Урок-аукцион по теме: Межотраслевые комплексы России


Задачи урока:

  • Контроль и учет знаний и умений учащихся; помочь
    учащимся дать самооценку своим знаниям по теме:
    “Межотраслевые комплексы”, мотивировать
    активную познавательную деятельность учащихся,
    используя технологию дифференцированной
    оценкой знаний.
  • Формировать диалектико-материалистические
    взгляды на производство – главный элемент любой
    общественной системы (природные ресурсы
    оказывают влияние на развитие хозяйства, но не
    определяют его уровень).
  • Интеграция географических и экономических
    компонентов содержания.
  • Развитие экономического мышления.
  • Углубление и конкретизация знаний по географии.
  • Воспитывать чувство хозяина, ответственность
    за будущее страны.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Форма проведения урока: Бизнес-игра
“Аукцион”.

Учебно-наглядный комплекс: Карты
России; атласы, лицевые счета, условия проведения
торгов и характер предлагаемых лотов, аукционный
молоток, таблицы.

Содержание урока

I. Накопление авансированного
(первоначального, стартового) капитала.



Тест.

Задания:

- Какой фактор является ведущим при
размещении предприятий точного машиностроения?
(стоимость каждого вопроса – 50 у.е)

а) трудовой;
б) потребительский;
в) наукоемкий;

- Тип электростанций наиболее широко
распространенных на территории РФ.

а) ПЭС;
б) ТЭС;
в) АЭС;

- К какой группе стран по уровню урбанизации
можно отнести РФ?

а) высокоурбанизированные > 70%
б) среднеурбанизированные 30-50%
в ) слабоурбанизированные < 30 %

- Назовите районы зерновой специализации
России.



а) тайга;
б) степь, лесостепь;
в) пустыни, полупустыни;

- Назовите самую низкую себестоимость
добываемого в России угля (какой бассейн? почему?)

а) Подмосковный;
б) Канско-Ачинский;
в) Печерский;

- При территориальной, географическом
разделении труда , отраслью специализации района
считается отрасль, если показатель — К:

а) К=1;
б) К<1;
в) К>1;

- Назовите руды, которые по содержанию
основного элемента относятся к категории
богатых:

а) содержащие 5% основного элемента;
б) 55 %;
в) 30%

- В какой металлургической базе находится
завод, где получают металл способом электролиза?

а) в Центральной;
б) Уральской;
в) Сибирской;

– Назовите ведущие факторы размещения цветной
металлургии:

а) энергетический;
б) топливный;
в) сырьевой;
г) водный;

– Какой вид транспорта в России имеет самый
высокий грузооборот

а) железнодорожный;
б) трубопроводный;
в) авиационный;

– На каком месте в мире находится России по
тоннажу и численности судов :

а) на 1-ом
б) на 2-ом;
в) на 3- ем;

- Какие из экономических районов могут в
перспективе перейти на самофинансирование,
благодаря развитию в них точного машиностроения
и нефтеперерабатывающей промышленности?

а) Центральная Россия и Кавказ;
б) Поволжье и Западная Сибирь;
в) Северо-Запад и Ц.Р

- Назовите форму производственной организации,
широко используемую в черной металлургии:

а) комбинирование;
б) специализация;
в) кооперация;

- Вид топлива, который, при высокой калорийности
имеет низкую себестоимость:

а) уголь;
б) газ;
в) горючие сланцы;

– Назовите регион России, в котором есть
условия для выращивания сои:

а) Московская область;
б) Белгородская область;
в) Амурская область.

II. Аукцион

Условия проведения торгов и характер
предлагаемых лотов.

1 тур открытый лот — Аудитории задает
аукционист (учитель) конкретный вопрос.

2 тур полузакрытый лот - Аудитории задается не
конкретный вопрос, а определенная область
знаний. (Указывается тема)

3 тур закрытый лот — Участники покупают
закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой
области географии будет вопрос в этом лоте



1. Право на ответ может купить любой из
участников, имеющих номер, заплатив небольшую
сумму в ходе открытых торгов.

2. Первоначальноя стартовая цена каждого лота
составляет 10монет, (у.е) а аукционный (торговый)
шаг 5 монет. Значит, торг ведется суммами кратными
5-м.

3. Участник, называя свою цену, должен поднять и
показать аукционисту номер.

4. За правильный ответ на вопрос участник
получает денежное вознаграждение в зависимости
от сложности вопроса.

5. Участник, ответивший неверно платит в банк
штраф в размере 15 монет, а лот снимается с торгов
и может быть выставлен в конец тура для повторной
продажи.

Деньги, уплаченные в банк за вопрос, участнику
не возвращаются.

По окончании торгов все участники:

А) Определяют сумму подоходного налога по
ставке 13%

Б) Возвращают в банк кредит, если кто-то из
участников не смог заработать в начале урока
начальный капитал и воспользовался кредитом.
Платят за пользование кредитом 15%

В) Считают чистую прибыль

Учащиеся на протяжении всей игры заполняют
свой ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ

Лицевой счет

____________________

Участник Иванова Катя_______________________________________

Номер участника 13

_________________________________________

№п/п Приход Расход Остаток
1. 200 45 155
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Итоги торгов:

Прибыль -

Чистая прибыль —

(после уплаты налога и
расчета с кредиторами)

Подпись аукциониста:

Открытый тур.

Задания для торгов. Вознаграждение за
задания от 50 — до 200 у.е (в зависимости от сложности
вопроса)

Задание по теме “Межотраслевые
комплексы”
Вознагр.
1. Что такое межотраслевые комплексы?
Какие вы знаете?
50 у.е
2. Кокой комплекс в хозяйстве страны имеет
приоритетное значение. Какая главная задача
этого комплекса?
100
3. Что такое факторы размещения? Какие
факторы могут влиять на размещение
межотраслевых комплексов. Приведите конкретные
примеры
200
4. Назовите центры металлоемкого и
трудоемкого машиностроения
150
5. Сколько процентов машиностроительной
продукции дает Западная экономическая Зона, а
сколько Восточная экономическая Зона?
50
6. Рассказать о составе и структуре
машиностроительного комплекса.
200
7. Проблемы машиностроительного
комплекса.
150
8. Какова специализация
машиностроительных предприятий вашей области?
200
9. Что такое ТЭК? Если бы ты работал в этом
комплексе …
50
10. Что такое специализация и
кооперирование?
50
11. Сколько средств затрачивает
государство на ТЭК? Сколько продукции других
межотраслевых комплексов ТЭК использует в
работе?
200
12. Разные виды топлива имеют разную
теплоту сгорания. Какой вид топлива самый
эффективный?
100
13 Характеристика нефтяной
промышленности
200
14. Что такое себестоимость? Добыча какого
вида топлива имеет самую высокую себестоимость?
150
15. Процентное соотношение разных видов
энергии, вырабатываемых в России
100.
16. Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса
150
17 Назовите металлургические базы страны 50
18. Почему в цветной металлургии более
выгодно создавать комбинаты с комплексной
переработкой сырья, нежели в черной металлургии?
200
19. Приведите примеры комплексного
использования угля, нефти, газа, древесины
150
20. Факторы размещения предприятий
химико-лесного комплекса
100
21. Назовите химические базы,
развивающиеся на собственных крупных запасах
сырья
100
22. Основные химико-лесные базы России 50
23. Что такое АПК? Как ты считаешь, он хорошо
у нас развит?
50
24. Где в России находятся центры
производства минеральных удобрений?
100
25. Чем отличается сельскохозяйственное
производство от промышленного?
150
26. Состав и структура инфраструктурного
комплекса
200
27. Что такое услуга? Какими услугами вы
пользуетесь?
50
28. Какие вы знаете услуги по характеру и
видам
100
29. Назовите рекреационные центры и районы
России. Вашей местности
150

Полузакрытый тур.

Тема: Транспортный комплекс

Задания полузакрытого тура.


1. Что такое транспортная система? 50
2. Доля видов транспорта в грузообороте
транспорта России
100
3. Виды транспорта. Что ты можешь
предложить для улучшения работы транспорта в
нашей местности?
50
4. Как можно попасть из Каспийского моря в
Персидский залив?
200
5. Как транспорт влияет на географию
населения?
150

Тема: Комплекс конструкционных
материалов


1. Комплекс конструкционных материалов.
Его состав и значение
150
2. От чего зависит производство
конструкционных материалов?
100
3. Перечислите особенности
металлургического комплекса
100
4. Чем отличается география предприятий,
производящих черные, тяжелые и легкие цветные
металлы?
200
5. Что такое конструкционные материалы? 50

Закрытый тур

(учащиеся покупают “кота в мешке”, т.е
покупают не зная вопроса, темы; вопрос аукционист
задает только тогда, когда за него уплачены
деньги)


1. Экологические проблемы, связанные с
сухопутным транспортом
100
2. Что такое химизация? 50
3. Характеристика Центральной
металлургической базы
200
4. Дайте характеристику угольной
промышленности
200
5. Главные факторы размещения пищевой
промышленности
100
6. Главные задачи инфраструктурного
комплекса
150
7. Приведите конкретные примеры
взаимосвязи производства конструкционных
материалов с добывающей промышленностью
200
8. Какие вы знаете города, выросшие у
металлургических предприятий?
100
9. Сколько широтный железный дорог
проходит через Урал, по территории Сибири ,
Дальнего Востока?
50
10. Зачем нужны дороги в Сибири и на Дальнем
Востоке
150

Подведение итогов. Расчет прибыли. Оценки за
урок.




Следующий: