасные растения.

    Определение цели урока.

    Учитель:

    Растения в результате химических
    реакций создают разнообразные вещества, в том
    числе ядовитые, и поэтому становятся опасными
    для человека. Для знакомства с этими растениями
    мы отправимся в путешествие, и помогут нам в этом
    сказочные персонажи. Внимательно смотрите,
    названия растений записывайте в тетрадь.
    Обратите внимание на признаки отравления и
    постарайтесь запомнить меры первой помощи.

    Слайд 2

    . Появляется Баба Яга: “Здравствуйте!
    Сегодня, я расскажу вам интересную историю о
    Незнайке и его друзьях”

    Слайд 3

    . Посмотрели они свой любимый
    мультфильм “Приключения поросёнка Фунтика” и
    между ними состоялся разговор. Незнайка: “О,
    госпожа Белладонна”.

    Знайка:

    “А я знаю, что есть такое растение в
    лесу”.

    Винтик:

    “Может между ними есть что-то
    общее”.

    Шпунтик:

    “Давайте заглянем в комп.”.

    Слайд 4

    . Сели за компьютер и набрали
    “Белладонна… Ничего себе!”.

    Слайд 5

    . Красавка или Атропа Белладонна.

    Что обозначает название? “Красивая женщина” -
    много столетий назад сок белладонны закапывали в
    глаза для блеска, натирали щёки для румяности.

    Слайд 6

    . Белладонна. Её ядовитые свойства были
    известны давно. Из неё готовили мазь, которую
    использовали во время судов над ведьмами. При её
    втирании действующие вещества попадали в кровь,
    что вызывало галлюцинации, и жертвы под пыткой
    говорили всё, что от них требовали. Из красавки
    делали также яды и приворотные зелья.

    Слайд 7.

    Белладонна. Во всех частях растения
    содержатся яды! Для детей особенно опасны её
    блестящие иссиня- чёрные ягоды, которые ни в коем
    случае нельзя есть, потому что всего несколько
    ягод могут быть смертельной дозой для ребёнка.

    Слайд 8

    . Признаки отравления – сухость во рту,
    царапающая боль в горле с затруднённым
    глотанием, жажда, рвота, головокружение и
    головная боль. Очень характерный признак – резко
    расширенные зрачки, которые увеличиваются очень
    скоро после отравления красавкой. Потом
    появляются галлюцинации с приступами буйного
    помешательства, после чего через 3-15 часов
    наступает смерть

    Слайд 9

    . На слайде знак равенства между двумя
    картинками с изображением растения белладонны и
    госпожи Белладонны. Незнайка говорит: “Я понял,
    почему её назвали не госпожа Роза, а Белладонна, а
    вы?”.

    Дети высказывают своё мнение, происходит
    обсуждение.

    Слайд 10

    .

    И решили друзья:
    “Пойдём в поле,
    Пойдём в лес!
    Много там ещё чудес!
    Будем знать цветы, плоды
    Чтобы не было беды…

    Обратились к Яге:
    Бабка-Ёжка, костяная ножка,
    Всюду ты летаешь,
    Всё на свете знаешь!
    Расскажи и покажи ты растения разные,
    Для детей опасные… Пожалуйста!!!”.

    Слайд 11

    . Баба Яга отвечает:

    “Чтобы ягоду сорвать,
    Надо вам растенья знать!
    Отправляйтесь в путь скорей –
    Попрошу своих друзей
    С вами всюду побывать
    И что надо рассказать…”.

    Слайд 12

    . Белена чёрная. Древние племена,
    жившие в Европе, назвали это растение в честь
    бога солнца Беленуса. О страшной силе белены
    знали давно. Человек, пожевавший растение,
    буйствует, ему что-то мерещится: взбеленился –
    белены объелся, и сейчас говорят о человеке,
    внезапно приходящем в неистовство.

    Слайд 13

    . Белена чёрная. Детей привлекают
    кувшинчики с семенами, приятные на вкуси
    напоминающие семена мака, чаще всего они
    вызывают отравления. Первые признаки отравления:
    расширение зрачков, головокружение, покраснение
    лица, чрезмерное возбуждение, сопровождающееся
    бредом и галлюцинациями, затем рвота, судороги и
    может наступить смерть.

    Слайд 14

    .Вех ядовитый не путай с морковью
    дикой. Цикута коварна своим приятным морковным
    запахом и корневищем, по вкусу напоминающим
    брюкву или редьку. 100—200 г корневища достаточно,
    чтобы убить корову, а 50—100 г убивают овцу.

    Слайд 15

    . Вех ядовитый (цикута).Самое ядовитое
    растение, которое встречается в зоне
    Нечерноземья. На разрезе корневища веха
    ядовитого имеются перегородки, образующие
    полости. Признаки отравления: тошнота, рвота и
    боль в животе, шаткая походка, пена изо рта.
    Зрачки расширены, судороги могут закончиться
    параличом и смертью.

    Слайд 16

    . Вороний глаз. Загадка:

    Расту в лесу
    Под кустиком на длинном стебельке.
    Кругом четыре листика, а в самой глубине
    Чернее ночи – ягода, да сильный яд во мне?

    Народные названия: воронец, вороньи ягоды,
    крест-трава, медвежьи ягоды, ранник.

    В средние века верили, что «заколдованных»
    людей можно «расколдовать» с помощью
    вороньего глаза. Ягоды носили на теле или
    зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и
    других заразных болезней.

    Слайд 17

    . Вороний глаз. Все части растения,
    особенно ягоды, слабоядовиты.

    При отравлении отмечали понос, колики, приступы
    головокружения.

    Слайд 18

    . Воронец колосистый. Ядовитое
    растение.Сок растения может вызвать на коже
    волдыри и даже язвы, корни — рвоту и сильное
    расстройство дыхания, плоды — состояние
    оглушения.

    Слайд 19

    . Паслён сладко – горький (красный).
    Осторожно! Ягоды, особенно незрелые, ядовиты и
    могут представлять большую опасность для детей!

    Слайд 20

    . Волчье лыко. Очень ядовито. Его
    прелестные красные ягоды представляют первейшую
    опасность для детей в лесу: 10-15 ягод могут
    оказаться смертельной дозой.

    На коже все части растения вызывают сильное
    раздражение.

    Употребление ягод приводит к тяжелому
    раздражению желудка, кишечника и почек. Понос,
    рвота, жар.

    Слайд 21

    . Крушина ломкая. Свежие ягоды слабо
    ядовиты. Они приводят, особенно у детей, к поносам
    с коликами.

    Слайд 22

    . Загадка: Белые горошки на зелёной
    ножке? Ландыш майский.

    Растение ядовитое. Ни в коем случае нельзя
    брать в рот его цветки и листья, а тем более ягоды!
    Это может привести к тяжёлым отравлениям и даже к
    смерти!

    Слайд 23.

    Незнайка: “А я слышал, что из ландыша
    люди получают лекарство для сердца. Значит это
    лекарственное растение. Ребята, а вы как
    считаете?” Обсуждение информации о том, что
    растение может быть и ядовитым и лекарственным.
    Из многих ядовитых растений человек научился
    получать лекарства.

    Слайд 24

    . А ещё ядовитыми являются.

    Слайд 25

    . Болиголов пятнистый. Борщевик
    Сосновского.

    Слайд 26

    . Лютик ядовитый. Купена
    лекарственная.

    Слайд 27

    . Калужница болотная. Багульник
    болотный.

    Слайд 28

    . Первая помощь при отравлении.

    1. Дать пострадавшему внутрь большое количество
    (4—5 стаканов) теплой подсоленной воды или слабый
    раствор “марганцовки” для промывания желудка.

    Слайд 29

    . Первая помощь при отравлении.

    2. Несколько таблеток активированного угля
    измельчают, смешивают с водой и дают выпить
    пострадавшему. Желательно сделать очистительную
    клизму.

    Слайд 30

    . Первая помощь при отравлении.

    При прикосновении к ядовитому растению руками
    или телом следует пораженный участок обмыть
    несколько раз водой с мылом или раствором калия
    перманганата

    Слайд 31

    . Первая помощь при отравлении.

    Пострадавшего немедленно следует доставить в
    лечебное учреждение для оказания
    квалифицированной медицинской помощи.

    Будьте здоровы!

    Это должен знать каждый!

    Слайд 32

    . Баба Яга спрашивает Незнайку и его
    друзей:

    “Что ребятушки скажете?”
    Они ей отвечают:
    “Побывали мы в лесу,
    Увидали всю красу!
    Много нового узнали и теперь умнее стали…
    Незнакомых ягод
    Мы не станем рвать!
    Растения родного края
    Будем изучать!”.

    Слайд 33

    . Рефлексия..

    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Полезным было…
    • Я понял, что…
    • Я приобрел…
    • Я попробую…
    • Меня удивило…
    • Занятие дало мне для жизни…
    • Мне захотелось…

    IV. Слайд 34

    . Домашнее задание.

    §12. Стр. 51. Составьте памятку для всей семьипо
    теме “Опасные растения”.

    Задания на выбор.

    Составьте синквейн “Ядовитые растения”.

    Создайте презентацию “Лекарственные
    растения” — 5 слайдов.

    Слайд 35

    . Источники информации:

    • hppt//www.ki-moscow.narod.ru/Лекарственные растения в
      медицине, фармакологии, гомеопатии и народной
      медицине
    • hppt//www.kruqosvet. ru
    • hppt//www. obzorfins.ru
    • hppt//www.rosfoto.ru
    • hppt//www.vmiretrav.ru. Ядовитые растения
    • hppt//www.wikipedia.ru

    Следующий: