Уличные фамилии как источник изучения быта старожильческого села

Цели урока

:

  • Предметные

: Обеспечить формирование целостной системы ведущих
знаний учащихся по данной теме.

  • Развивающие
  • : Вырабатывать умения школьников работать со
    справочной, научной литературой, записывать и анализировать воспоминания
    сельчан, систематизировать большие объёмы информации, работать с
    компьютером, с Интенет-связью.

  • Социализирующие
  • : Тренировать коммуникативные и
    организационные навыки коллективной работы на единую цель.

    Оборудование :

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    I.
    Организационно-мотивационный этап.

    Индукция

    Как-то иду недавно по школе и слышу, как одна
    пятиклассница говорит другой : “Бабчёнкова позови.”. Я думаю, посмотрю,
    кого же позовут . И к удивлению увидела , что речь шла о Неверове Диме,
    учащимся 7-го класса. И я вспомнила об особенности нашего села: у многих
    старожилов есть две фамилии – одна
    официальная, а другая – уличная. Часто приходится наблюдать, как
    приезжие в нашем селе никак не могут понять, почему у некоторых сельчан
    две фамилии, непохожие друг на друга. Вот я и подумала

    Подготовить материал для статьи в районную газету “Моя земля” и
    рассказать о уличных фамилиях, которые дошли до сегодняшнего дня.

    Посмотрите ещё раз на тему урока.

    Учащиеся формируют учебные цели:

    Предполагаемые
    варианты ответов :

    1. Подготовленный нами материал может стать наглядным пособием,
      которое поможет школьникам изучать историю родного края.
    2. Выпуск школьной газеты поможет удовлетворить интерес взрослых и
      школьников историей нашего региона

    II. Этап закрепления и обобщения
    материала.

    Деконструкция

    Реконструкция

    Подскажите, какие нам нужно подготовить материалы,
    чтобы удовлетворить интерес окружающих.

    Каждая группа получает
    задание, руководитель группы распределяет работу и контролирует её
    выполнение.

    Учитывается правильность и быстрота выполнения работы, а также умение
    коллективной работы. Как только задание будет выполнено. Мы заслушаем
    отчёт о работе группы.

    Итогом нашей работы должен стать пакет материалов для газетной
    статьи.

    Каждой группе предоставляется набор материалов:

    Интервью односельчан, которые школьники записали накануне урока,
    статьи по истории села из книги Бийский район: История и
    современность./Под ред. Щеглова Т.К. в 2-х т.-т.2-Барнаул: Изд-во БГПУ,
    2005. Весь материал помогает школьникам выполнить поставленные ими
    задания.

    Школьники создают группы, обсуждают вопросы, которые
    нужно осветить в газете.

    Предполагаемые вопросы:

    1. Как возникло наше село?
    2. Каковы традиционные занятия старожилов?
    3. Что такое уличные фамилии?
    4. Как и почему возникали уличные фамилии?
    5. Как в уличных фамилиях отразился быт старожилов?

    1. Школьники распределяют задания.
    2. Составляют свои варианты объяснения происхождения уличной
      фамилии
    3. Отчитываются о проделанной работе

    Социализация

    III. Этап подведения итогов.


    Афиширование

    IV. Рефлексия.

    V. Домашнее задание.

    Учитель выступает в роли координатора
    деятельности учащихся.

    По мере выполнения заданий, заслушиваются
    отчёты.

    Спасибо вам за помощь. Мы справились с поставленной задачей –
    подготовили интересный материал об истории нашего села и уличных
    фамилиях. Думаю, что школьников он заинтересует и вскоре наши сельчане в
    газете прочитают интересную статью.

    В истории нашей страны было время, когда о старине старались забыть,
    ведь мы строим новое общество. Прошлое нам не должно мешать. Так зачем,
    на ваш взгляд, современному человеку знания о проiлом
    нашего села, об уличных фамилиях?

    Попробуйте сформулировать ответ на этот вопрос и передайте свои
    ощущения от работы на уроке.

    На основании изученного материала написать сочинение – наставление
    своим потомкам о необходимости беречь, передавать из поколения в
    поколение знания о прошлом нашего села.

    Ребята оценивают работу каждой группы, если есть неточности или
    дополнения, вопросы, обговаривают их, выставляют оценки.

    Ребята высказывают свои суждения, оценивают урок и своё участие в
    нём.

    Приложение 1.
    Приложение 2.
    Приложение 3.
    Приложение 4.
    Приложение 5.
    Приложение 6.
    Приложение 7.

    Литература

    1. Суперанская А.В., Суслова А.В. “Современные русские фамилии”. –
      М., “Наука”, 1961.
    2. Никонов В.А. словарь русских фамилий. Сост. Крушельницкий
      Е.Л.-М., Школа-Пресс, 1993.
    3. Полякова Е.Н. “Из истории русских имён и фамилий”, – М., “Наука”,
      1995.
    4. Бийский район: История и современность./Под ред. Щеглова Т.К. в
      2-х т.-т.2-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
    5. Воспоминания жителей села Верх-Катунского.
    6. Материалы музея Верх-Катунской СОШ.

    Следующий: