Украинские традиции в культуре Черноморского казачества

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей заселения
    Кубанских земель в конце XVIII – XIX вв.
  • выявить украинские традиции и обычаи у жителей
    Черномории того времени, связанные со
    строительством жилья.
  • воспитать гражданственность, патриотизм,
    любовь к родному краю, кубанской культуре,
    истории страны.
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • развивать память, внимание, логическое и
    творческое мышление, познавательный интерес,
    мотивацию поисковой и исследовательской
    деятельности учащихся, умение понимать
    неразрывную связь “прошлого и настоящего”.
  • расширить кругозор, способности учащихся.

Урок проводится с использованием компьютерной
презентации.

Оборудование:

  • Мультимедиа, магнитофон, карта Краснодарского
    края, атласы по истории Кубани, тематическая
    выставка книг, поделки и рисунки учащихся.
  • Портреты: Екатерины II, князя Г.
    Потемкина-Таврического, Игната Некрасова,
    А.В.Суворова, атаманов Черноморского Казачьего
    войска, иллюстрации, фото, казачьи костюмы.
  • Деревянная посуда, рушники, каравай.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент.

Ученики, гости сидят за столами в виде
полукруга, в центре образуется сцена.

2. Вступительное слово

Выходят ученики — казак и казачка с хлебом и
солью, читают стихи:


Ты был на Кубани?
А ты побывай!
Отличные люди
Прославленный край.

Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом,

Как хлеб убирают,
Как стол накрывают.
Как в горнице гостя
У нас угощают…

(Вручают хлеб и соль почетным гостям).

3. Основная часть урока.

Слова учителя:

Каждый уголок нашей страны имеет свои
неповторимые черты истории и культуры. Наша
Кубань — частица великой России. Сегодня мы
обратимся к историческим традициям и обычаям
обыденной жизни казаков.

Ученик в форменной одежде казака читает стихи:


Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!

Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский!

(Подкопаев Виктор Стефанович).

Слова учителя:

Наша малая Родина, Кубань,
имеет древнюю и богатую историю. А знаете ли вы, с
чего началось освоение просторов нашего края? Работа
с картой.

После восстания Степана Разина на Кубани стали
появляться первые вольные казаки из числа беглых
крестьян. В XVII в., опасаясь царских репрессий,
бежали с Дона на Правобережье Кубани, во владения
крымского хана, старообрядцы-казаки. В начале XVIII
века прибыли сюда донские казаки, возглавляемые
Игнатом Некрасовым, но, пробыв здесь недолго,
переселились в Турцию.

В 1783 г. после завершения русско-турецких войн к
Российской империи отошли земли принадлежавшие
Турции, в том числе и правобережье р. Кубань.

По ходатайству князя Г.А.
Потемкина-Таврического, императрица Екатерина II
принимает решение переселить на эти земли войско
“Верных казаков”, бывших запорожцев и всех
добровольцев из свободных людей.

В конце февраля 1792 году делегация во главе с
войсковым судьей А.А. Головатым прибыла в Санкт
Петербург на прием к императрице. “Складчатые
шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и
украшениями, высокие шапки с ярким расшитым
верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные
чеканкой” — весь облик казаков говорил о
беспокойной жизни и героизме и произвел
впечатление на императрицу (слайд 1).

Сообщение ученика: “Дар Екатерины”. (Из книги
“Родная Кубань”. Под редакцией В. Н. Ратушняка —
стр. 62-63).

30 июня 1792 года, особой грамотой Черноморскому
казачьему войску было пожаловано около 3-х млн.
десятин земли между реками Кубанью и Еей, Черным
и Азовским морями и устьем р. Лабы.

При этом подчеркивалось, что за “усердную и
ревностную службу, за нерушимую верность,
строгое повиновение, за храбрые и мужественные
подвиги на суше и водах”, казаки получают земли
“в полное владение и распоряжение”, и потому
должны ревностно охранять южнорусские границы и
заселить пустующие земли.

В августе 1792 г. войсковой судья Антон Головатый
на обратной дороге из Петербурга сочинил ставшую
впоследствии знаменитой “Песнь Черноморского
войска”.

Сценка — “Благодарность казаков”. Участвуют 6
мальчиков, под музыку они выходят, читают отрывок
из “Песни Черноморского войска” и исполняют
казачий танец:

1. “Ой, годи ж нам журытыся, пора перестаты,
дождалыся от царыци за службу заплати.

2. Дала хлиб, силь и грамоти за вирния служби, от
теперь ми, мили браття забудим вси нужды.

3. В Тамани жить, вирно служить, границю держати,
рибу ловить, горилку пыть, ще й будем богати.

4. Да вже треба и женитися, и хлеба робити, хто
прийде к нам из невирних то, як врага бити.

5. Слава Богу, и царици, и покой гетману! Зличили
нам в сердцах наших великую рану.

6. Благодарим императрицю, молимося богу, що нам
вона указала на Тамань дорогу”.

Учитель продолжает:

Переселение черноморских казаков из-за Буга на
Кубань осуществлялось несколькими партиями.
Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но
считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8
тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную
флотилию, артиллерию, административные службы,
архив (слайд 2).

Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа
1793 г. войсковое правительство решило заложить на
месте Карасунского Кута “главный войсковой
град”, названный в честь императрицы — Екатеринодаром
(слайд 3).

Началось заселение и хозяйственное освоение
края вдоль 250-верстной кордонной линии от Тамани
до устья р. Лабы. В 1794 г. состоялось распределение
мест под 40 куренных селений, однако жителей в них
было мало. Работа с картой (слайд 4).

Ученик 1:

На протяжении XIX в. в Черномории
катастрофически не хватало людей. “Малые силы
казаков истощались в постоянных стычках с
закубанскими горцами, в походах, куда их
требовало правительство….”, а так же из-за
неприспособленности населения к климату, частых
эпидемий, крайней бедности. Чтобы решить
проблему малочисленности Черноморского войска,
правительство, признавая тяжелое положение в
нем, начинает проводить организованные массовые
переселения казаков и государственных крестьян
из Малороссийских губерний: Полтавской,
Черниговской, а позднее и из Харьковской,
Киевской, страдавших в то время от малоземелья.

Основные переселения состоялись в 1809-1811, 1821-1825,
1845-1850 гг.:


Время прибытия переселенцев Число переселенцев (человек)
1792-1793 гг. 17130
1808 г. 500 казаков из Турции
1809-1811 гг. 41534
1821-1825 гг. 48392
1848-1850 гг. 14227

Таким образом, коренным населением Кубанской
области (до 60-х гг. XIX. в.), бесспорно, можно считать
украинцев.

Численность украинского населения на Северном
Кавказе убывала с запада на восток по Кавказской
линии, на Кубани оно было наиболее
многочисленным.

Историк И. Я. Куценко отмечает: “…Черноморцы —
второе и третье поколение казаков, которые вели
свою родословную от запорожцев, долго считали
себя украинцами, сохраняя язык и традиции отцов.
Это обусловило этническое своеобразие
кубанского казачества”. И в его нравах, обычаях,
традициях повседневной жизни мы можем увидеть
эти особенности и украинские корни.

Учитель:

А сейчас мы с вами рассмотрим, как переселенцы
обживали край, попытаемся увидеть изнутри, как
они обустраивали свое хозяйство, каких правил
придерживались при строительстве своего дома -
хаты, как уживались в большой казачьей семье,
воспитывали в своих детях трудолюбие, готовили
сыновей к будущей воинской службе.

На первых порах в конце XVIII–XIX вв., устраивая
свои станицы и жилища, переселенцы
придерживались старых традиций, бытовавших еще в
Запорожской Сечи, на Украине.

Ученик 2:

Основание любого поселения — “коша” в
Запорожской Сечи начиналось с выбора места для
церкви, а потом уже осуществлялось строительство
остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на
Кубани. В центре поселения находилась площадь – майдан
с церковью, школой, войсковым правлением,
лавками; улицы были широкими и прямыми.

Наиболее характерным для Кубани, как и для
степных районов Украины, являлась казачья
усадьба — подворье, представлявшее собой
тонкостенное строение без фундамента,
обмазанное глиной и крытое камышом или соломой, с
большим числом окон. “Глухой” оставалась только
стена, где стояла русская печь. Показываются
фотографии жилищ казаков того времени (слайд 5).
Наличники
окон, ставни, карнизы и парадное крыльцо,
выходящие на улицу, нередко украшались резными
узорами. Такие постройки обладали главным
достоинством: летом в них всегда было прохладно,
а зимой – тепло.

Позднее стали строиться турлучные дома,
состоящие из деревянного каркаса, обмазанного с
двух сторон толстым слоем глины (в 30—40 см).

На Кубани, как и на значительной территории
Украины, наиболее характерной была
четырехскатная форма крыши. Для покрытия крыши
использовали камыш или солому. В районах, где
было много заболоченных речек и лиманов,
преобладали камышовые крыши. При этом ровные
ряды камыша предварительно связывали пучками,
затем его прикрепляли к обрешетке крыши и снизу
подбивали дощечкой — как тогда говорили, “под
корешок”.


Нарыжник, остришка

Дом черноморца

По коньку соломенных и камышовых крыш повсюду
на Кубани, как и в правобережных районах Украины,
делали гребень и устраивали по четырем граням
крыши ступенчатые нарыжники, остришки.

Когда гребень хаты был готов, с двух сторон
ставили фигурки лошадей или петушков, вырезанных
из жести и прибитых на удлиненный колышек.

Ученик 3:

Отличительным признаком кубанской хаты был
внутренний ее план, единый для всех районов
Кубани. Дом делился на два больших пространства:
сени и комнату. В сенях обычно хранили запасы,
здесь выхаживали цыплят. Молочных поросят, телят.
При необходимости там же располагались гости.
Сердцем хаты — дома была русская печь, её
ухоженность и украшения говорили о трудолюбии
хозяев. Как и на Украине, русская печь ставилась в
заднем углу хаты, налево или направо от входа. По
диагонали от печи был расположен святой угол, в
котором висели иконы, украшенные венками из
искусственных цветов и вышитыми рушниками, стоял
обеденный стол. За боковой стеной печи
устраивался деревянный настил (пил, полок) для
сна. Позднее, на видное место ставили деревянную
кровать с горой пуховых подушек, резные и
расписные сундуки (скрыни), в которых хранилось
приданое дочерей; на окна вешали занавески, на
стены — лубочные картинки. Вдоль стен находились
неподвижные лавки. В углу у двери был прикреплен
деревянный шкафчик для посуды (мисник, постав).
Пол хаты чаще земляной или глиняный устилался
плетёными ковриками или циновками.

А сейчас, давайте войдем в дом казака.
Внимательно посмотрите на картинку. Все
перепутано в жилище. Помогите хозяевам
разобраться, какие предметы здесь лишние (Работа
с рисунком — слайд 6).

За домом и сбоку от него свободно располагались
все дворовые постройки, не всегда примыкавшие,
друг к другу и к дому. В передней половине двора
находились колодец, хлебные амбары, сараи,
закрытые или открытые навесы для
сельскохозяйственного инвентаря, повозок и пр. В
глубине двора, подальше от дома, строили летнюю
печь (кабицу), характерную для украинцев.
Далее шли: саж для свиней, овин, конюшня, погреб,
огород, сад и пасека.

Каждое подворье огораживалось со стороны улицы
высоким забором. Изгороди строились из
разнообразных материалов: на Тамани сооружали
саманные и глинобитные заборы; в некоторых
восточных и предгорных селениях строили
изгороди из камня, широко были распространены
плетни.

Типы заборов:


каменный

плетни

из жердей

Подобные заборы и ворота, как и неизменные злые
собаки во дворе, были как бы внешним выражением
замкнутости старого казачьего быта.

Одной из задач первопоселенцев было
поддержание безопасности границ империи,
поэтому при устройстве поселений приходилось
принимать во внимание постоянную угрозу
вторжения со стороны горцев. Курени были
окружены оборонительными сооружениями (рвы, валы
и т. д.), в которых имелось несколько охранявшихся
караулом ворот.

Учитель:

Итак, мы с вами сегодня
действительно убедились, что в жилище
черноморских казаков Кубани сильно
прослеживается влияние народных традиций
степных районов Украины и Запорожской Сечи.

А теперь давайте немного повторим, что нового
мы с вами сегодня узнали.

Викторина:

  • Когда прибыли черноморские казаки на Кубань?
  • Какие трудности ожидали переселенцев на новых
    землях?
  • В какой части Кубани поселилось украинское
    население?
  • Как назывались кубанские селения?
  • Назовите кубанскую станицу с самым длинным
    именем.
  • (Старонижестеблиевская – 21 буква, 23 звука)
  • Какая станица, ведущая свою родословную от
    запорожского куреня, своим названием обязана
    городу, который ныне является областным центром
    Украины? (Полтавская).
  • Названия, каких двух станиц созвучно имени
    столицы одного славянского государства, но на
    самом деле обязаны этим названием городку на
    Черниговщине (Украина)? (Староминская,
    Новоминская от Запорожского Менского куреня по
    городу Мена).
  • Какие украинские традиции прослеживались при
    строительстве жилья?
  • Как обычно застраивались станицы?
  • Как называлась центральная площадь в станице?
  • Как назывались кубанские усадьбы?
  • Что такое “кабица”?
  • Чем отличались между собой хата, мазанка, изба?
  • Какие обычаи соблюдали при праздновании
    новоселья?
  • Где располагался красный угол, что было в нем?
  • Что значит “топить по-черному”?
  • Чем чаще всего украшалась крыша дома?
  • Как украшали окна?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать информацию и
подготовить материалы и предметы для оформления
коллажа — “Дом казака”.

Найти кубанские пословицы, поговорки и загадки
о жилье?

Литература, используемая для подготовки
урока и представленная на тематической выставке
книг:

  1. Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал.
    Традиции и обряды кубанского казачества о жилье.
    – Армавир, 2006.
  2. Кубанские станицы. Этнические и
    культурно-бытовые процессы на Кубани. – М.:
    “Наука”, 1967.
  3. Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт
    казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ
    “Перспективы образования”, 2006.
  4. Очерки традиционной культуры казачеств России.
    /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. –
    Москва-Краснодар, 2002.
  5. Попка И.Д. Черноморские казаки в их гражданском
    и военном быту: очерки края, общества,
    вооруженной силы и службы. – Краснодар:
    “Советская Кубань”, 1998.
  6. Прошлое и настоящее Кубани в курсе
    Отечественной истории. – Краснодар, 1994.
  7. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией
    В. Н. Ратушняка — стр. 62-63
  8. Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. –
    Краснодар, 2001.
  9. Щербина Ф.А.. История Кубанского казачьего
    войска. – Екатеринодар, т. 2, 1913 г.

Следующий: