Урок – беседа по внеклассному чтению в 6-м классе по теме Блокадный Ленинград и ленинградцы

Цели урока:

  • Познакомить ребят с художественными
    произведениями, событиями блокады Ленинграда
    1941-1945 гг. как одной из героических страниц
    истории нашей страны.
  • Пробудить патриотические чувства ребят к своей
    отчизне на примере жизни и подвигов (“Блокадная
    книга” А. Адамовича и Д. Гранина), а также
    литературных героев (О. Берггольц “Я говорю с
    тобой под свист снарядов”; В. Суслов “Красные
    облака”; Ю. Воронов “В блокадных днях …”;
    “Трое”; “В школе”; А. Межиров “Музыка”; “Всё
    дальше уходит блокада” А. Молчанов; “Зажги
    огонек” Л.В. Успенский и Н.К. Чуковский).
  • Знакомство с музыкальными произведениями;
    архитектурными памятниками (“Седьмая симфония”
    Д.Д. Шостаковича “Нашествие”).
  • Воспитание у учащихся чувств уважения к людям,
    прошедшим войну и пережившим Блокаду, восхищение
    их подвигами.
  • Образовательные задачи:

    1. Обучающая-расширение лексического запаса и
      литературного кругозора учащихся.
    2. Воспитательная-формирование нравственного и
      эстетического начал в личности учащихся.
    3. Развивающая-развитие устной речи,
      коммуникативных качеств личности учащихся,
      логического мышления.

    Эпиграф:

    Он не дрогнул в бою, бастион над Невою.
    Он в едином строю был со всею страною.
    Лютый холод и сотни тревог –
    Всё он вынес и всё превозмог. В. Суслов

    ХОД УРОКА

    Слово учителя. Ребята, сегодня мы
    проводим необычный урок. Урок памяти защитников
    и жителей блокадного Ленинграда. Для нас этот
    урок имеет особый смысл. Ведь мы живем в городе,
    где каждый метр земли полит кровью его
    защитников, где есть кладбища, на которых в одной
    только могиле захоронены несколько сот человек,
    умерших в блокадном Ленинграде.

    Осенью 1941 года фашисты предприняли не только
    наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.
    В плане “Барбаросса” — плане ведения войны
    против Советского Союза – немецко-фашистское
    командование, учитывая значение Ленинграда,
    ставило захват этого города одной из ближайших
    задач. 1) Город-порт. 2) Центр оборонной
    промышленности. 3) Центр мировой культуры. Жители
    города вышли на строительство оборонительных
    сооружений. Ленинград должен был стать
    неприступной крепостью. Три кольца
    оборонительных сооружений было возведено вокруг
    города. В городе стали появляться баррикады,
    противотанковые рвы, ежи. Задача укрепления
    стала самой важной летом и осенью 1941 года, о чем
    свидетельствуют газеты тех лет.

    Все ближе и ближе враг подходил к Ленинграду.
    Несмотря на героическое сопротивление наших
    войск, 8 сентября 1941 года немцы захватили
    Шлиссельбург и сомкнули кольцо вокруг
    Ленинграда. Началась 900-дневная блокада
    Ленинграда.

    - Ребята, что такое блокада?

    Не случайно эпиграфом нашего урока мы взяли
    слова В.Суслова. Даже в этих условиях город
    продолжал жить и работать. Оставшиеся в
    Ленинграде дети старались, как могли, помочь
    взрослым. Они были серьезными и суровыми не по
    годам. Многие из них работали на заводах наравне
    со взрослыми. Дети работали на почте, помогали
    ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли
    оружие фронту.

    Беседа по книге В.Суслова “Красные облака”.


    (Главный герой детские годы провел в блокадном
    Ленинграде, мама работала. В конце произведения
    ребята получают награду “За оборону
    Ленинграда”, которая была учреждена в 1942 году).

    - Какой символ нашего города изображен на этой
    медали?

    Пройдя сквозь долгий грохот боя,
    На снимок бронзовый легла,
    Как символ города-героя
    Адмиралтейская игла.

    “В блокадных днях
    Мы так и не узнали”. Ю. Воронов (наизусть)

    - Как вы понимаете эти строчки?

    Откуда же ленинградцы брали силы, чтобы
    выстоять, чтобы не потерять уверенность в победе?

    Очень больно война ударила по детству.

    О чем думали, о чем мечтали дети осажденного
    города?

    Мы можем узнать об этом, обратившись к
    “Блокадной книге” А. Адамовича и Д. Гранина. Эта
    книга написана на основе воспоминаний тех людей,
    которые жили в блокадном Ленинграде. Таким
    образом, воссоздается картина того
    незабываемого блокадного детства. Обратимся к
    главе “Ленинградские дети”.

    Дается задание по группам, предлагаются
    фрагменты для чтения. Идет обсуждение
    прочитанного.

    - Ваши впечатления? Что вас больше всего
    потрясло?

    Текст для первой группы: “Восьмилетней Жанне
    блокада вспоминается как страшный холод…”

    Характеристика текста. Это раннее взросление,
    можно сказать, старение детей.

    Найдите ключевые фразы. “Не существовало ни
    утра, ни вечера… темень”.

    - Есть ли время для этих детей?

    Какое оно? “Мама должна покормить меня”.
    Времени нет, так как дети не спали. Детства в
    военном Ленинграде не существовало.

    Текст для второй группы: “Дети-старички,
    безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие
    …”

    Идет работа с текстом по заданному плану и
    делается обобщение. Те дети, кто выжил, с
    нежеланием вспоминают о минувшем. Среди всех бед
    и ужасов участь детей была самой страшной.

    “Трое” Ю.Воронов

    (наизусть)

    Как вы понимаете строки этого стихотворения?

    Несмотря на голод, холод и страшную усталость,
    дети находили в себе силы идти в школу. 39 школ
    работали в блокадном городе. Послушайте
    вспоминания тех людей, которые учились в
    блокадном городе.

    К сентябрю 1941 года начали работать оборонные
    организации, нужно было производить те немногие
    продукты, которые город мог выпускать, лечить
    раненых …. Все работоспособное население
    Ленинграда приступило к работе. Из-за этого дети
    оказались в ужасных обстоятельствах: многие из
    них, особенно малыши, целые дни проводили в
    заледенелых квартирах в абсолютном одиночестве
    или в обществе немощных, изголодавшихся
    стариков. Целыми днями они были сосредоточены на
    собственном голоде, бессильные хоть на минуту
    забыть о нем. Они страдали, все более и более
    концентрируясь на своих страданиях. Они рвали и
    рвали бумажки, напоминавшие им талончики на хлеб.
    Рвали, рвали, рвали. Двери не запирались, и
    поэтому в квартиру беспрепятственно могли войти
    воры, и что тогда было делать слабому ребенку?
    Происходили и еще более страшные трагедии: все
    близкие ребенка погибали, и он оставался один на
    один с голодом, холодом и смертью, неспособный
    отстаивать двенадцатичасовые очереди за хлебом,
    доставать топливо. И ребенок не справлялся. Так
    погибали десятки, сотни, тысячи …. Для того, чтобы
    собрать детей в коллективы, чтобы обеспечить им
    помощь, чтобы дать им хоть какой-нибудь шанс на
    жизнь, в 1941 году решено было открыть некоторые
    школы. Школа начала свою работу. Что давала она
    детям? Многое. И, прежде всего она помогла им не
    упасть духом, сохранить веру в победу, веру в
    жизнь. Даже в это трудное время школа жила
    полноценной жизнью. По воспоминаниям Деньгиной
    Галины Юрьевны, учившейся в школе в 1941 году,
    школьники устраивали концерты, проводили лыжные
    соревнования. Кроме того, ученики принимали
    участие в различных общегородских конкурсах,
    олимпиадах, и даже занимали призовые места. На
    уроках ученики и учителя сидели в пальто, шапках
    и рукавицах. Вот что вспоминает Н.И. Горкунова: “
    Обращалось во внимание и то, что мы, все-таки,
    многое на себя брали. Мы топили печки (у нас было
    печное отопление), очень часто ездили за дровами.
    Нам выдавали ордер на дрова – такую бумажку, на
    которой был написан адрес разбомбленного дома. К
    этому дому надо было ехать, а там уже — как можешь:
    отпиливать, отламывать как-то и набирать. Мы на
    санки брали топоры, пилы, там сразу же напиливали
    дрова и привозили их в школу”. Ослабевшие,
    голодные, эти ребята, несмотря ни на что, не могли
    оставить своих друзей, одноклассников, учителей
    без помощи. Они не были обязаны, едва-едва
    переставляя ноги, тащить по городу дрова. Они
    могли привезти эти дрова к себе домой, но они
    везли их в школу. Прекрасные качества:
    удивительное чувство долга, отзывчивость,
    готовность в любую минуту помочь другому
    человеку обострились в детях блокадного времени
    и помогли им выжить, ибо выжить они могли, только
    оставаясь вместе. “Трудно было
    младшеклассникам, они не могли подняться по
    лестнице. Мы, опять-таки, делились по два человека
    и помогали им подниматься (не несли, конечно же,
    нести мы не могли, помогали ножку переставлять со
    ступенечки на ступенечку)”. “Особенно тяжелыми
    для ребят оказались дежурства на кухне, где
    “ужасно долго чистили картошку, очень синюю и
    гнилую. Было очень тяжело костенеющими от холода
    пальцами часами очищать картошку, но еще тяжелее
    было находиться рядом с едой, не смея ничего
    съесть, зная, что если сейчас не удержишься, то
    потом кому-то не хватит, кому-то не достанется.
    Кто-то, быть может, умрет…” (Барашникова Э.А.).

    Вывод: дети наравне со взрослыми приближали
    победу, но все же главным делом детей оставалась
    учеба, так как в этом заключалось будущее страны.

    Дополнит этот рассказ ученик, который
    прочитает наизусть стихотворение “В школе”
    Ю.Воронов
    (наизусть).

    Многие из ваших родственников, близких жили в
    блокадном городе.

    Умереть было легче, чем жить. Каждый день – это
    подвиг. Кто хочет рассказать о своих близких?
    (Ребята рассказывают о своих дедушках, бабушках,
    показывают семейные реликвии: фотографии
    военных лет, медали, военные газеты…)

    Город был не только фронтом, но и жил своей
    духовной жизнью. Связывало Ленинград с Большой
    землей также и радио. Как вы думаете, ребята,
    почему ни на один день в блокадном городе не
    умолкало радио?

    Доносится из радиоприемника голос:

    “Я никогда героем не была
    Не жаждала ни славы, ни награды,
    Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
    Я не геройствовала, а жила!”

    Имя этой поэтессы стало символом мужества и
    стойкости ленинградцев. Это Ольга Берггольц, она
    остается в блокадном городе и посвящает свои
    стихи ленинградцам.

    “Я говорю с тобой под свист снарядов” О.
    Берггольц

    (наизусть)

    Д.Д. Шостакович – один из крупнейших
    композиторов ХХ века. Под свист снарядов и грохот
    орудий он написал свою знаменитую 7 симфонию. 9
    августа 1942 года впервые она исполняется в
    Ленинграде. Дирижировал оркестром Карл Ильич
    Элиасберг. Летом 1942 года эта симфония
    исполнялась в Нью-Йорке. После исполнения
    “Ленинградской симфонии” один из журналистов
    написал: “Какой дьявол может победить народ,
    способный создавать музыку, подобную этой?”

    Звучит фрагмент симфонии (“Седьмая
    симфония” Д.Д. Шостаковича “Нашествие”).

    - “Музыка” А. Межиров(наизусть)

    В городе работал театр музыкальной комедии,
    артисты выезжали на фронт, была поставлена новая
    опера “Раскинулось море широко”, писались новые
    песни. Как вы думаете, ребята, почему из ряда
    музыкальных жанров выбрана именно оперетта?
    (Весёлая боевая песня помогла не только
    блокадному Ленинграду, но и бойцам на передовой,
    которые в минуты отдыха пели эти песни)

    - Всё приближало победу – и жизнь, и работа
    горожан, и мужество на передовых рубежах.
    Наступил долгожданный победный день 27 января 1944
    года войска Ленинградского и Волховского
    фронтов соединились, осуществив полное
    освобождение Ленинграда от блокады. За мужество
    и героизм, проявленные в годы войны, наш город был
    награждён медалью “Золотая звезда” и стал
    городом – героем.

    В этом году мы отмечаем 65 годовщину полного
    освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

    “О Блокадном Ленинграде” Михаил Прудий.

    Свет лучины, тихо угасающий
    Как надежда, тает в темноте
    Стук сердец, от голода страдающих,
    Замедляется в подвальной мерзлоте…

    Бледных лиц холодное молчание
    Истощенных тонких детских рук
    Не видать в ночи. Души кричание…
    Вот и все… Последний лучик стих…

    Тишина… Ни стона, ни дыхания
    Нет и сил пошевелить рукой…
    Нет ни страха, ни сердец терзание.
    В глубине души настал покой.

    Вдруг сирены вой пронзил безмолвие!
    Вспышки взрывов, быстро пробегав
    Освещали, словно сотни молний!
    Сквозь оконца узкие подвал…

    И опять ни стона, ни дыхания…
    И слеза по детскому лицу
    Замерзала, вызывав воспоминание,
    Как когда-то бегал по крыльцу…

    Не возьмешь меня, уйди, Косматая!!!
    Не спеша, но льется в венах кровь!
    Не возьмешь меня, уйди проклятая!!!
    Надо двигаться, чтоб не замерзнуть вновь…

    И в минуту полного отчаяния
    Вспомни о минувших временах,
    Вспомни ты о тех, кто сквозь страдания
    Не сдавался ни в тылу ни на фронтах!

    Вспомни о героях ты отечества!
    Вспомни ты т тех, кто умирал…
    Чтобы войн не знало человечество,
    Что воздухом свободы ты дышал…

    (65-летию освобождения Блокадного Ленинграда
    посвящается)

    - Ребята, а какие памятники нашего города хранят
    память о войне и блокаде? Какие из них вы видели, о
    каких читали или слышали, о каких мы говорили на
    уроках?

    Просмотр документального фильма о Блокаде.
    (Судьба Тани Савичевой)

    - “Всё дальше уходит блокада” А. Молчанов (наизусть)

    - Пока мы работаем учителями, для нас этот урок
    будет самым тяжёлым, потому что и наши родные,
    близкие защищали этот город. Эти уроки,
    экскурсии, встречи – это нить, которая связывает
    нас с поколением тех лет. И мы хотим, чтобы эта
    нить не оборвалась.

    Следующий: