Учебный проект по теме Дальний Восток


Я люблю этот край,
Эти сопки, ущелья и взгорья,
Громовые раскаты
И свист разъяренной пурги.
Я люблю этот ветер,
Пропитанный запахом соли,
Плодородные степи
И ширь бирюзовых морей.
Б. Глушаков.



Основополагающий вопрос проекта (

неординарный,
многослойный вопрос, отражающий богатство и
сложность изучаемого предмета, затрагивающий
ключевые идеи изучаемой дисциплины или
нескольких дисциплин.)

Всегда ли мы знаем, где начало?

Проблемный вопрос темы (

вопрос, вызывающий
интеллектуальное затруднение у учащихся, так как
ответ на него не содержится ни в прежних знания,
ни в информации учителя и знакомым способом
решить его нельзя, а надо искать новый способ)

«Здесь не кончается Россия, здесь начинается
она»?

Учебные вопросы

(более частные вопросы,
ответы на которые в виде конкретных фактов, цифр
позволяет решить проблемный вопрос)

Почему орел на гербе России имеет две головы?

Может экономическое возрождение России
начнется с Дальнего Востока?

Кадры решают все?

Только ли Сибирью будет прирастать могущество
России?

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование компетентности в сфере
    самостоятельной познавательной деятельности;
  2. Формирование навыков самостоятельной работы с
    большим объемом информации;
  3. Формирование умения увидеть проблему и
    наметить пути ее решения;
  4. Формирование критического мышления;
  5. Формирование навыков работы в команде.

Методические цели проекта:

Оценивать и прогнозировать изменения
природных и социально-экономических объектов
под воздействием природных и антропогенных
факторов, демографические процессы, развитие и
проблемы хозяйства экономического района;

Объяснять роль географических знаний в решении
социально-экономических и экологических
проблем, влияние географического положения на
особенности природы, хозяйства и жизнь населения
региона, пропорции между сферами, секторами и
отраслями хозяйства;

Объяснять причины географических явлений на
основе применения понятий «трудовые ресурсы»,
«специализация», «районирование»,
«географическое положение»;

Описывать географическое положение региона;

Определять параметры природных и
социально-экономических объектов по различным
источникам информации,



Называть средства и методы получения
географической информации, важнейшие
природно-хозяйственные объекты региона, примеры
рационального и нерационального размещения
производства.

Задания для учащихся к учебному вопросу №1

Почему орел на гербе России имеет две головы?

Определить расстояние от западных и восточных
границ России до центра Европы, столиц Китая, США,
Австралии, Японии.

Изучить перспективные планы строительства
новых магистралей в азиатской части России.

Изучить перспективный план строительства
трубопроводов в России.

Установить главных торговых партнеров России и
характер сотрудничества с ними.

Изучите участие России в интеграционных
группировках.

Ожидаемые результаты работы учащихся

К заданию №1

Расстояние от западных и
восточных границ России до центра Европы,
западной границы США, столиц Китая, Японии,
Австралии, города Ванкувера (Канада). (в км.)


граница Центр Европы США Канада Китай Япония Австралия
западная 2500 11200 10200 8000 10500 17000
восточная 11200 86 11500 1500 1700 12200

Примечание: расстояние от западных границ
измеряется от Москвы, а от восточных границ от
Владивостока; расстояние от восточных границ до
США измеряется через Берингов пролив,

К заданию №2

Перспективный план
строительства новых транспортных магистралей в
азиатской части России.

  • 2-я Сибирская магистраль на участке между БАМом
    и Транссибом до Хабаровска;
  • от Норильска вдоль до Енисея до Ачинска;
  • от БАМа на северо — восток к заливу Чумикан -
    напротив Шантарских островов;
  • подводный железнодорожный туннель между
    о.Сахалин и материком;

Транспортные пути азиатской части России -
кратчайший путь для японских и китайских товаров
в Европу и товаров США и Канады в южную и
юго-восточную Азию. Положительную роль играют
незамерзающие порты Находка и Восточный.

К заданию №4. Доля отдельных стран в российском
экспорте и импорте


страна Доля в экспорте Место в экспорте Доля в импорте Место в импорте
США 6,9% 2 7.9% 2
Япония 5,5% 3 2,3% 7
Китай 5,3% 4 2,6% 6

Япония заинтересована в развитии отношений с
Россией как крупным рынком сырья и сбыта
радио-телеаппаратуры, автомобилей. Российские
дороги — кратчайший путь японских товаров в
Европу. Япония уже имеет устойчивые
экономические связи с Россией в торговле,
строительстве, лесной промышленности,
металлургии. Японские инвестиции привлекаются в
разработку угольных, нефтяных месторождений о.
Сахалин, освоение лесных ресурсов. Нужно
учитывать, что к 2020 г. Япония будет занимать 3
место в мире по ВВП (5 трлн. долл.). Пока же
товарооборот между нею и Россией 3,5 -4,5 млрд. долл.
в год, что в 20 раз меньше, чем у Японии и Китая и в 40
раз, чем у нее же и США. И развитие инфраструктуры
Дальнего Востока помогло бы снять данную
проблему. Россия является главным торговым
партнером Китая (10 место). Прирост ВВП страны 9,1%. К
2020 г Китай будет занимать 1 место по ВВП в мире (20
трлн. долл.). По мнению китайцев, она должна стать
стратегическим тылом в противостоянии с США и
НАТО. Средняя плотность населения в Сибири и на
Дальнем Востоке 1 чел/кв. км, следовательно,
помощь Китая в освоении их ресурсов неизбежна.
США в экспорте и импорте России, инвестициям в
российскую экономику занимает 2 место после
Германии. В 2020 г США будут занимать 2 место по ВВП
(13.5 трлн. долл.). Но Россия сейчас производит в 15
раз меньше продукции, чем тихоокеанское
побережье США.

Вывод к учебному вопросу №1

1. Голова орла
на гербе России символизирует транзитное
положение страны между Европой, Азией и Америкой.
Западные регионы близки к Европе, а через Дальний
Восток выгодно устанавливать связь со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона. 2.
Устанавливающиеся внешнеэкономические связи
будут влиять на развитие Дальнего Востока. Через
20-30 лет здесь предполагается создать мощную
экономическую базу. 3. «Россия — сырьевая страна.
Практически весь российский бюджет делается в
Москве из нефти и газа, металлов и прочих
«полуфабрикатов» исключительно зауральского
происхождения. И поэтому в жизни РФ участвуют
только 2 «нации» — москвичи и сибиряки. У первых
80% денег страны, а у вторых 80% ее природных
богатств». [2].

Задания для учащихся к учебному вопросу №2

Начнется ли экономическое возрождение России с
Дальнего Востока?

  1. Сравните основные экономические показатели
    Дальнего востока и Центральной России;
  2. Назовите отрасли специализации Дальнего
    Востока;
  3. Охарактеризуйте развитие морского транспорта
    региона;
  4. Изучите перспективы развития хозяйства
    региона;
  5. Выявите участие Дальнего Востока в экспорте
    российской продукции и зависимость его от
    импортного завоза.
  6. Сформулируйте вывод.

Ожидаемые результаты работы

К заданию №1

Основные экономические
показатели Дальнего востока и Центральной
России от среднероссийских показателей (в %)


Экономические показатели Дальний Восток Центральная Россия
Доля ВВП 4,99% 32,9%
Доля промышленности 5,29% 19,9%
Доля сельского хозяйства 4,61% 22,7%
Доля занятых в экономике 5% 45%
Розничный товарооборот 4,1% 40,5%
Основные фонды в экономике 5,7% 23,8%
Отчисления в бюджет 3,1% 34,5%
Структура ВВП: с/х (пром.) 5% (39,1%) 4,3% (17,8%)
Число занятых в экономике 5% 27%
ВВП на 1 человека 35051 рублей 33143 рубля
Объем промышленного производства. 234255млрд. руб. 819844 млрд. руб.
Индекс производства пром. продукции (в %
к прошлому году)
100,2 111
экспорт 3,8 31,7
импорт 3,2 52,7

К заданию №4

Перспективы развития региона.

Комплексное развитие хозяйства;

Создание совместных производств с зарубежными
партнерами: Японией в лесной промышленности,
металлургии разработке месторождений,
реконструкции портов Восточный и Ванино, со
странами АТР — в электронике, ядерной
энергетике;

Создание технополисов в Хабаровске и
Владивостоке;

Привлечение трудовых ресурсов;

Строительство новых транспортных систем;

Создание СЭЗ «Находка», в районе о. Сахалин.

К заданию №5

Высокая степень «замкнутости»
хозяйства СССР приводила к тому, что основные
поставки продовольствия на ДВ шли из европейских
регионов. Удаленность района от основных
производителей вынуждает прибрежные территории
искать пути собственного обеспечения на мировых
рынках. Когда стало ясно, что тратить деньги на
транспортировку товара не хозяйственно,
выяснилось, что гораздо дешевле закупать зерно в
США, а масло в Новой Зеландии. Экономически
регион стал гораздо в большей степени связан с
соседними странами, чем с другими регионами
страны и это экономически выгодно.

Вывод к учебному вопросу №2.

Экономически
ДВ отстает от центральных районов, но при условии
осуществления всех перспектив его
хозяйственного развития, он смог бы стать одной
из точек экономического роста страны.

Задания для учащихся к учебному вопросу №3

Кадры решают все?

  1. Сравните основные демографические показатели
    Дальнего Востока и Центральной России;
  2. Сравните уровень жизни этих регионов;
  3. Охарактеризуйте миграционные процессы ДВ;
  4. сравните уровень преступности, наркомании,
    состояния здоровья ДВ и ЦР;
  5. Сравните уровень развития культуры,
    образования и науки ДВ и ЦР;
  6. Сформулируйте вывод.

Информация к размышлению.

«В Сибирь шли не
отбросы — шли люди, которым было тесно на
«материке», истоптанном демократией. Они
заложили здесь основы русской жизни. Так
постепенно складывался особый человеческий тип :
закаленный природой, не отравленный унижением
крепостного права: Центр тяготения русского
государства непременно переместится на восток,
если он будет также населен, как европейская
Россия:» (Г. Потанин)

Ожидаемые результаты работы учащихся

К заданию №1

Сравнение демографических
показателей Дальнего Востока и Центральной
России




Показатели Дальний Восток Центральная Россия
Численность населения 7 млн. 421,5 тыс. 25 млн. 300 тыс.
Доля в населении России 5,07 % 20,19%
Уровень урбанизации 75,7% 83%
Воспроизводство населения 9,3 — 12,7 = -3,4 7,7 -17,5 = -9,8
Плотность населения 1,2 чел/ 1000 чел 61,9 чел/ 1000 чел

К заданию №2

Сравнение уровня жизни Дальнего
Востока и Центральной России (на 2007 год)


Показатели Дальний Восток Центральная Россия
Среднедушевые доходы (руб./мес.) 4207,7 5648,4
Стоимость минимального набора
продуктов (руб.)
4208,8 3381
Обеспеченность жильем (кв. м/ на чел.) 18,7 22,1
Количество автомобилей на 1000человек 155,8 170,4
Уровень безработицы от ЭАН 8,6% 5.4%
Средняя заработная плата (руб.) 5685 2173
Индекс цен (%) 118,4 120,7
Продолжительность жизни (муж. жен.) 58,2 70,5 59,1 72,5

К заданию №3

. Характеристика миграционных
процессов на Дальнем Востоке.

Интенсивность миграций в районе самая высокая
в стране и в последние годы еще выросла.
Коэффициент миграционного прироста — 5,2 на 1000
человек. Но в регион и приезжает население. Чаще
всего это китайцы и вьетнамцы. К 2015 году каждый
4-ый житель россии будет китайцем. При этом.
Китайцы не комплементарны, они не смешиваться с
местным населением и одной только своей массой
2задавят», отберут рабочие места. Привнося
элементы своей культуры, мигранты размывают
культуру традиционного общества. После этого
начнут требовать предоставления автономности, а
в дальнейшем, возможно, и присоединения к
исторической родине.

К заданию №4

Сравнение уровня преступности,
наркомании и здоровья населения ДВ и ЦР.


Показатели Дальний Восток Центральная Россия
Врожденные аномалии (на 1000чел) 2 1,4
Количество врачей (на 1000 чел) 35,5 190,2
Уровень детской смертности (на 1000 чел) 18,6 13,7
Число преступлений (на 100 тыс.) 2478 1612
Число убийств в 2006 г 2026 6625
Количество разводов (на 1000 браков) 931 822

К заданию №5

Сравнение уровня образования,
культуры и науки ДВ и ЦР.


Показатели Дальний Восток Центральная Россия
Число посещений театров (на 1000чел) 136 258
Число посещений музеев (на 1000 чел) 304 625
Книги в библиотеки (на 1000 чел) 6692 7926
Выпуск газет (на 1000 чел) 319 1812
Затраты на научные исследования
(руб./год)
2835416 65942852
Количество ВУЗов 60 347
Количество школ 2922 14884
Количество студентов в гос. ВУЗах 201,6 14899

К заданию №6

Вывод: Слабое экономическое
развитие региона отразилось на физическом и
нравственном состоянии его населения. Вряд ли
стоит ожидать, что при сложившейся ситуации
нравственное возрождение России начнется
отсюда. Хотя это возможно при осуществлении всех
экономических преобразований в регионе.

Задания к учебному вопросу №4

Только ли Сибирью будет прирастать могущество
России?

Используя тематические карты дайте
физико-географическую характеристику Дальнего
Востока;

Охарактеризуйте природные ресурсы региона;

Выявите экологические проблемы региона;

Сформулируйте вывод.

Ожидаемые результаты работы учащихся

К заданию № 3

Оценка природных ресурсов
Дальнего Востока.


Вид ресурсов Оценка ресурса и возможности его
использования
агроклиматические Благоприятны на юге. Муссонный климат
дает возможность заниматься земледелием без
орошения. Сухая осень удобна для уборки урожая.
водные Густая речная сеть
энергетические Нефть, уголь, гидроэнергоресурсы,
геотермальные , энергия приловов. Используются
слабо
биологические Очень богаты: лес, пушные звери, рыба,
морепродукты. Есть проблема использования.
Охотское море еще в июне забито льдами.
рекреационные Преобладание ясных солнечных дней,
отсутствие изнуряющей жары делают климат
благоприятным для здоровья. Экзотическая
природа, целебные источники, купальный сезон
длится с июля до конца сентября, сезон парусного
спорта-250 дней, уникальные условия для
спортивного рыболовства и охоты, всех видов
туризма. Ресурсы потенциально велики, но
используются недостаточно.
лесные Лесистость -60%. 35% от лесов России. Леса
имеют южный облик. Длительная рубка привела к
сокращению площади.
земельные Площадь пашни мала, но хорошие условия
для развития оленеводства.
минеральные Доля в России: золото 50%,олово-80%,
вольфрам-24%, железная руда-10%, уголь-42%, серебро-98%
(с Восточной Сибирью), урановая руда-99%, алмазы-98%,
ртуть-60%, медь-22%, молибден- 27%.

Вывод к учебному вопросу № 4.

1. природные
ресурсы — велики и разнообразны;

2. преобладает добывающая промышленность; 3. В
перспективе — создание «верхних этажей»
хозяйства, что благоприятно скажется на развитии
региона, его социальной сферы, а значит и уровне
жизни населения.

Общий вывод проекта

В России есть регионы с особой судьбой. Дальний
Восток- один из них. Он всегда был немного иным: по
климату, уникальным растениям и животным,
составу населения, роли для страны, которая
постоянно менялась. Дальний Восток — самый
отсталый и периферийный район России. Из Москвы
он кажется почти анклавным. Оторванность района
от основной части страны усилилась в 90-е годы в
связи с возросшими транспортными тарифами. К
тому же его единственный сосед- Восточная Сибирь
служит барьером для его связей, так как обладает
однотипным набором природных ресурсов. С другой
стороны, юг Дальнего Востока — это стык
тихоокеанских стран. Это — ворота на восток.
Понятие «запад» во Владивостоке неоднозначно.
Под ним можно понять мировой запад, то есть
Европу. Но ближайший географический «запад» -
это, как ни странно, Китай, Япония и США. И поэтому
Дальний Восток — это ворота и на это «запад».
Так вот, с учетом этой роли он и будет
развиваться, здесь будет создаваться мощная
экономическая база.

Рекомендуемые источники информации для
учащихся:

  1. Атлас «География России. Население и хозяйство.
    9 класс. М. 2009 г.
  2. Григоренко А. Соединенные Штаты Сибири. АиФ. 1.2002
    г.
  3. Европейский союз — бросок на Восток.
    Еженедельник «География» № 12. 2004 г.
  4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.
    Население и хозяйство. 9 класс. М.2005 год.
  5. Задушит ли Китай Россию в объятиях? АиФ .09. 2005 г.
  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.
    М. 2004 г.
  7. Мультимедиа- энциклопедия. Большая
    энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2009 г.
  8. Политическая карта мира.
  9. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население
    и хозяйство. 9 класс. М. 2009 г.
  10. Сколько приезжих может переварить Россия? АиФ.
    11.2005 г.



Следующий: