Урок-ассамблея времен Петра I

Цели:

1. Расширить знания, полученные на уроках
истории и на уроках внеклассного чтения по
литературе.

2. Воспитание любви к истории государства –
своей Родины.

Оборудование урока: Обстановка
графских покоев, костюмы участников ассамблеи,
газета, портрет Петра I, схема управления
государством, выставка образцов, присланных в
мануфактуру, магнитная доска с расположением
фигур воинов в битве под Полтавой.

Ход урока: звучит музыка Баха (фуга).

Вступительное слово учителя литературы и
истории, которые кратко сказала о предыдущей
работе по ознакомлению и изучению петровского
времени и поставили цели и задачи урока.

Слово предоставлено ученице:

Она читает отрывок из “Оды на день восшествия
на престол Елизаветы…”

Виждитель мира искони
Своими положили судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Через все препятства он вознес
Главу, победами венчанну
Россию грубостью попранну
Собой возвысил до небес
В полях кровавых марс страшился
Свой меч в петровских зря руках
И стрепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укреплена
И зданиям окружена
Сомненная Нева текла:
“Или я ныне позабылась
И с одного пути склонилась,
Которым прежде я текла”,
Тогда божественны науки,
Через горы, реки и моря
К России простирали руки,
Сему монарху говоря:
“Мы с крайним тщанием готовы
Предать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды!”
Уже Россия ожидает
Полезным видеть их труды.

I ведущий:

Поэтический гений Пушкина еще на заре своего
рассвета дал поистине удивительное определение
XVIII веку в России.

Пятнадцатилетний лицеист в своей
торжественной оде “Воспоминание о царском
селе” писал о только что отошедшем столетии:

“О громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян…”

А ровно через 20 лет, размышляя о минувшем веке,
Пушкин в одной из своих статей написал
знаменитые слова: “Россия вошла в спущенный
корабль при стуке топора и громе пушек”.

II ведущий:

Трудно более чуткую и емкую характеристику
тома периода российской истории, когда за
короткое время Россия из отсталого состояния в
области экономики, политики и культуры вышла на
рубежи передовых Европейских стран.

Поразительно изменился обмен страны, начиная
от внешности и одежды ее населения. Определяющим
этапом в жизни русского народа в XVIII века
оказался период петровских преобразований.

Скачку, совершенному в те годы, страна была
обязана трудовым и ратным подвигам простых людей
– пахарей и ремесленников, рабочих мануфактур и
солдат. А в центре преобразовательных начинаний
находился Петр – личность необыкновенная. В нем
уживались гениальные способности и великое
трудолюбие с привычками самовластного деспота.
Едва ли не самой яркой чертой его личности было
поразительное трудолюбие. Руки его вечно были в
мозолях. Он сам хотел узнать и освоить всякое
дело. Он в совершенстве знал четырнадцать
ремесел. В Голландии получил звание корабельного
плотника. В Англии – инженер. Французская
академия наук избрала его своим членом.

I ведущий:

В царе Петре ценили то, что он был дальновидным
человеком, у него был могучий ум и талант
государственного деятеля. Все эти черты помогали
ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он
пользовался жестокими мерами. Он принуждал к
тяжелым работам простых людей и не старался
улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в
ужасных условиях при строительстве Петербурга,
под землей в шагах, прикованные к тачкам.

Чтобы укрепить власть, военную мощь страны,
строить корабли и мануфактуры, царь все время
увеличивал налоги на простое население.

Недаром А.С. Пушкин говорил, что указы Петра
“писаны кнутом”, а в царстве проступал
самовластный помещик.

Но Петра I вошел в истории под именем Петра
Великого за огромное преобразование в стране. С
них начался путь России из отсталости.

II ведущий:

Граф Нестеров рассказывает нам об устройстве
госаппарата.

“Петровская эпоха!” Большой след она оставила
в истории государства российского. Заново
перепахала устои Древней Руси. И началась с

преобразования государством. Был создан новый
прогрессивный аппарат – сенат. Сенат стал высшим
законодательным, распорядительным органом

государства Российского. Были введены коллегии
о должность генерал – прокурор. Отменены были
частично и беспорядочные законы в стране.

III ведущий:

в конце 1718 года население столицы было извещено
о введении ассамблей. Ассамблея, разъяснял царь в
указе – слово французское, что означает
“собрание”. Ассамблеи устраивались поочередно
у богатых вельмож. Прийти в ассамблею мог каждый
знатный или богатый человек без приглашений.
Начиналась ассамблея в 5 часов вечера, а
заканчивалась в 12 часов. Здесь обсуждались
вопросы деловой жизни, играли в шашки, курили
трубки, беседовали, танцевали.

Дворянские жены и дочери раньше сидели
взаперти, теперь посещали ассамблеи.

На прошлой недели ассамблея проходила у князя
Долгорукова. А сегодня мы побываем на ассамблеи у
князя Дмитрия Михайловича Голицына.

Петр:

(проецируются картины Левицкого)

Давно я не слышал петербургских новостей, какие
вести со строительства новой столицы?

Д.М. Голицын:

Великий государь, Петр Алексеевич, сегодня ко
мне пожаловали “деловые мужи”: архитектор
Земцов, князь Меньшиков; И.Т. Посошков, и прочее,
их жены да чада.

Князь Земцов (архитектор)
рассказывает о строительстве Петербурга:

Полностью уже закончилось строительство,
военно-крепостных сооружений – Петропавловской
крепости и административной верфи. В самой
крепости заканчиваются работы, заложенной Вами
церкви имени апостолов Петра и Павла.

Петр, прерывая Земцова:

“Содержать сию цитадель божьей, аже случится,
хотя до последнего человека”.

Земцов продолжая:

“Архитектор Европкин, как вы знаете,
запроектировал систему лучших улиц: Невского,
Вознесенского проспектов, Гроховской улицы.

Проектируются здания нынешнего Ленинграда,
построенные во время Петра. В тоже время читается
отрывок из “Медного всадника”:

И юный град,
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи благ,
Вознесся пышно,
Где прежне финский Рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова

Прошло сто лет… и до слов… насквозь
прострелянных в бою.

Земцов продолжает:

Однако на строительстве города не хватает ни
плотницкого инструмента, ни тачек, ни телег, и
люди таскают землю в полах своего кафтана, бревна
тащут волоком, а землю роют зачастую руками.
Многие крестьяне бегут, но мы их ловим, бьем
кнутом, рвем ноздри, заковываем в цепи. И болезни
усиливаются с каждым днем, лекарей нет и не было.
Однако лекарство идет вход; аптекарь Леевкан
пустил в ход водочную настойку; настойка дорогая,
но расходуется очень быстро, народ пьет от
болезней и от горя.

Ведущая:

“Послушайте байку народную, может это на самом
деле было правда, больно все схоже с характером
Петра I. (разыгрывается сцена)

Петр I: А ну-ка, поведай, что народ
говорит про Петербург?

Шут: А бить не будешь, государь?

Петр: Говори!!! (шут отошел к двери)

Шут: Говорит народ такое, государь!
(скороговоркой говорит, размахивая колпаком)

С одной стороны — море,
С другой стороны – горе,
С третьей – мох,
С четвертой – ох!
Вот оно как!

Слово изнутри обожгло Петра. Дернул он головой
влево, дернул вправо, метнул гневный взор на шута,
да вспомнил, что не время гневаться

.

Петр:

Далек я от Петербургских новостей, занят
военной баталией. На днях приехал из – под
Полтавы, со мной был граф Репнин из военной
коллегии. Доложи граф, как происходила вся
викторина.

Граф Репнин по схеме рассказывает о
Полтавской битве:

Знаменитая Полтавская битва началась на
рассвете 27 июня 1709 года. План шведов состоялся в
том, чтобы проникнуть в русский лагерь и застать
их врасплох. Но конница Меньшиков ему помешала
этому. Она поспешно стала отступать, тем самым
заманивала противника к редутам. Там они понесли
большие потери, и поредевшим войскам был нанесен
решающий бой. Петр вывел свои войска из
укрепленного лагеря и построили их в боевом
порядке.

В 9часов обе армии двинулись друг на друга.

(из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”…)…

И грянул
бой…

Под Полтавой русская армия показала прекрасную
боевую подготовку и героизм, а царь и его
военачальники, прекрасные полководческие
способности.

Посошков:

“Да, в экстренном выпуске газеты “Ведомость”
от 2 июля 1709 года, об этой баталии сообщалось в
письме царевичу Алексею (читается номер газеты,
Посошков
рассказывает о Ведомостях).

Во время XVII века в России не было своих газет.
При Петре I стала выходить первая в Росси
печатная газета.

Первый номер “Ведомостей” вышел в Москве, от 2
января 1703 года. Царь сам участвовал в издании
газеты. Подбирал для нее иностранный материал.
Правильный текст.

До 1710 года “Ведомости” печатались
церковнославянским шрифтом. С 1710 года Петр ввел
гражданский шрифт более простой и легкий для
течения, па числа стали обозначаться не
церковными буквами, а арабскими цифрами.

(Читая 3 номера в газеты. В 3 – м номере
заостряется внимание на повеление Петра
привозить “ необыкновенные чуда” в Петербург)


и именно с этих экспонатов начал свое
существование первый музей, образованный Петром
– Кунсткамера, которая действует поныне.

Слово предоставляется мануфактурщику, который
рассказывает, откуда и какие товары привезены.

I ведущий: Далее поведем рассказ об образовании.

Большие перемены произошла в области
просвещения, культуры, науки. Жизнь властно
требовала подготовки своих специалистов:
кораблестроителей, моряков, инженеров,
архитекторов и многих других. Для изучения наук
россиян посылали за границу. Чаще это были юноши
из дворянских фамилий, по возращению на Родину их
ждал суровый экзамен.

В 40 – х России были открыты “Цифирные школы”
низшей ступени.

Более обширных знания по геометрии, алгебре,
черчению, астрономии давала школа
математических и навигационных наук в Москве. В
Петербурге была создана Морская академия.

На Урале и в Карелии создаются горные училища.

Основываются учебные заведения, где главным
предметом были иностранные языки.

Появляются два молодых отрока Буйносов – сын
боярский и Курносов – сын боярский.

Сценка “Чему молодые бояре за границей
учились” из книги для чтения по истории нашей
Родины” С.П.Алексеева.

III ведущий:

Не только грамотным хотел видеть Петр молодых
людей, но и культурным. Он сам составил
инструкцию, которая излагала правила поведения
молодых людей в семье, в гостях, в общественных
местах и на службе. Свод этих законов назывался
“Юности честное зерцало”.

При жизни Петра этот свод издавался трижды. Вот
некоторые правила из этой книги.

(Читаются правила из книги “Юности честное
зерцало”)

Прочно Петр вводил в Россию европейскую
культуру, одежду, танцы.

(звучат 5 – ая фуга Баха, а затем по просьбе
Петра “дамы” и “кавалеры” танцуют минуем)


Петр благодарит танцующих, затем обращается к
поэтом и писателям, сидящим за особым столом.

“А вы, ваятели изящной словесности, чем
порадуете нас? (слово берет благородный старец
в одежде служителя и культа
Феофан
Прокопович
)

Расскажу о многолитный муж “ историю о
российском матросе Василий Корнетском”. (рассказывает
отрывок)

За ним слово берет Тредиаковский, читает “
Стихи похвальные России”Стих Кантемира
“Гордого нового дворянина” читает одна из дам.

Итогом урока служит чтением стихотворением
Ломоносова “Надпись к статуе Петра”.
(проецируется Памятник Петру 1):

Се образ изваян премудрого героя,
Что ради поданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и, царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил.
Рожденный к скипетру простер работе руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил войну в трудах,
Землях далеких был и странствовал в морях,
Художников собрал обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов
И словам, — се есть Петр
Отечества отец!
Земное божество Россия почитает
И сколько алтарей перед знаком
Сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

В это время показывается диапозитив “Памятник
Петру I”

В заключении хозяин дома Д.М. Голицын
благодарить гостей, посетивших его дом:

Спасибо всем гостям,
Порадовавшим нас.
Государю нижайший наш поклон
И пожелание благ господних.

Еще придите душу веселить, — мои хоромы встретят
радостию вас.

Следующий: